Преподавание русского языка
Работаем в условиях двуязычия
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.10.07
Просмотров: 831
Гайнутдинова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Работаем в условиях двуязычия. Мой педагогический стаж – 34 года. Проблема, над которой работаю последнее время (с 1994 года): “Развитие творческой личности в процессе образования и воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности”. Исходя из этой проблемы, разработала педагогическую (образовательно-воспитательную) систему “Урок - внеклассное занятие- кружок- самостоятельная работа ученика- выход ученика со своей творческой работой (участие в интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, в различных творческих конкурсах, выступления на уроках и во внеклассных мероприятиях.)”. Для более эффективного результата разработала по этой системе авторскую программу работы литературно- краеведческого клуба и авторскую программу по изучению раздела “Литература родного края”. Использую при работе авторские научно - методические разработки: “Преподавание стилистики в сельской школе с национальным контингентом учащихся - татар ”, “Изучение курса “Деловое письмо” в программе средней школы”, “Методика преподавания “Основ сочинений разных жанров” в средней школе ”, авторскую программу преподавания спецкурсов “Мировая художественная культура”, “История культуры народов Татарстана”, “Современная русская литература конца XX века- начала XXI века”; программы работы кружков “Музейное дело” и “Проба пера ”. В ходе уроков обязательно включаю национально-региональный компонент: материалы краеведения, сопоставление литературного процесса в России и в Татарстане, сопоставление творчества писателей, грамматические, лексические, синтаксические особенности русского и татарского языков, культуры речи и т.д. Работая по проблеме “Развитие творческой личности в процессе образования и воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности”, большое внимание уделяю индивидуальной работе, новым технологиям в проведении уроков, использую в преподавании инновационные методы. Уделяю большое внимание подходу к уроку, его параметрам, подбору дидактических средств. То есть, урок начинается с моей творческой лаборатории, с создания конспекта урока, его плана. Мне в этом помогают мои папки с рабочим и вспомогательным материалам по всем курсам русского языка и литературы. В данное время приступила к созданию таких папок по “Культурологии”. Что в такие папки входит? Например, “Русский язык”: - Опорные конспекты, таблицы, алгоритмы.
- Перфокарты различных видов.
- Дидактический материал.
- Информационно-Дидактические карточки для индивидуальной работы.
- Статьи по обмену опытом преподавания данного курса из профильных журналов, газет.
- Разработки по методике словарной работы на уроке.
- Интересные и полезные, на мой взгляд, выступления ученых и методистов по курсу. Например: “Род несклоняемых существительных” и др.
Урок продумывается с мелочей, даже возможные ответы учащихся, и вопросы, на которые нужно будет дать ответ мне, на которые смогут ответить сами учащиеся. Домашнее задание даю в нескольких вариантах: 1. Обязательное для всех: работа над параграфом по “Теории”, упражнение по “ Практике”. 2. Групповые задания по подготовке к следующему этапу изучения темы, связанные с внеклассной работой, с работой кружка, с самостоятельной работой учеников. Например: проследить, как часто в нашей бытовой речи используются имена существительные конкретные и отвлеченные; определить суффиксы, участвующие в их словообразовательном процессе, или: проследить выступление диктора телевидения и проанализировать лексическую, грамматическую сторону ее речи. 3. Индивидуальные задания для слабых учащихся: - по системе Габдулхакова В.Ф.(по работе над пробелами в знаниях);
- задания с учетом циклопрограммы психологического и физического состояния учащегося;
- задание для ребят с дефектами речи по системе Сукача Л.М.
4. Задание по борьбе с ошибками фонетического характера и “национального” характера по методу Григорьева Н.Д. А где же творчество? Где развитие творческих способностей у детей? Все начинается с вселения в маленького человека веры в себя. Начало - справиться с заданием по алгоритму, опоре, или составить их самим по изучаемому параграфу, или по лекции учителя, по его обьяснению материала. Справиться с заданием по перфокарте, например: тема “Правописание мягкого знака в именах существительных на конце слова после шипящих”. Казалось бы, ничего особенного, но, имея перед собой этот алгоритм, ученик как бы заново прочитывает по нему правила, приводит примеры, применяет при выполнении задания. Алгоритм поможет и в работе с перфокартами. Можно дать задание: вспомнить стихотворение, сказки, загадки, в которых встречаются существительные на это правило правописания, орфограммы. Или: привести свои примеры, согласно таблице- алгоритму и т.д. На следующем уроке обязательно проверяем в ходе деловой игры индивидуальные и групповые задания. Следующий этап работы с правилом – словарный диктант с взаимопроверкой на слова, в которых допущены ошибки, составить юмористический рассказ, сказку. Например, “Приключение Его Величество Мягкого Знака”. На кружке мы обсуждаем эту работу. После редактирования, корректировки включаем в альманах “Проба пера”, публикуем в районной газете. Обучение стилистике начинаю с 5-ого класса. Во многом помогает программа Бабайцевой, которая включает в упражнение задания по стилистике и “Русская речь” (пособие к курсу Русского языка каждого класса). С 5-го класса, кроме знакомства со стилями русского литературного языка, его нормами, начинаю знакомить ребят с сочинениями разных жанров. Практическая работа идет по той же системе “Урок – внеклассная работа - кружок - самостоятельная работа учащегося - выход”. С каждым курсом сложность задания возрастает, растёт багаж знаний, банк навыков и умений, которые отшлифовываются на занятиях кружка. Второе, что помогает мне в развитии не только творческих способностей, логики мышления, но и в развитии грамотности – это подача темы блоками. Например: 9-ый класс. Раздел “Сложное предложение”, по той же схеме: составление опоры, закрепление правила по ней, подбор примеров, самостоятельное практическое занятие, творческая работа, сообщение на уроке. В учебных пособиях Бабайцевой есть упражнения на самопроверку: по редактированию текстов, предложений, творческие задания. Я их охотно использую в своей работе, как и взаимопроверку творческих работ. Проверка осуществляется с постановкой проблемного вопроса: Почему здесь произошла ошибка? Это очень важно, для того чтобы ребёнок увидел причину своей неудачи: невнимательность ли, незнание ли правила. Затем выясняется, на какое правило ошибка и как это правило применить, т. е. проверить верность применения. Например: “Корни с чередующимися гласными – И - и – Е -”.Ошибка допущена в слове “соберу”, мальчик написал “собиру”. Выясняем, знает ли он правило. Обращаем внимание на корень и суффикс, который следует за ним. В слове “соберу” за корнем нет суффикса –а- , следовательно, в корне пишем –е- . И приводим примеры: “приберу”, “прибирать”. Если это пунктуационная ошибка – то выясняем, умеет ли ученик анализировать предложение, разбирать его по членам предложения, находить грамматическую основу предложения, различать смысловые границы частей сложного предложения, предложения с прямой речью, с обособлениями различных видов, т.е. проводим синтаксический и пунктуационный разбор предложения, вспоминаем правило постановки знака препинания в том или ином случае. Проверочные работы по теме провожу не только в виде диктанта, сочинения или изложения, но и виде рефератов, научных исследований, деловой игры, тестирования. Во время урока на закрепление материала применяю сигнальные карточки, тестирование, перфокарту №1. Использую разнообразный подход в изучении в той или иной темы. Объяснения и задания соответственно 1, 2, 3 уровню. В том же порядке опрос. Опоры составляются учениками соответственно своему уровню знаний. Для этого заранее на доске строю схему, даю примеры, заполняю таблицы, записываю задания на урок, если это не комментированное письмо или свободный диктант. Использую кодоскопы (для экономии времени во время урока), перфокарты, информационно - дидактические карточки (3 уровень). Например: Мы в ходе изучения темы узнали, что между частями сложного предложения перед союзом (любым) всегда ставится запятая. Внимательно познакомься с данным текстом: “Вечером, как всегда, приходили гости, и мы пили чай под аккомпанемент фортепьяно. Но усталость брала своё, и постепенно все расходились. Я давно заметил, что не девушки и юноши засиживались допоздна, а, как ни странно, старички”. Где обнаружил “ошибку”? В чем она заключается? Чем объяснить такое “упущение” со стороны автора? Прав ли он? 1 уровень скажет: “здесь все верно, 1 предложение - сложносочиненное, с соединительной связью и общим членом предложения в первой части сложного предложения, поэтому запятая перед союзом и, согласно правилу, не ставится”. 2 уровень может ответить так же, как и 1-й, а может назвать это грубой ошибкой, как 3-уровень. 1 уровень приводит свои примеры; 2 уровень выполняет упражнения на данный случай пунктуации в сложносочиненном предложении, а с третьим мы вновь обращаемся к правилу, алгоритму, опорному конспекту, подбираем примеры из текстов упражнений на данный случай и только потом пытаемся самостоятельно построить такое предложение. Следовательно, 1 уровень доказывает верность с применением доказательств:- правила в форме связанного текста, устного мини- сочинения; 2 уровень – метод исследования; 3 уровень - метод заучивания и исследования. Начиная с 8-го класса, идёт углублённое изучение языка с применением элементов стилистики, языкознания, основ сочинений разных жанров. К 9-му классу ученики могут написать послание, отзыв, рецензию, дать анализ стихотворного текста или прозаического. На уроках литературы это познание языка поможет нам в анализе художественных изобразительных средств того или иного произведения, автора. Например, работая над теоретическими понятиями: “Образ – характер – герой” – знакомимся с такими изобразительными средствами, как эпитеты, метафоры, с методом олицетворения, антитезы и т.д. Говорим о роли глагола, имён существительных, называющих, например, действие или признак, состояние в создании того или иного описания природы или портрета человека, его внешнего вида. Особенно богат язык тургеневских произведений. И мы чаще работаем над языком его произведений “Бирюк”, “Бежин луг”, и т.д., воссоздающим картину дня (ночи, утра, т.д.) в красках, звуках, запахах. Составляем таблицы, которые помогают нам понять, что язык богат, русское слово многогранно, и нужно только научиться умелому употреблению его и в устной, и в письменной речи. Для практики используем и деловую игру, которая начинается: “Вы его очень хорошо знаете”, и с использованием языковых средств изобразительности рисуется портрет кого-либо из одноклассников. Дома (по желанию) предлагается написать сочинение “Портрет моей мамы (подруги, друга и т.д.)”, которые по степени их значимости, либо читаются на одном из уроков как образцы, либо становятся предметом редактирования во внеклассном занятии, на кружке. Преподавание литературы связываю с жизнью, с работой литературно - краеведческого клуба “Родничок”, с музеем Павла Петровича Бажова, провожу в нем уроки и в 5-х, и в 11-х классах. На примере творчества одного писателя можно раскрыть всю историю народа, ярко преподнести колорит эпохи, развития русской советской литературы, на практике усвоить такие понятия как “стиль писателя”, “язык художественного произведения”, “прототип”, “образ в литературе, кино, живописи, музыки”. Именно музей помог в становлении творческой личности целой плеяды моих учеников, которыми гордится школа. Среди них есть и учителя - филологи, и журналисты, и художники. Ребята получают огромный интеллектуальный заряд, расширяют свой кругозор, пополняют словарный запас, шлифуют свою устную и письменную речь. Особое внимание уделяю изучению литературы родного края, встречам с писателями, поэтами района, республики, считая, что если человек не постигает культуры своего народа, он будет равнодушен и к познанию культуры другого народа, к постижению сокровищ мировой культуры. На базе основных фондов музейной экспозиции “Литература нашего края” разработаны планы уроков в 5-х - 11-х классах по общей системе, на которых знакомимся с творчеством Дарземанова, Бикчурина, Рахимова, Амирханова, Хасанова, Рочайте, Троепольского и других местных авторов в форме уроков- экскурсий, уроков лекции, встреч в Литературном салоне, поисков, литературоведческих исследований, читательских конференций, защиты читательского формуляра, КВН, шоу – игр и т. д. Например: 5-ый класс “Заудат Дарземанов. Стихи для детей”. Цель: знакомство с поэтом- земляком, темой его творчества, претворяя в жизнь идею национального согласия, реализовать знакомство с поэтическим наследием Дарземанова в двух вариантах – на татарском и русском языках, проанализировав достижение цели, донесения основной мысли произведения в авторском и переводном варианте; влияние поэзии Дарземанова на развитие других видов искусств и национальной культуры Татарстана. Оборудование: грамзапись песни на слова Дарземанова “Буду солдатом” в исполнении Зиннатуллиной. Экспозиция музея “ Литература нашего края”, посвящённая творчеству поэта. Форма: урок-экскурсия с элементами лекции, урока-концерта. Ход урока: 1. Выступление учащегося с кратким очерком жизни и деятельности З.Х. Дарземанова. 2. Обзор творчества З.Х. Дарземанова со вступительным словом учителя; Урок – концерт: а) литературный монтаж; б) отражение творчества Дарземанова в музыке, живописи, кино и т.д. 3. Заключительное слово учителя, в котором говорится, что все материалы, предложенные, в экспозиции собраны такими же, как и они, учениками. Призыв пополнить сведения о поэте, путем поисков и находок, исследовании. Это самостоятельная работа. Те, кто проявит интерес к этому заданию, придет в ЛКК “Родничок” и уже продолжит работу по теме в музее кружка. Работа в “Родничке” развивает творческие способности учащихся, помогает им реализоваться в любой сфере кружковой деятельности, принять участие в творческих конкурсах на различных уровнях: от школы до Всероссийских конкурсов. Очень насыщенно, интересно, на мой взгляд, и своеобразно провожу изучение творчества А.С. Пушкина, создав традиционность в системе: 1. Урок-читательская конференция. 2. Урок-спектакль. 3. Урок-литературно-музыкальная композиция. 4. Урок- “литературный салон.” 5. Пушкинский бал. 6. Шоу-игры: “Счастливый случай”, “Поле чудес”, “Умники и Умницы”. 7. Творческие конкурсы сочинений, сценариев, литературоведческих исследований. Есть наработки и по другим темам. Как преподаватель спецкурса “Мировая художественная культура” использую интегрированные уроки: история, филология, языкознание, мировая культура. Работаю по авторской программе, с опорой на программу Химика И.А. для вузов, ПТУ и т.д., пособия под редакцией Радугиной “Культурология” с использованием энциклопедии, справочников, истории античной литературы, и т.д. ... . Использую в практике интегрированный урок, практикую лекции, уроки-семинары, защиту рефератов, научно-исследовательскую конференцию, деловые игры, видео-уроки, уроки-экскурсии и т.д. По данным анкетирования учащихся, курс открыл им много нового, позволил повторить материалы курсов 5-10-х классов по истории, литературе, по другим предметам: Еврипид, Архимед, Аристотель-физика, математика, астрономия, география и т.д. У них появились навыки в суждениях о стилях архитектуры, живописи, теперь они могут гораздо серьёзнее подойти к оценке того или иного произведения искусства. Глубже познали русскую культуру, постигли происхождение многих бытующих и ныне выражения, значений слов… На вопросы анкеты: Считаете ли нужным продолжить изучение данного спецкурса? Почему? Большинство ответили: “Безо всяких сомнений. Благодаря этому курсу мы почувствовали себя, действительно, знающими людьми. В будущем это, может, и не пригодится, но для ощущения себя интеллигентным человеком, сведущем в вопросах культуры, не помешает”. На протяжении всех лет работы мы с учениками принимаем участие во Всероссийских и Республиканских, районных конкурсах, имеем Грамоты, Дипломы, медали за свои работы; публикуемся в районных средствах массовой информации. Я тоже являюсь постоянным общественным корреспондентом местных изданий уже более 20 лет. Выступаю в печати на педагогические темы, по вопросам нравственного воспитания молодежи, рассказываю о работе коллег и об односельчанах. Надеюсь, что результаты моего труда будут по прежнему радовать учеников, родителей, коллег и повышать интерес, как к предмету, так и к самому образовательно-воспитательному процессу, в результате которого созданы школьные музеи: музей писателя П.П. Бажова, музейная экспозиция “Литература родного края”, музей Боевой и Трудовой Славы поселка, материалы которого используются даже писателями, учеными края, музейная экспозиция В.П.Чкалова, имя которого носит школа. В течение 30 лет имеются последователи в профессии, которые давно переросли своего учителя. Как результат этого процесса - медалисты и число поступивших в вузы, хотя самое главное, на мой взгляд, – это воспитание Человека: интеллектуально - развитый рабочий не менее ценен, чем дипломированный специалист. Программа и методика преподавания русского языка в современной школе “специальными задачами” ставит перед учителями-словесниками страны формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Что это означает, расшифровано в “Объяснительной записке” к “программно – методическому материалу” “Русский язык. 5-9 классы”. Составитель: Л.М. Рыбченкова (3-е издание, стереотип - М., Дрофа, 2000 год 192.- стр, стр 3-5). “Языковая компетентность” (т.е. осведомленность) школьников реализуется в процессе следующих познавательных задач: • форсирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний в русском языке (его устройстве и функционировании, развития языкового эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи). Коммуникативная компетентность (то есть осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: • формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); • овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; • обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной формах. (Я бы подчеркнула, что это умение должно формироваться не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках по другим предметам, во внеклассной и кружковой работе; оно должно формироваться под воздействием языковой среды, в семье; должно формироваться средствами массовой информации. Сейчас же мы видим пока негативное влияние СМИ и языковой среды на формирование речевой деятельности учащихся- Л.Г.). Лингвистическая компетентность - это знание учащихся о самой науке “Русский язык”, о её методах, этапах развития, о выделяющихся учёных, сделавших открытия в изучении русского языка. И, исходя из этих общепринятых целей и задач, мы стараемся сделать всё возможное и невозможное, чтобы наши ученики вышли из стен школы грамотными, интеллектуально развитыми людьми, творчески активными. Интеллектуально развитая личность - это не банк всех знаний, умений и навыков, а, прежде всего, Человек, направляющий все свои знания, умения и навыки на благие дела. Это высокообразованный, культурный человек. А любая культура - это не только эстетическое в поведении и образе жизни человека, но, в первую очередь, этическое, нравственное. Как показатель интеллигентности, культурного уровня - язык, речь. Вместе с коллегами района я уже не первый год работаю над проблемой повышения качества знаний, умений и навыков, учащихся по предмету, над воспитанием культуры речи учащихся, культуры общения. Начало XXI века было ознаменовано научно-практическими конференциями по проблемам воспитания лингволичности; т.е., речь идёт о формировании коммуникативной компетенции учащихся средствами иностранного языка, и не одного. Однако Россия – это еще и автономные округа, суверенные республики. Это – дети, для которых русский язык уже в роли иностранного. И учащиеся, по сути, владея родным языком, изучают еще два: русский язык + иностранный (английский, немецкий и т.д.). Есть дети других национальностей; следовательно, им приходится изучать более 3-х языков. Но не у всех детей одинаковые способности… Одни легко изучают сразу несколько языков, а другим “комфортно” общение на одном языке. Ученые Татарстана давно уже бьются над тем, как помочь республиканским филологам, преподавателям русского языка и русской литературы добиться положительных успехов в решении задачи образования и воспитания учащихся в условиях двуязычия. Мы, учителя, тоже в поиске. Какой метод преподавания наиболее эффективен? Разнообразие форм и типов уроков- в помощь или во вред учителю и ученику? Что важнее на уроке: письмо или аудирование и говорение? Комбинированный метод обучения языку, с использованием родного языка, безусловно, интересен, полезен. Но так ли положителен его результат? Я считаю, что такую форму можно использовать лишь в начальных классах и в среднем звене, но в 5-9 классах выборочно, как и переводно-грамматический. Сравнительный, поисковый метод более эффективен на начальной ступени обучения русскому языку и в старших классах. Ученики должны для практики запоминания, усвоения лексического состава языка, его грамматики, синтаксиса построения предложений и т.д. вращаться в русскоязычной среде. А перевод можно использовать лишь для разрешения наиболее сложных языковых ситуаций на уроке. Хотя слабая, но речевая практика у учащихся есть, но другое дело - письменная. И здесь мне помогает разноуровневый, дифференцированный подход в формировании навыков грамотного письма, а в некоторых случаях – индивидуальная работа. Использую форму лабораторной работы (как на уроках русского языка, так и на уроках литературы). Анализ слова, предложения, текста развивает аналитическое мышление, формирует логику, развивает монологичную речь учащихся, приучает к самостоятельной работе со справочной литературой, словарями, с научными статьями. Я не требую зазубривания правил. Мне главное, чтобы ребёнок усвоил: если он сомневается в написании согласной корня, то нужно изменить слово так, чтобы за согласным шёл гласный звук, тогда и согласный зазвучит чётко… И при этом он должен рассуждать: “В слове “просьба” слышится [з’] подберём проверочное слово: “просить”. На месте [з’] чётко слышится [с’]. Подбираю другие слова: проситель,… прошу (чередование с//ш, а з чередуется с ж), следовательно, слово “просьба” с буквой “с”. Это поисково-исследовательский метод, в результате которого рождается вывод о правописании глухих и звонких согласных корня. Эврика! Сверяем свой вывод с правилом. Отличие в формулировке, суть – та же. Подбираем примеры на данную орфограмму: косьба резьба резкий молотьба | свадьба | вязкий | редкий | дуб | зуб | меткий | клуб | код | Орфографический практикум идёт с аудированием и говорением. Для разнообразия применяем в работе деловые игры. Они могут быть введены в ход урока, при проверке домашнего задания, при актуализации ранее полученных знаний, умений и навыков учащихся; могут являться и итоговым обобщением по полученной теме, изученному разделу. Для более результативной работы по обучению русскому языку используя опорные конспекты, рисунки, произведение живописи, музыку. И в обязательном плане работу со словарями разных видов (орфографические, толковые, фразеологические, синонимов, антонимов, орфоэпические, этимологические); истории о возникновении слов и выражений… Сравнительно - сопоставительный анализ текстов разных авторов на одну и ту же тему (пример использования эпитетов, метафор, построения текста, типы и стили авторской речи и т.д.). Что помогает не только на слух распознавать автора того или иного текста, но и говорить и писать образно, используя все языковые художественно - изобразительные средства выразительности. Наибольшую помощь в формировании речевой и письменной грамотности мне оказывали и оказывают диалоги, устные и письменные сочинения с взаимным редактированием текстов и комментированное письмо, и работа с дидактическим материалом разных типов, но в начале 90-х годов в нашей школе произошло открытие компьютерного класса. В то время до нас еще не дошли специальные программы по русскому языку (“Репетитор” и т.д). И я использовала в качестве “оптимизатора” урока - работу не в тетради, а на компьютере. Дети, выполняя задания, могли с помощью компьютера увидеть свои ошибки, поработать над ними. Сознательность действий учащихся, мотивированных определённой целью, давала положительные результаты. В уроки развития речи вводила элементы риторики, логики, лингвистического анализа текста. Огромную помощь в работе оказывали курсы повышения квалификации (ИПКРО) г. Казани, общение с учителями столицы Татарстана и Республики, в ходе которого проходил обмен опытом работы. Интеллектуально – речевое, умственное, творческое развитие детей на моих уроках, как и у большинство словесников, проходит при рассуждении в работе по применению того или иного правила, отработки орфографических, грамматических, синтаксических и пунктуационных навыков и умений. Пробудить заинтересованность предметом и исследованием языка, слова мне отчасти помогает разнообразие форм и методов проведения уроков. Как очень удобную форму итогового занятия избрала форму устного журнала... Не забывая о разноуровневом подходе к процессу обучения языку, дифференциации, индивидуализации заданий, построила на этом всю свою педагогическую систему воспитания, образования грамотного, творчески активного, мыслящего ученика, владеющего всеми нормами современного литературного языка, культурой устной и письменной речи. Если учесть, что дети - татары грешат как орфоэпическими, так и орфографическими, грамматическими, речевыми ошибками национального характера, то работа эта не из лёгких. И здесь компьютерные уроки выполняют роль репетиторов. Развивается внимание школьников, осуществляется самоконтроль учащихся при выполнении заданий. Компьютерные работы - это ещё и экономия времени ученика, учителя. На практических занятиях по развитию речи используем фонетику (записи заданий орфоэпического характера, образцы ораторского искусства, примеры этических норм общения. Разыгрываем на уроках ситуационные задачки. Большое внимание уделяем анализу речевой среды, в которой вращаемся дома, в школе, на улице. Дети пишут рефераты, исследовательские работы, связанные с наблюдением за языком СМИ: прессы, радио, телевидения. Используем для работы над развитием культуры речи, формированием культуры общения диспуты по просмотренным телепередачам, видеосюжетам. Редактирование деформированных текстов, сопровождаемое комментированием, с привлечением правил, с рассуждением о ходе работы по выбору верного варианта написания, подбора слова и т.д., т.е. с привлечением доказывающих их верность аргументов, варианта редакции данного текста. Использую на уроке различные формы дидактического материала, сигнальные карточки, перфокарты, тесты. Создано несколько вариантов контрольного тестирования по русскому языку и литературе, Мировой художественной Культуре для компьютерных программ, преследующих не только цель закрепления проверки орфографических, синтаксических, пунктуационных знаний, умений и навыков, но и по стилистике, по культуре речи. Например, даны слова: удить, дневник, прелестный, помолодеть, медленный, виртуозность. К ним вопросы и задания: - В котором из данных слов есть безударная гласная, не проверяемая ударением?
- Какое из слов данного ряда больше подходит для книжного стиля? Какого именно? Составь с ним словосочетание.
- В каких словах данного ряда ударение падает на первый слог?
Однако, в наши дни есть еще семьи, в которых языковая грамотность очень низкая, нет возможности на приобретении справочной литературы, хороших словарей… И здесь мы, “русоведы”, объединяемся с учителями татарского языка, чтобы научить ребенка, глухого ко второму языку, русской грамоте. Уже много лет в работе с такими детьми используем сравнительно – сопоставительный метод, с которого, как я считаю, хорошо начинать знакомство с другим языком. Продолжаем эту работу вплоть до 9 класса. Это не перевод, а анализ синтаксических конструкций, пунктуации в сложных и в осложнённых разного рода обособлениями простых предложениях русского и татарского языка; сопоставления грамматических форм, категорий различных частей речи, видов связи слов в словосочетаниях и предложениях, способов словообразования и т.д. Сильные ученики играют в этом анализе роль исследователей, а слабые запоминают, воспроизводят этот анализ на других примерах, а затем проводят аналогичный разбор русского слова, предложения, текста, сопровождая письменную работу рассуждением. То есть, одновременно идет формирование знаний, умений и навыков по изучаемой теме и развитие устной речи. Уже более 30 лет используя для разноуровневого, дифференцированного и индивидуального подхода в обучении языку дидактический материал разных типов с заданиями для коллективной работы класса, работы группами, карточки с разноуровневыми индивидуальными заданиями; практикую проверку степени усвоения материала с помощью сигнальных карточек, перфокарт, различных тестов и компьютерных программ. Большую роль отвожу в формировании грамотности выборочному и комментированному письму, контрольному списыванию. Конечно, учащимся больше нравится работа с компьютерной программой, но использовать компьютерную поддержку на каждом уроке в условиях сельской школы (на 24 класса- 12 Э. В. М.) нет возможности. Хотя этот вид работы экономит время ученика и учителя, мобилизует внимание учащихся, настраивает их на рабочий лад, выполняя роль “оптимизатора” в ходе урока. С помощью компьютера учащиеся учатся самостоятельно работать над своими проблемами в знаниях. А сознательность действий учащихся, мотивированных определенной целью, всегда даёт положительные результаты… В компьютерном классе зачастую проходят и наши внеклассные, кружковые занятия: верстаем газеты, набираем тексты конкурсных работ, готовимся к олимпиадам. На уроке развитии речи ввожу элементы риторики, логики, лингвистического анализа текста. Этому способствуют и лабораторные работы по русскому языку, лингвистические конкурсы. Ответ – рассуждение, ответ – монолог, научные и проблемные диалоги на уроках, дискуссии, исследовательские работы (как по анализу языковых единиц и проблем, связанных с соблюдением языковых норм в окружающей языковой среде, так и по вопросам литературы) также формируют речевую грамотность, как устную, так и письменную. Участие в районных, республиканских и всеросийских конкурсах, олимпиадах (которые радуют нас результатами нашего участия в них) не только закрепляют интерес учащихся к русскому языку, но является своего рода проверной степени усвоения той суммы знаний, умений и навыков, что даёт школа. Поэтому даже в национальных классах, а наша школа уже несколько лет считается русско – татарской - учащиеся осознанно идут на углубленное изучение русского языка. Они сознают необходимость изучения его, как родного,татарского; более того, учащиеся понимают: чтобы умело владеть им, нужно много и серьёзно практиковаться как в устной, так и в письменной речи, серьёзно и глубоко изучать лексический состав языка и все его внутриязыковые законы. Вот это-то, осознанность необходимости глубокого изучения языка, я считаю главным фактором в успешном обучении грамотности и культуре речи подрастающего поколения. Вторым, не менее важным в этом вопросе, является творческое сотрудничество учителя ученика на уроке и во внеклассной деятельности. Остальное же исходит из желания ученика учиться, педагогического мастерства учителя. План – конспект урока – обобщения курса русского языка в 6 классе. Тема: Для чего нужно изучать русский язык? Цель: закрепление, обобщение знаний, умений и навыков учащихся, полученных при изучении курса русского языка в 6 классе, уроков “Риторики”; навыков работы с компьютерной техникой, словарями – справочниками и закрепление умений определять главную мысль видеоинформации. Закрепление приобретенных навыков монологической речи, ораторского искусства; навыков владения нормами русского литературного языка, культурой речи и использования национально- регионального компонента в доказательство правильности высказанной мысли. Форма: Устный журнал. Метод: Репродуктивно–дидактический с элементами эвристики. Оборудование: компьютеры, видеомагнитофон, телевизор, видеозапись с интервью иностранных студентов, с записью телепередач об изучении русского языка за рубежом, выставка словарей – справочников, рабочие тетради учащихся с упражнением №589 (учебник “Практика ” под редакцией Бабайцевой), ученические сочинения по теме урока. Эпиграф: Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас, Наслаждение погрузиться во всю Неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н. В. Гоголь. | План работы (план устного журнала): 1. Приглашение Гоголя к изучению языка... 2. Законы русского литературного языка (практикум на ЭВМ). 3. Разговор о культуре речи (дискуссия). 4. Русский язык в нашей жизни (устные сочинения учащихся). 5. Габдулла Тукай о русском языке (чтение наизусть стихотворений и их краткий анализ). 6. Для чего надо изучать русский язык (вывод по работе на уроке, ответ на вопрос темы урока). План – конспект урока: Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались на урок обобщения, систематизации, закрепления всех знаний, умений и навыков, что получили при изучении курса русского языка в 6-ом классе. И проведём его в несколько необычной форме: в форме устного журнала. Итак, открываем его первую страницу... Она возвращает нас к самому первому уроку уходящего учебного года, на котором мы познакомились вот с этой цитатой: “Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое завёт вас, наслажденье погрузится во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.” (Н.В.Гоголь). Как вы думаете, почему мы вернулись к этому высказыванию? Почему именно оно вынесено в эпиграф нашего урока? Ученик: Я думаю, что, если на первом уроке знакомство с этим высказыванием Гоголя как бы предваряло наше дальнейшее знакомство с нормами, правилами русского языка, то сегодня на уроке мы должны подвести итог нашего “погружения” в те знания, навыки и умения, что обрели в году. Учитель: А что вы понимаете под определением “чудные законы”? Ученица: Я считаю, что Н.В.Гоголь говорил о неизмеримости словообразования, словоупотребления в русском языке, о нормах литературного языка, стилистических особенностях русского языка … Учитель: Вот как неожиданно открылось перед нами вторая страничка нашего журнала. Займите свои места за компьютерами, пожалуйста. Сейчас мы и проверим, как вы владеете знаниями языковых норм. Электронный “Репетитор” сам выставит Вам отметку за знание, умения и навыки, которые Вы покажете по выполнению заданий программы: 1. Указать слово с непроверяемой безударной гласной в данном ряду: удить, дневник, прелестный, помолодеть, медленный, виртуозность. 2. Расставить ударение. В каком слове двоякое ударение? Почему? Свёкла, росток, квартал, смешать, смородина. 3. Найти неопределенную форму глагола в этом ряду: 4. Обрежь, спрячь, беречь, извлеки. Выдели 4-е лишнее в данных примерах: А) вялый, пригожий, любимый, сестрин, Б) молотьба, косьба, просьба, сторожка, В) конечно, что, скворечник, точно. 5. Отметь синтаксически и грамматически верную конструкцию текста: а) Суриков - это исторический живописец. Суриков - титан живописи. Суриков создал такие глыбы, что каждая из глыб - эпоха. б) Суриков - исторический живописец, титан живописи. Он создал такие глыбы в искусстве, что каждая из них - эпоха. в) Суриков - исторический живописец. Он - титан. Он создал такие произведения, что каждая из них- эпоха. “ Репетитор” выставляет оценки. Учитель заносит в свою тетрадь. Учитель: Возвращаемся к нашему разговору о нормах русского литературного языка. Какие из них вы только что закрепили? Ученик: При работе с “Репетитором” мы закрепили знания орфографических, орфоэпических, морфологических, лексических, стилистических норм русского литературного языка, а также синтаксических и грамматических. Ученики рассказывают о нормах литературного языка “Мозговой штурм”). В класс врывается Незнайка: Прошу любить и пожаловать: профессор всяческих наук, самый наиболее культурнейший и интеллигентнейший – господин Незнайка Носов. Учитель: Здравствуй, Незнайка. Извини, но я боюсь, что смех ребят подтверждает моё мнение: тебя нельзя назвать культурным и интеллигентным человеком. Незнайка: Это ещё почему?! Учитель: Пусть ребята тебе сами ответят. Ученики: - Во-первых, Незнайка, ты просто невоспитанный человек. Ворвался в класс во время урока, не постучался, не попросил разрешения войти… - Да, да! В русском языке столько “вежливых” слов на этот случай… - Ты даже не поздоровался с нами, как это положено… Это - во- вторых… - А в- третьих, ты - хвастунишка. Называешь себя профессором “всяческих”, то есть, различных, наук, “культурнейшим” и “интеллигентнейшим” человеком, а говоришь неправильно. Незнайка: Это ещё почему?! Учитель: Объясните ему, пожалуйста, ребята: Ученики: Ты, Незнайка, хотел употребить в приветствии фразеологизм “прошу любить и жаловать”, а сказал “пожаловать”.А ведь это разные по значению слова… Ученики: - Мы просто хотим, чтобы ты действительно стал грамотным, культурным человеком. А для этого тебе нужно многому поучиться… Начать хотя бы с культуры поведения, культуры общения… Незнайка: А это еще что за фрукт? Ученики: Культура общения- это владение культурой речи и нормами поведения … Незнайка: Вот ещё!!! Я и так самый- самый – самый…Меня во всём мире знают…Вот! Ученики: Знать-то знают, но как самого-самого большого неуча. Он и формы превосходной степени неверно образовал: объединил всё в одно… Нужно было тебе сказать, что ты – самый культурный и интеллигентный или просто: “культурнейший и интеллигентнейший”… Незнайка: А это одно и то же ? Ученики: Конечно. Это синонимичные формы превосходной степени имени прилагательного. Учитель: Давай, Незнайка, послушаем ребят. С твоей помощью мы перевернули страничку “Разговор о культуре речи”. Ребята объяснят нам, что означает само понятие “культуры речи”. Ученики: По опережающему домашнему заданию дают ответ: - Культура речи / устной и письменной/ - это знание всех норм русского (или любого другого ) литературного языка, его правил и исключений… - Владеть культурой речи – значит хорошо знать всё о языке, умело следовать его правилам, “законам”, как определил Гоголь. Учитель: Теперь ты понимаешь, Незнайка, что тебя нельзя называть не только самым – самым , но и просто грамотным человеком, потому что культурный человек – это … А лучше сам посмотри в толковый словарь… Интеллигентный человек- это … (работа с Толковым словарём) Незнайка: Вот еще! Буду я какие-то словари читать... Я и без них все знаю... Ученики по толковому словарю дают определение понятий “культурный” и “интеллигентный” Учитель: Ты все твердишь, Незнайка, что все хорошо знаешь. Тогда ответь, пожалуйста, нам на вопрос четвертой страницы нашего журнала. Незнайка (читает): Для чего нужно изучать русский язык? Учитель: Вопрос ясен? Незнайка: О! Это проще пареной репы! Учитель: Тогда бери мел и отвечай письменно. Незнайка (пишет): Мине нада изучат рускии язык штобы стать бизнисмэном. Учитель (к ученикам): А вам для чего нужно изучать русский язык? Ученики: (зачитывают свои сочинения) ответы на этот вопрос. Учитель: Что главное во всех ваших работах? Ученица: Мы все подчеркнули, что изучение русского языка во все времена было шагом к развитию личности, в наши дни знание русского языка имеет большое значение не только для общения, а для того чтобы стать по – настоящему образованным, культурным человеком. Учитель: Как вы думаете? Станет Незнайка таковым ? Нет?! Почему? Ученики исправляют ошибки, допущенные в записи Незнайки, доказывая свою правоту правилами (орфографическими, синтаксическими, пунктуационными, фонетическими, грамматическими). Учитель: Что нужно Незнайке предпринять, чтобы избежать подобного конфуза в другой раз? Ученики ( хором): Учиться! Незнайка: А, я может с другим заданием справлюсь. Откуда вам знать? И гении ошибаются. Конь о четырёх ногах и то спотыкается”. Учитель: Что, дети, дадим Незнайке возможность? Ученики: Дадим! Учитель: В домашнем задании вы, ребята, отвечали на вопрос: “Какую роль играет русский язык в нашей жизни?” Незнайка: Что-с ним, что - без него: Мне – ни холодно, ни жарко. Учитель: Твоё мнение мы услышали. А вот есть и другие… Послушаем ребят. Ученики (зачитывают сочинения - миниатюры на эту тему) В.В: “Я по национальности - татарка, но жить мне приходилось и среди башкир, и среди киргизов, казахов. За короткое время трудно научиться другому языку. И мы общались со всеми на русском языке. Моя мама - врач. Чтобы лечить больных более успешно, она знакомилась с трудами ученых - медиков разных стран; в переводе на русский язык… А разве мы узнали бы так много интересных сказок Андерсена, Шарля Перо, Братьев Гримм, А.