Преподавание русского языка Лексика. Тематические группы слов, называющие реалии Кольского Севера. МореNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.09 Просмотров: 972 Девяткова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, директор гимназии Цели:
Оборудование:
Ход урока. I.Формирование социокультурной компетентности учащихся.
Упражнение № 268.
1). Отражение в языке культуры и истории народа. 2). Отражение в языке материальной и духовной культуры народа. 3). Язык – драгоценное сокровище народа. 4). Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Таким образом, изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение следующих целей: 1) формирование представления о русском языке как культурной ценности народа; 2) развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
II. Работа по теме урока.
Мы приступили с вами к изучению раздела “Лексика”. В учебнике в начале данного раздела помещено стихотворение Б.Заходера. По содержанию оно кажется слишком детским, но для понимания лексического значения слов в нем немало трудностей. (стр.21, упр. 30). Проверка домашнего задания: ученица зачитывает толкование ( лексическое значение) слов, ученики называют слово. Море – большое водное пространство с горько соленой водой. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка) Вот как называет море северный поэт Вл. Семенов в стихотворении “Смерть капитана Кононова”: От Мурманска И далее везде Колышется соленое пространство. Тема сегодняшнего урока- “Тематические группы слов, называющих реалии Кольского Севера. Море”. А) Слово учителя. Кольский Север имеет свой круг символов, каждый из которых многократно используется в художественной речи, запечатляется в ярких образных зарисовках, обнаруживающих особенности поэтической картина мира северян. Это визитная карточка нашего края, немыслимого без моря, залива, порта, скал, ветра, шторма, полярного сияния…Эти слова являются не только символами нашей родины, но и знаками ее неповторимой прелести.
Б) Введение в языковое сознание учащихся языковых словарных объединений. ( Морской пейзаж, названия судов, человек и море, морское ремесло, названия профессий людей, работающих в море и т.п.)
3. Определение задачи урока. Каждая из названных реалий живет не только в общенародном языке, но и в языке поэтическом, воплощаясь в многочисленных и разноликих художественных образах. Собрать образные характеристики реалий – символов Кольского Севера, созданные талантом наших мурманских поэтов – вот лексикографическая задача следующих этапов нашего урока. 4. Работа в творческих группах. 1). Результаты исследования первой группы по теме “Морской пейзаж”. Результаты исследования по теме “Пейзаж моря”. Мы исследовали стихотворения поэтов Кольского Севера и собрали материал по теме “Пейзаж моря”. Кто, как ни человек, родившийся на севере нашей страны, на Кольском полуострове, проживший здесь большую часть жизни, лучше всех способен описать и передать всю прелесть моря, его внешнюю красоту.
Поэта Заполярья стараются доказать читателю, насколько жизнелюбиво, необычно, загадочно наше северное море. Они используют яркие эпитеты, оригинальные олицетворения, метафоры, чтобы создать образ моря.
Достаточно живо и захватывающе поэты передают жизнь вокруг моря, его роль в обитании флоры и фауны, которые являются неотъемлемой частью морского пейзажа:
– Какие слова данной темы могут быть связаны с микрогруппой “Музыка моря”, которую выделили ученики первой группы, исследуя лексику стихотворений мурманских поэтов? (Шторм, шквал…)
2). Результаты исследования по теме “Названия судов”
Группа составляет задания классу. Результаты исследования по теме “Названия судов” Анализируя лексику стихотворений мурманских поэтов, мы собрали словарный материал по теме “Названия судов”. В процессе чтения и изучения стихотворений, написанных поэтами Кольского Севера, мы выделили отрывки, в которых встречаются названия морского транспорта, названия судов. Вот караван. Глава- атомоход. Стреляют в солнце ледяные брызги. За ним, как за мамашею, пойдет Пяток судов… (В. Тимофеев “Ночной вагон”) Без консервщика траулер дальше погреб… На плавбазе консервщик затылок скреб… (В. Тимофеев “До причала”) Владимир Матвеев в стихотворении “Корабли” утверждает: “Да, корабли - они совсем как люди…”. Наверное, поэтому авторы используют такие олицетворения: В стороне от крикливых лайнеров Буксиры фыркали у пристани. (В. Тимофеев “Парус”). Они хранят, как человек, Тепло земли, тепло причала. (В. Матвеев “О чем мечтают корабли”) Тема “Названия судов” включает такую микротему, как “Атрибуты корабля”: Встреча корабля. За метром - метр, Ближе, ближе ржавый борт к причалу И все круче, он все круче вверх. Трап завис. Чему? Кому? Начало? Трап- это несколько метров, которые каждый моряк проходит, чтобы попасть на судно, чтобы вернуться по нему на родную землю. Эти насколько метров, которые соединяют сушу с морем, ожидание со встречей, слезы с радостью. Может, поэтому у каждого мурманского поэта хотя бы в одном стихотворении упоминается слово “трап”. У Вл. Матвеева есть стихотворение, которое называется “Корабельный трап”, а в нем такие строчки:
Группа составляет задания классу. Результаты исследования по теме “Названия профессий”. В стихотворениях мурманских поэтов часто встречаются названия профессий людей, работающих на судах в море. Вл. Матвеев “Старпом”: Тот, кто о жизни корабельной слышал, Тем паче тот, кто в море заходил, Конечно, знает, что старпома выше Есть лишь одна фигура - командир. И.Козлов “На промысле”: Как младший штурман, я стоял столбом, Радист сопел, работая ключом, А капитан - в иллюминатор лбом- О чем-то думал. Знать бы мне - о чем… Мы снова заходили на замет. Гидролокатор импульс посылал. Акустик слушал, пеленг называл. В. Сычев “Капля воды”: Шаманил тралмейстер Над порванным тралом, Радист колдовал Втихомолку над рацией, На камбузе кок Пироги заговаривал. Тральщик- 1. Военное или рыболовное судно для траления. 2. Моряк, специалист по тралению Тралмейстер- лицо, руководящее траловым ловом рыбы. Кок- повар на судне. Штурман- специалист по вождению судов.
Ну, а нам со стихиями спорить И ценить по достоинству труд В том огромном, но все-таки море, Что не зря океаном зовут.
Результаты исследования по теме “Человек и море” Благодаря творчеству мурманских поэтов, мы открываем незнакомый для нас мир водной стихии. В нем нет места слабым и трусливым. Это мир сильных и мужественных людей, которые посвятили морю всю свою жизнь. Море для меня - родное дело, Море- жизнь, мечта, судьба и сила. (И. Козлов) Для настоящих моряков расставание с морем - очень непростой шаг. Смириться трудно с резким поворотом, Но срок прошел (куда деваться тут) Теперь меня, расставшегося с флотом, Североморцем бывшим назовут. (В. Матвеев) Работа моряка всегда связана с риском, но все равно море притягивает людей какой- то неведомой силой. Как бы не был мужествен, силен духом моряк, но в море его сердце будет терзать тревога: У моря, у сердца - едино волненье, Волненье в крови - у морей, у людей. (В. Тимофеев “Морские дороги”) На берегу ждет семья, близкие и родные. А работа в море всегда будет неразрывно связана с расставанием и долгим ожиданием. Ты недаром хладнокровьем славишься, Что ж, на то профессия- моряк! Редким гостем на земле появишься- Ты привык хозяйничать в морях! (Р. Маркова) И море с грустною улыбкой- Избыток женской теплоты- Баюкало в железной зыбке Своих измотанных владык. (В. Сычев)
5. Поведение итогов урока.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |