Преподавание русского языка Урок риторики "Личное письмо" (6-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.07 Просмотров: 1560 Ложкина Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование урока:
Тип урока: объяснение нового материала, представление мини – проектов. Форма урока: работа в группах. Ход урока
I. Речевая разминка
– Из какого стихотворения С. Маршака взят этот отрывок? – Какие изобразительные средства языка создают стремительность движения письма? – Прочитайте выразительно, расставьте логические ударения в каждой строке. II. Актуализация знаний– Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке пойдет речь? – Чему мы должны научиться? – Какие средства общения с друзьями и родными вы используете чаще всего? – Любите ли вы получать письма? – Охотно ли на них отвечаете? III. Целевая установкаКаждый из нас любит получать письма, но далеко не всегда мы быстро и охотно на них отвечаем. Причин этому много. Одна из них заключается в том, что мы порой затрудняемся, как лучше ответить на письмо. Сегодня вы познакомитесь с разными видами писем, особенностями личного письма, узнаете о правилах написания письма. Давайте задумаемся, а зачем люди пишут письма? Почему в наш «громкий век» письмам нет цены? Разбираться в этом мы будем все вместе, так как каждый из вас серьезно потрудился самостоятельно и поработал в группе над мини–проектом по предложенной теме. Сегодня результаты этой работы вы представляете всему классу. IV. Объяснение нового материала(Объяснение нового материала проводится в виде представления учащимися мини-проектов. Примерные выступления учащихся, презентации прилагаются к конспекту урока. Учащимися также были составлены буклет и информационный бюллетень). Мини–проект 1 группы Актуален ли эпистолярный жанр "в наш громкий век?" Цель: выяснить отношение современных школьников к письму как одному из видов получения информации. Этапы работы:
Примерное выступление учащихся 1 группы «Актуален ли эпистолярный жанр "в наш громкий век?" Вы когда-нибудь задумывались о том, что обыкновенное письмо в конверте имеет свою историю? Причем она лишь немногим короче истории человеческого общества. Как только появился на земле человек, у него возникла необходимость в общении. С теми, кто жил рядом, можно было просто поговорить. А как передать сообщение тем, кто далеко? Вдруг им грозит опасность или надвигается стихийное бедствие: ураган, шторм, вьюга? Тогда человек придумал передавать информацию с помощью дыма костра, сигнальными барабанами и трубами. Посылались гонцы с устными сообщениями. Письмом могли служить хитро обломанная ветка, сложенные в определенном порядке камни и кости диких животных и, конечно, рисунки. Сначала они были примитивные, затем все более совершенные, на камне, на дереве… Развивалось человеческое общество, появилась письменность. Вначале писали на пергаменте, на бересте, потом появилась бумага. Совершенствовались и способы передачи почты. Когда-то записки приносили голуби, а моряки бросали в воду бутылки с письмами, мчались почтовые дилижансы. Затем для скорости почту стали перевозить по железным дорогам, а на самолетах, как выяснилось, еще быстрее. Сейчас информацию можно передать по факсу или через Интернет. А что будет в третьем тысячелетии? Пожалуй, это никому не известно. Быть может, обыкновенное письмо в конверте покажется жителям будущего таким же чудом, как для нас с вами наскальная живопись, оставленная нашими предками? А это интересно!
Актуален ли эпистолярный жанр " в наш громкий век?" Однозначно ответить трудно. Мы сторонники быстрой связи, предпочитаем мобильный телефон и электронное письмо, потому что получаем много информации и торопимся ее передать. А письмо требует времени, тишины, размышлений, т.е. неспешности, неторопливости. И все же согласитесь, иногда нужно остановиться и подумать над тем, что происходит или уже произошло, задуматься над собственными поступками, и, может быть, найти те слова, которые до вас еще никто не сказал, которые согреют душу или вызовут улыбку. Может быть, еще рано отбрасывать прочь такую интересную форму общения, как письмо? Мини–проект 2 группы Нужно ли современному человеку умение писать письмо? Цель: познакомиться с одним из видов письменных речевых жанров – личным письмом. Этапы работы:
(задание выполнено в информационном бюллетене «Этикеша»). Мини – проект 3 группы Нужно ли знать современному школьнику этикетные правила при составлении письма? Цель: познакомиться с этикетными правилами составления письма и научиться ими пользоваться. Этапы работы:
V. Выступление экспертной группы (4 группа учащихся) с анализом работы одноклассников4 группа оценивает выступления одноклассников по следующим критериям:
VI. Практическая работа в группах– Вы убедились, что написать интересное письмо – целое искусство? Давайте попробуем написать небольшое по объему письмо, используя алгоритм написания письма, слова – подсказки, правила заполнения конверта. (Назначаются консультанты, которые будут проверять задания. Ими могут быть учащиеся 7-9-х классов. Если нет возможности пригласить на урок старшеклассников, от каждой группы выбирается один ученик, который будет выполнять роль консультанта-эксперта). Задания для групп
Заполните конверт Памятка по написанию адреса
Алгоритм написания письма (Алгоритм написания письма выведен на экран как один из слайдов презентации учителя)
VII. Выступление групп. Анализ консультантовVIII. Заключительная часть урокаРефлексия – Сегодня вы познакомились с одним из видов письменных речевых жанров – письмом, которое, по образному выражению поэта, является мостом между собеседниками. Почему же в наш «громкий век» письмам нет цены? Готовы ли вы писать письма, несмотря на разнообразные современные средства коммуникации? Наш урок подошел к концу. На ваших столах лежат лепестки ромашки. Если вам все понятно по теме и урок понравился, то выберите лепесток с восклицательным знаком. Если остались вопросы, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка). IX. Домашнее задание– Выберите адресата и напишите ему письмо-рассказ о сегодняшнем уроке. X. Выставление и комментирование отметок.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |