Преподавание русского языка Разработка урока по русскому языку на тему "Текст. Признаки текста" (5-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.13 Просмотров: 1699 Мерушева Ирина Бадлуевна, воспитатель Цель урока: Формирование у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; Задачи:
Оборудование:
Ход урока I. Организационный момент. Слово учителя: Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий, касающихся личности великого ученого Д.И.Менделеева и познакомиться с понятием “Текст”. Вы будете учеными, которые исследуют, делают открытия и познают новое. Перед вами, ребята, отрывок из книги о Д.И.Менделееве, прочитайте его. (Текст спроецирован на доску) Обратите внимание на подчеркнутые слова.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал: "Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения". II.Словарная работа. - Как вы понимаете значение этих слов? Объясните. Теперь посмотрите, как даётся их толкование в словаре. (самостоятельная работа со словарём) - Подберите к этим словам однокоренные и запишите их в тетрадь. (все работают в тетради, 2 ученика у доски) - Объясните устно знаки препинания в предложениях. III. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний. Работа с текстом. - Можно ли назвать эти предложения текстом? - По каким признакам вы это определили? (ученики называют признаки текста, знакомые им из курса начальной школы). IV. Усвоение новых знаний. Работа с таблицей “Признаки текста” (составляем совместно)
- Объясните каждый признак текста (поисковая работа по учебнику). V. Этап проверки понимания учащимися нового материала. 1. Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).
Учитель: - Это текст? - Можно ли создать из этих предложений текст? - Восстановите текст. - Что вы сделали для этого?(расставили предложения по порядку) -Следовательно, мы с вами вывели еще один признак текста. (Последовательность предложений) - Давайте внесём этот признак в нашу таблицу. - Озаглавьте получившийся текст. - Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу. - Задание по вариантам: I вариант- записать первое предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы. II вариант- записать второе предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы. 2. Самостоятельная работа: ученикам даны карточки с текстом без знаков препинания и заглавных букв. Учитель: Представьте себе, что вы редакторы. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно. (Два ученика работают у доски, остальные в тетради). В 1895 году Менделеев ослеп _но продолжал руководить Палатой мер и весов _ деловые бумаги ему зачитывали вслух распоряжения он диктовал секретарю_ а дома вслепую продолжал клеить чемоданы _ профессор И. В.Костенич за две операции удалил катаракту_ и вскоре зрение вернулось… После работы над текстом ребята самостоятельно делают вывод о том, что предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности. VI. Этап усвоения и закрепления нового материала. Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)
VII. Этап подведения итогов урока. - Какие открытия на уроке вы для себя сделали? VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. - Напишите дома письмо Д.И. Менделееву и на следующем уроке докажите, что ваше письмо является текстом Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |