ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить





























































Преподавание русского языка

Урок риторики "Личное письмо" (6-й класс)

Добавлено: 2013.10.07
Просмотров: 473

Ложкина Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • познакомить учащихся с письмом как одним из видов письменных речевых жанров;
  • дать характеристику письму как тексту и научить учащихся составлять письма разных видов;
  • развивать навыки самостоятельного поиска необходимой информации из различных источников;
  • развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать информацию;
  • воспитывать коммуникативную и информационную культуру; прививать чувство доброжелательности, внимания к адресату.

Оборудование урока:

  • учебник «Школьная риторика» под ред. Т.А. Ладыженской, 6 класс,
  • компьютер,
  • проектор и экран,
  • демонстрационный материал,
  • презентация учителя «Личное письмо» Приложение 1,
  • презентация учащихся «Актуален ли эпистолярный жанр «в наш громкий век?» Приложение 2.

Тип урока: объяснение нового материала, представление мини – проектов.

Форма урока: работа в группах.

Ход урока

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н. Кузовлева

I. Речевая разминка

Письмо
само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему
Не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный пассажир.
(С. Маршак)

– Из какого стихотворения С. Маршака взят этот отрывок?

– Какие изобразительные средства языка создают стремительность движения письма?

– Прочитайте выразительно, расставьте логические ударения в каждой строке.

II. Актуализация знаний

Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

– Чему мы должны научиться?

– Какие средства общения с друзьями и родными вы используете чаще всего?

– Любите ли вы получать письма?

– Охотно ли на них отвечаете?

III. Целевая установка

Каждый из нас любит получать письма, но далеко не всегда мы быстро и охотно на них отвечаем. Причин этому много. Одна из них заключается в том, что мы порой затрудняемся, как лучше ответить на письмо. Сегодня вы познакомитесь с разными видами писем, особенностями личного письма, узнаете о правилах написания письма.

Давайте задумаемся, а зачем люди пишут письма? Почему в наш «громкий век» письмам нет цены? Разбираться в этом мы будем все вместе, так как каждый из вас серьезно потрудился самостоятельно и поработал в группе над мини–проектом по предложенной теме. Сегодня результаты этой работы вы представляете всему классу.

IV. Объяснение нового материала

(Объяснение нового материала проводится в виде представления учащимися мини-проектов. Примерные выступления учащихся, презентации прилагаются к конспекту урока. Учащимися также были составлены буклет и информационный бюллетень).

Мини–проект 1 группы

Актуален ли эпистолярный жанр "в наш громкий век?"

Цель: выяснить отношение современных школьников к письму как одному из видов получения информации.

Этапы работы:

  1. Составить анкету и провести опрос учащихся 6-х классов "Письмо в моей жизни".
  2. Найти материал о том, как и где зародилось эпистолярное искусство.
  3. Результаты работы представить в виде презентации.

Примерное выступление учащихся 1 группы

«Актуален ли эпистолярный жанр "в наш громкий век?"

Вы когда-нибудь задумывались о том, что обыкновенное письмо в конверте имеет свою историю? Причем она лишь немногим короче истории человеческого общества.

Как только появился на земле человек, у него возникла необходимость в общении. С теми, кто жил рядом, можно было просто поговорить. А как передать сообщение тем, кто далеко? Вдруг им грозит опасность или надвигается стихийное бедствие: ураган, шторм, вьюга? Тогда человек придумал передавать информацию с помощью дыма костра, сигнальными барабанами и трубами. Посылались гонцы с устными сообщениями. Письмом могли служить хитро обломанная ветка, сложенные в определенном порядке камни и кости диких животных и, конечно, рисунки. Сначала они были примитивные, затем все более совершенные, на камне, на дереве…

Развивалось человеческое общество, появилась письменность. Вначале писали на пергаменте, на бересте, потом появилась бумага.

Совершенствовались и способы передачи почты. Когда-то записки приносили голуби, а моряки бросали в воду бутылки с письмами, мчались почтовые дилижансы. Затем для скорости почту стали перевозить по железным дорогам, а на самолетах, как выяснилось, еще быстрее. Сейчас информацию можно передать по факсу или через Интернет.

А что будет в третьем тысячелетии? Пожалуй, это никому не известно. Быть может, обыкновенное письмо в конверте покажется жителям будущего таким же чудом, как для нас с вами наскальная живопись, оставленная нашими предками?

А это интересно!

  • Ашшурбанипал, царь могущественной Ассирии, был жестоким завоевателем. В назидание потомкам он оставил надпись о главных своих заслугах и добродетелях. Знаете, с чего она начинается? «…Я усвоил все писцовое искусство всех мастеров письма, сколько их есть». После него осталась огромная библиотека глиняных книг.
  • Система почтовой связи зародилась еще в Древнем Риме.
  • В XVI веке в Англии появились первые дилижансы, которые стали перевозить почту.
  • На дорогах Древней Руси появилась ямская гоньба, удивлявшая иностранцев быстротой поездок на дальние расстояния.
  • Создателем почтовой связи России с Польшей стал боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин.
  • В XIX веке на трактах России было свыше 3 тысяч почтовых станций.
  • В 1848 году в Петербурге появились первые уличные почтовые ящики зеленого цвета.
  • Первые марки изобрел Роланд Хилл, с 1840 года их начали продавать в Англии.
  • В 1874 году в Берне был образован Всемирный почтовый союз.

Актуален ли эпистолярный жанр " в наш громкий век?" Однозначно ответить трудно. Мы сторонники быстрой связи, предпочитаем мобильный телефон и электронное письмо, потому что получаем много информации и торопимся ее передать. А письмо требует времени, тишины, размышлений, т.е. неспешности, неторопливости. И все же согласитесь, иногда нужно остановиться и подумать над тем, что происходит или уже произошло, задуматься над собственными поступками, и, может быть, найти те слова, которые до вас еще никто не сказал, которые согреют душу или вызовут улыбку. Может быть, еще рано отбрасывать прочь такую интересную форму общения, как письмо?

Мини–проект 2 группы

Нужно ли современному человеку умение писать письмо?

Цель: познакомиться с одним из видов письменных речевых жанров – личным письмом.

Этапы работы:

  1. Найти в словаре значение слов "эпистола", "эпистолярный жанр".
  2. Дать характеристику письма как текста по следующим основаниям:
    • адресат – адресант;
    • информация;
    • коммуникативная задача.
  3. Проанализировать письма А.С. Пушкина и Н. Рушевой (упр. 58, упр. 59 на стр. 54–55 учебника «Школьная риторика») с целью определения жанровых, стилистических и лексических особенностей личных писем.
  4. Результаты анализа оформить в информационном бюллетене.

(задание выполнено в информационном бюллетене «Этикеша»).

Мини – проект 3 группы

Нужно ли знать современному школьнику этикетные правила при составлении письма?

Цель: познакомиться с этикетными правилами составления письма и научиться ими пользоваться.

Этапы работы:

  1. Подобрать материал по теме: «Нужно ли знать современному школьнику этикетные правила при составлении письма?»
  2. Опросить учащихся 6-х классов, как часто они пользуются готовыми поздравительными открытками и благодарственными письмами.
  3. Составить правила и предложить советы для написания письма.
  4. Результаты работы оформить в виде буклета. (учащимися составлен буклет «Нужно ли знать этикетные правила при составлении письма?»)

V. Выступление экспертной группы (4 группа учащихся) с анализом работы одноклассников

4 группа оценивает выступления одноклассников по следующим критериям:

Критерии 2 балла 1 балл 0 баллов
Тема выступления Тема раскрыта полностью. Тема раскрыта, но имеются незначительные отклонения. Тема не раскрыта
Композиция выступления Выступление логично. Имеются начало, основная часть и заключение. Выступление недостаточно логично. Имеются начало, основная часть и заключение. Композиция не выдержана. Отсутствует начало или концовка.
Речь выступающего Речь грамотная, выразительная. Правильное употребление слов и построение фраз. Имеются негрубые ошибки в словоупотреблении и построении фраз.Речь выразительная. Имеются ошибки в словоупотреблении и построении фраз.
Адресность Обращение к аудитории, умение увлечь и заинтересовать ее. Материал понятен и доступен. Обращение к аудитории. Материал понятен и доступен. При выступлении роль аудитории не учитывается.
Актуальность выступления Умение логически связать обсуждаемую проблему с реальными задачами и интересами людей. Материал недостаточно связан с реальными задачами и интересами людей. Материал не связан с проблемами и интересами подростков.

VI. Практическая работа в группах

Вы убедились, что написать интересное письмо – целое искусство? Давайте попробуем написать небольшое по объему письмо, используя алгоритм написания письма, слова – подсказки, правила заполнения конверта.

(Назначаются консультанты, которые будут проверять задания. Ими могут быть учащиеся 7-9-х классов. Если нет возможности пригласить на урок старшеклассников, от каждой группы выбирается один ученик, который будет выполнять роль консультанта-эксперта).

Задания для групп

  1. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы
    Слова-подсказки:
    У меня к тебе большая просьба…
    Очень прошу тебя…
    С приветом…
    Заранее благодарен…
  2. Напишите письмо-поздравление первой учительнице.
    Слова-подсказки
    Поздравляю
    Разрешите поздравить… от всей души…
    Позвольте пожелать… от всего сердца…
    Дорогая… сердечно…
    Уважаемая…
  3. Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.
    Слова-подсказки
    Сердечно…
    От всего сердца…
    От всей души…
    Я очень благодарен…
    Как я благодарен…
    Большое (огромное) спасибо…
    Благодарю вас (тебя) за то, что…
  4. Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе.
    Слова-подсказки
    Дорогой…
    Хочу рассказать тебе о…
    Мы очень скучаем без тебя…
    Напиши нам о…
    С нетерпением ждем ответа…

Заполните конверт

Памятка по написанию адреса

  1. Фамилия, имя, отчество и адрес адресанта (в Р.П.)
  2. Индекс
  3. Город (поселок), область, район, улица, номер дома, квартиры.
  4. Фамилия, имя, отчество адресата.

Алгоритм написания письма

(Алгоритм написания письма выведен на экран как один из слайдов презентации учителя)

Основные части письма Содержание Речевые формулы
Вступление
  1. Приветствие
  2. Обращение
Здравствуйте!
Добрый день!
Шлю тебе привет!
Приветствую тебя!
Дорогой (милый, любимый, родной мой)
Информационная часть Важная и интересная для адресата информация Хочется сообщить тебе…
Я хотел бы рассказать…
Вот некоторые новости…
Нет ничего нового…
Ты спрашиваешь, что у нас нового…
Заключение Выражение любви, преданности, уверения в уважении, дружбе. Просьба писать. Приветы и прощание. С (глубоким, искренним) уважением…
Уважающий вас…ваша…
Любящий тебя…
До свидания!
До скорой встречи!
Всего хорошего!
Подпись
Дата

VII. Выступление групп. Анализ консультантов

VIII. Заключительная часть урока

Рефлексия

Сегодня вы познакомились с одним из видов письменных речевых жанров – письмом, которое, по образному выражению поэта, является мостом между собеседниками. Почему же в наш «громкий век» письмам нет цены? Готовы ли вы писать письма, несмотря на разнообразные современные средства коммуникации?

Наш урок подошел к концу. На ваших столах лежат лепестки ромашки. Если вам все понятно по теме и урок понравился, то выберите лепесток с восклицательным знаком. Если остались вопросы, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка).

IX. Домашнее задание

Выберите адресата и напишите ему письмо-рассказ о сегодняшнем уроке.

X. Выставление и комментирование отметок.