С. Пушкина, если бы не знали русского языка? Я думаю, что в нашей многонациональной стране русский язык необходим как средство общения, в мире - как обмен опытом жизни, культуры…” Учитель: А вот тебе, Незнайка, русский язык не нужен, как ты говорил… Незнайка: Я и так разговаривать умею, а в бизнесе мне больше ничего и не надо. Учитель: Верно ли говорит наш гость? Ученик: Я тоже хочу стать бизнесменом. Но бизнес - это не только перепродажа, диалог с покупателем ( который, кстати, тоже нужно уметь вести), это ещё экономические связи с предприятиями, различными службами, внешним и внутренним рынком… Это множество документов, которые нужно грамотно вести… Мой папа- бизнесмен, и я знаю, что знание русского языка ему необходимо… И даже несколько языков нужно знать, чтобы расширить свой бизнес. А русский язык в этом - проводник. Учитель: Вот такие дела, господин Незнайка. Не быть тебе бизнесменом, если ты не желаешь учиться, русскому языку. Без него ты и ни одного документа верно не составишь, не прочтешь, ни одного контракта не заключишь. Ребята правы. В нашей многонациональной стране, в нашей Республике, да и во всем мире, русский язык - проводник к знаниям. Узбекский поэт Сабир Абдулла так сказал об этом: (Учитель читает наизусть стихотворение): Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твёрдой опоре- Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий Он переводчик, он проводник! Если штурмуешь познания кручи- Выучи русский язык! Русское слово живёт на страницах Мир скрывающих книг Русское слово- свободы зарница. Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова.- Выучи русский язык! Мир разобщённых безрадостно тесен, Спаянных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен- Выучи русский язык! Учитель (классу): Вы согласны, ребята, с поэтом? Ученики: Да, русский язык помогает нам узнать немного больше, чем мы знали бы, изучая свой родной язык… Учитель: Мы узнали мнение об изучении русского языка поэта Узбекского народа, а что говорил об этом Габдулла Тукай, отец татарской поэзии 20 века? Незнайка: Да он и читает- то по-русски не умел…Он только родной язык велел изучать, беречь, язык отца и матери…(читает строки стихотворения Г. Тукая “Родной язык” на татарском языке). Ученица: А я знаю еще одно более сильное подтверждение мысли, что Тукай любил и изучал русский язык, русскую литературу, как и родной язык, что он любил и уважал русский народ, его культуру, историю… Незнайка: Докажи!!! Ученик читает наизусть стихотворение Габдулы Тукая “ Пушкин, Лермонтов- два солнца”. Пушкин, Лермонтов – два солнца Высоко вознесены. Я же свет их отражаю Наподобие луны. Пушкин, ты не подражаем В повторенье толку нет. Повтори я стих Корана, Был бы я тогда поэт? И Жуковский – мой учитель, Я поднялся в вышину... Эй, завистник, пёс голодный, Что ты лаешь на луну!? Ученица: А я знаю его стихотворения “ на русской земле” (тоже читает наизусть). Наш след не померкнет на русской земле Мы – образ России в зеркальном стекле В лад жили и пели мы с русскими встарь. Свидетельством – нравы, привычки, словарь. Мы с русским народом сроднились давно. Во всех испытаньях стоим заодно... Учитель: Перекликаются ли эти произведения великого татарского поэта со стихотворениями Абдуллова, Давыдова? Ученики: Да, эти произведения Тукая еще раз подчеркивают, что русский язык объединяет все народы и помогает им узнать друг о друге, познать мир. Учитель: Так какой же вывод сделаем мы пройдя по страницам нашего “журнала”? Для чего мы изучаем русский язык? Зачем нам необходимо следовать советам Н.В.Гоголя “погружаться в неизмеримость его” и постигать “чудные законы” его? Ученик: Русский язык помогает нам в общении с окружающими нас людьми, в овладении знаниями, профессией. Знание русского языка поможет нам стать образованными, культурными людьми. Он - наше окно в мир. И поэтому русский язык нужно серьезно изучать. Незнайка: Но мы же закрыли учебник до сентября! Учитель: Разве языку мы учимся только по учебнику? Ученики: - Мы учимся языку, читая художественную и научную литературу - Слушая радио, телевизор… - Читая газеты, журналы… Учитель: И еще нам помогают стать грамотными словари и справочники. Обратите внимание на эту выставку, ребята. Здесь лишь сотая, а может и тысячная доля всех словарей русского языка, которые составлены в помощь жаждущему быть грамотным, образованным. А кто знает, какой словарь был самым первым словарём русского языка? (Идёт рассказ о “Толковом словаре “живого великорусского языка” Даля. Библиотекарь делает краткий обзор словарей). Незнайка: Всё?! С меня достаточно... (вытирает пот со лба, поднимает табличку: “Да встречи в новам гаду!” (Смех в классе.) Незнайка смотрит на табличку, ойкает, переворачивает её другой стороной: “До встречи в новом учебном году!” Учитель: Вот и проводили мы Незнайку. Хорошо, если среди нас нет его двойников. Неподдающийся орешек. Но чтобы окончательно убедиться, что мы пришли к верному выводу, посмотрим два видеосюжета: 1) Видеозапись телепередачи “Русский язык в школах стран дальнего зарубежья”. 2) Интервью со студентом КГУ из африканского государства Мозамбик. После просмотра: Учитель: Какова главная мысль этих видеосюжетов? Ученики: Главная мысль этих видеосюжетов заключается в том, что русский язык изучает сейчас вся планета, чтобы соприкоснуться с многовековой культурой России, в подлинниках читать произведения её великих писателей, поэтов, познакомиться с трудами российских учёных… Знать русский язык почитают за честь самые выдающиеся люди планеты. Многие считают, что если ты считаешь себя образованным, интеллигентным человеком, ты обязан знать русский язык. Учитель: Видите, какое внимание уделяют русскому языку за рубежом, там считают, что прогресс науки и техники в мир идёт из России. А мы с Вами - россияне. Значит, что мы должны предпринять! Ученики: Учиться, учиться и учиться русскому языку! Учитель: На этом мы с вами и закроем наш “Журнал”. До нового учебного года!
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|