Преподавание русского языка Повторение изученного о глаголе в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.07 Просмотров: 1138 Шельтик Галина Александровна Цели урока:
Тип урока: Урок повторения. Оборудование: на каждой парте лежит схема для повторения правила “Правописание безударных личных окончаний глаголов” (рисунок №2), схема для закрепления навыков правописания глаголов неопределенной формы (рисунок №1). Ход урока: Учитель начинает урок словами:
Учитель показывает запись на доске: “Повторение изученного о глаголе в 5 классе” Учитель: Над повторением изученного о глаголе в 5 классе мы будем работать два урока. Сегодня попытаемся достичь таких целей (учитель их озвучивает). Ребята, на доске записано предложение. Спишите его, укажите, из каких частей речи построено данное предложение:
Учитель: Ребята, назовите еще раз слова, которые относятся к глаголам. Ученики: Сияет, сползает. Учитель: Представьте себе, что мы убрали глаголы, что получилось? Ученик: Купол голубой, и снег с крыш. Учитель: Поймем ли мы смысл предложения? Учитель: В стихотворении “Глагол” Людмила Татьяничева вот что написала об этой части речи:
Учитель: Какую роль играют глаголы в нашей речи? Так что же такое глагол? Ученик: Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, в прошедшем – по родам (в ед.ч.) и числам. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении глагол обычно бывает сказуемым. Учитель: Ребята, давайте выполним задание, называется оно “Четвертое лишнее”. Из каждого ряда слов запишите “четвертое лишнее” в тетрадь.
Что помогло определить “четвертое лишнее”? Ученик: играться, спеть, беречь, завести. Они отвечают на вопрос что делать? что сделать? Эти слова обозначают действие предмета. Один ученик идет к доске и выполняет морфемный разбор “лишних” слов, все остальные работают в тетрадях: играться, спеть, беречь, завести. Учитель: В какой форме употреблены эти глаголы? Ученик: Эти глаголы употреблены в неопределенной форме. Учитель: Ребята, представьте себе, что вы приехали в страну Глаголию в республику Инфинитивия, построили новый город. На каких улицах расселились жильцы? (рисунок №1 “Окончания в неопределенной форме”). Ученики называют улицы. Учитель говорит о разных точках зрения ть, чь, ти и ть, ти. Учитель: Какая еще форма глагола пишется с ь? Ученики: Глаголы 2 лица ед.ч. Учитель: Читает текст, один ученик на доске, остальные в тетради на слух записывают глаголы 2 лица ед. ч.:
(А. С. Пушкин) Учитель: Выделите окончания у записанных глаголов, сделайте вывод, как пишутся эти глаголы (гл. 2 лица ед.ч.). Ученик: Глаголы 2 лица ед. ч. пишутся с мягким знаком на конце: гоняешь, волнуешь, веешь, боишься. Учитель: Определите у записанных глаголов вид. Как вы определили вид? Ученик: Вид определяется по вопросам. На вопрос что сделать? – совершенный вид, что делать? – несовершенный вид. Учитель: Спишите с доски текст, вставьте пропущенные буквы, назовите устно орфограммы. Определите вид у подчеркнутых двумя чертами глаголов. Вечерняя заря дог…рала. Начал ра(сс, с)тила(?)ся туман. Я решил вернут(?)ся д…мой, чтобы помоч(?) своим. Для этого нужно было пройти через рощ…, так как могли заметить. Учитель: Глаголы совершенного вида показывают на законченное, однократное действие предмета; несовершенного вида – незаконченное действие. Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с близким лексическим значением (сверкать – сверкнуть). Учитель: Что значит определить спряжение глагола? Определите его у слова “догорала”. Ученики: Спряжение глагола - изменение его по лицам и числам. Учитель: Что мы можем сказать по этому рисунку? Как определить спряжение? Ученик: Нужно поставить глагол в неопределенной форме. Определить, какая гласная стоит перед ть. Ко 2 спряжению относятся: все глаголы на - ить (кроме брить, стелить) 7 глаголов на – еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть. 4 глагола на – ать: держать, слышать, дышать, гнать. Все остальные глаголы на -еть, -ать, -оть, уть, -ыть и др. относятся к 1 спряжению. Учитель: Выполняем упр.460 стр.186. Прочитайте стихотворение. Выпишите глаголы с пропущенными буквами в окончаниях, поставьте их в неопределенной форме, затем в третьем лице ед. ч., определите спряжение, выделите окончания. Один ученик комментирует. Уметь – умеет (1 спр) Ценить – ценит (2 спр) (не) стать – не станет (1 спр) успеть – успеет (1 спр) Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, стихотворение, какие еще орфограммы, о которых не пришлось поговорить на этом уроке, нам встретились. Эти орфограммы вы изучали, когда говорили о глаголе в 5 классе. Ученик: “Не с глаголами”, “Буквы е – и в корнях с чередованием” Учитель: На уроке мы много говорили о глаголе, поэтому я предлагаю вам написать мини – сочинение на лингвистическую тему. А называться оно будет так: “Я хочу вам рассказать о глаголе” Итог урока: Два, три ученика зачитывают свои сочинения (ребята исправляют ошибки). Учитель:
Учитель говорит оценки, комментирует домашнее задание §80 упр 461. Благодарит ребят за урок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |