Преподавание литературы Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.15 Просмотров: 826 Петрова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (3,76 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Беседа с учащимися (1-2 слайды) – В комедии А.С.Грибоедова можно отметить как новаторские, так и традиционные элементы. В чем же нашли воплощение традиционные элементы? 3. Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе 3.1. Беседа с учащимися. – Какие герои появляются в пьесе, а о каких упоминается лишь в репликах и монологах героев комедии? 3.2. Запись в тетрадях определений.(3-4 слайды) Второстепенные герои – герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев. 3.3. Литературная мозаика. (5-10 слайды) – Ни в какой другой пьесе – ни до «Горя от ума», ни после ее – нет такого количества второстепенных и внесценических персонажей, представляющих собой определенные явления жизни. Да отойди подальше от дверей, Вот то-то детки: От скуки я взяла с собой Как обходительна! добра! мила! проста! А, знаю, помню, слышал. Когда же надо подслужиться, 3.4. Работа в группах. Действие 3. Явление 10 Работа в группах:
Задания для 1 группы: проанализируйте иллюстрации художников, изображающих Хлёстову, фотографии актрис, играющих эту роль. Что можно сказать о данной героине, судя по предложенным иллюстрациям и фотографиям? Итог: составление описания внешности героини. Задания для 2 группы: проанализируйте монолог Хлёстовой, строй ее речи. Итог: составление описания характера героини. Задания для 3 группы: распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Хлёстовой. Итог: составление визуального образа героини. 3.5. Беседа с учащимися. – С какой целью вводит в свою комедию Грибоедов данный персонаж? (11 слайд) Легко ли в шестьдесят пять лет – Почему все стараются услужить Хлёстовой, какой смысл вносит в слово «услужить» А.С.Грибоедов? (14 слайд) Действие 3. Явление 14 3.6. Распределительная работа «Старинная пословица не мимо молвится». (15-20 слайды) – Соберите разрозненные пословицы В.Даля в единое целое: Ласково слово – половина спасенья. (Ласково слово – что весенний день. 3.7. Беседа с учащимися. – Соотнесите пословицы В.Даля с такими персонажами, как Г.N. и Г.D. Какие пословицы точно характеризуют героев и почему? Действие 4. Явление 4 3.8. Беседа с учащимися – Для чего в комедию введен Репетилов? (23 слайд) 3.9. 3.4. Работа в группах. Действие 2. Явление 1 Работа в группах:
Задания для 1 группы: проанализируйте монологи Фамусова, реплики Молчалина, в которых упоминаются Кузьма Петрович, Максим Петрович и Татьяна Юрьевна. Что можно сказать о данных героях, их характере, привычках, роли в обществе? Итог: составление описания характера героя. Задания для 2 группы: распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!» Итог: составление визуального образа внесценического героя посредством того человека, который о нем рассказывает. 3.10. Беседа с учащимися. Действие 2. Явление 1 – Чем оставил по себе память Кузьма Петрович? (26 слайд) Действие 2. Явление 2 – Почему Фамусов называет Чацкого гордецом и чему призывает учиться? (28 слайд) Действие 3. Явление 3 – Почему в фамусовском обществе столь весомо имя Татьяны Юрьевны? (30 слайд) Чиновные и должностные – Какова роль знаков препинания в репликах Молчалина, когда он упоминает Татьяну Юрьевну? 3.11. Итоговые вопросы. (31 слайд) – Итак, какова, по-вашему, роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии? 3.12. Запись в тетрадях функций второстепенных и внесценических персонажей. (32 слайд) Функции второстепенных и внесценических персонажей: 1) создание определенного эмоционального фона; 4. Обобщение. Итоги урока 5. Домашнее задание Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; анализ статьи; сообщения «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике». Список литературы: 1. Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия. – Л.: «Дет.лит.», 1975. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |