Преподавание литературы Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.04 Просмотров: 1428 Магарина Евгения Леонидовна, педагог-организатор Тип урока: интегрированный. Время урока: 1 учебный час. Цель урока: охарактеризовать личность и дать оценку политике первого избранного царя России. Задачи: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная. Виды работ учащихся на уроке:
План урока:
Методическое обеспечение и оборудование урока:
Опережающее задание учащимся:
Основные понятия: Смутное время, гражданская война, интервенция, семибоярщина, ополчение, патриаршество. Даты:
Ход урока Слайд № 1 – Тема урока: «Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец». Учитель: Тема нашего урока: «Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец» (записываем). И вы уже видите, что мы продолжаем тему: «Россия в период Смутного времени». Сегодня мы должны с вами проследить жизненный путь Бориса Годунова (на примере произведения Н.М. Карамзина «История государства Российского» и драмы «Борис Годунов» А.С. Пушкина). Карамзин Н.М., как видный историограф своего времени попытался раскрыть образ Бориса Годунова. В личности историка удачно слились крупнейший мастер художественного слова и талантливый историк, что позволило ему, как никому другому ярко и образно описать портрет Бориса Годунова. Слайд № 2 – «Последний русский летописец – Н.М. Карамзин». Рассказ ученика: Доклад: «Последний русский летописец – Н.М. Карамзин». Вопросы классу: Какие качества личности, по мнению Карамзина – моралиста, неприемлемы для русского царя? Почему Н.М. Карамзин оценил деятельность Бориса Годунова с отрицательной стороны? Что повлияло на его оценку? Учитель: Личность Бориса Годунова, представленная Н.М. Карамзиным, в отличие от многих историков, обладает противоречивыми качествами. Историк оценивает деятельность Годунова, его политику с моральной стороны. Для него важно проследить жизнь Годунова и показать, как повлияло правление Годунова на судьбу страны. Слайд № 3 – Эпиграф урока: «Да ведают потомки православных...» Учитель: Под впечатлением образа Годунова, созданного Карамзиным Н.М. в «Истории государства Российского», великий русский поэт А.С. Пушкин написал драму «Борис Годунов». В эпиграфе к драме А.С. Пушкин пишет: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящаю». В качестве эпиграфа к уроку мы возьмем цитату из этого произведения.
Слайд № 4 – План урока:
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать начальный период Смуты. И ответить на вопрос: «Каково влияние Годунова на дальнейшее развитие Смуты?». Вопросы классу: Чем же так привлекла великих русских поэтов и писателей эпоха Смутного времени? В чем Карамзин и Пушкин увидели трагедию Бориса Годунова и как через трагедию правителя они показали трагедию народа и государства? Ваши ассоциации при слове «Смута»? Учитель: Смутное время – один из самых тяжелейших периодов российской истории. (Понятие). Вопрос классу: Почему? (Ответы учащихся.). Что означает понятие «гражданская война»? (Ответы учащихся). Учитель: Именно в такое время человеку все чаще приходится делать мучительный выбор между добром и злом. Слайд № 5 – Галерея образов Смутного времени. Учитель: Галерея образов Смутного времени обширна: здесь мы видим Ивана Грозного и его сына Федора Иоанновича, Царевича Дмитрия и Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского. Образ Годунова привлекал не только историков Карамзина, но и других историков (Ключевского, Платонова, Скрынникова), а так же и поэтов, и композиторов. Мусоргский, например, посвятил Борису Годунову одноименную оперу. Слайд № 6 – Биография Бориса Годунова. (Изображение Бориса, затем высвечивается характеристика царя после обсуждения его биографии учащимися). Рассказ ученика: Биографическая справка о Борисе Годунове. Вопрос классу: Что свидетельствуют историки о Борисе Годунове?
Слайд № 7 – Характеристика царя Бориса (Карамзин и Пушкин). Эту противоречивость показали Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин. См. Приложение 1. Слайд № 8 – «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...» Учитель: На протяжении всего произведения, мы встречаем характеристики Годунова, которые ему дают бояре, народ, самозванец и он сам. Рассказ ученика: Особенности отношения к Борису общества. Вопросы классу: Как характеризуют? Образ карамзинский? Как народ относился к Борису в начале его царствования? И как изменилось это отношение через несколько лет? (Ответы учащихся по текстам произведений). Учитель: Правление в начале было успешным, но в «этом ли добродетель»? Это ли волнует в период его правления? Нет. Волнуют проблемы страны, которые привели к Смуте. А какие проблемы? (Ответ учащихся). Слайд № 9 – Особенности внутренней и внешней политики царя. Рассказ ученика: Своеобразие внешней и внутренней политики. Вопросы классу: В чём отличие внутренней и внешней политики Годунова от царей предшественников? В чём проявляется её своеобразие? Слайд № 10 – Почему не осуществилась альтернатива Смутного времени? Учитель: Почему не осуществилась эта альтернатива Смутного времени? Примерные ответы учащихся: – Не царского рода, не знатен (не по Божьему велению, а по земскому собранию получил власть... Всяк считал себя достойным мономахова венца). – Не выполнил обещание, данное при коронации (не будет несчастных). – «Угличская драма», сыгравшая роковую роль в его судьбе. Слайд № 11 – «Угличская драма». Вопрос классу: Что произошло в Угличе? Что говорят историки о причинах гибели Дмитрия? (Нет однозначного ответа). Но, красной нитью, через все произведение Пушкина и Карамзина проходит идея душевных мук и смертного греха, совершенного Годуновым «Я, может быть, прогневал небеса?» Смута в душе Годунова, смута и в государстве... Музыкальный фрагмент. Звучит музыкальный фрагмент арии Бориса Годунова из оперы Мусоргского «Борис Годунов» до слов «...но счастья нет душе моей». Задание классу: Перед вами текст этого монолога. Давайте мы его прочитаем. По ходу чтения вы цветным фломастером будете выделять в тексте причины трагедии Бориса Годунова, которые он называет сам. (После чтения – обсуждение: учащиеся называют проблемы, которые выделили в монологе). Учитель обобщает: В чем трагедия Годунова? Карамзин показал муки совести человека, совершившего смертный грех, который ядом отравляет душу. Эти муки усиливаются несчастьями, обрушившимися на семью Годунова, а затем и гибелью семьи. Несчастья обрушиваются и на государство – после Годунова на престоле самозванец. Смута в душе правителя, смута и в государстве. Заключение. Н.М. Карамзин даёт Борису Годунову яркую, но двойственную характеристику. Борис Годунов узурпировал власть, убив последнего члена царской династии, поэтому обречён на гибель. Карамзин подчёркивает блистательную внешнюю политику Годунова, что способствовало возвышению авторитета России на мировой арене. Борис представлен автором как великий политик, бесстрашно противостоящий Европейским державам, в интересах страны. Но Карамзин осуждает деятельность Бориса внутри страны, которая приводит Россию к смуте. Годунов способствовал распространению в стране системы доносов, коварства, гнусной мзды, обманов и лицемерия. Имя Годунова в течение столетий будет произноситься с омерзением во славу нравственного правосудия: «Потомство видит лобное место, обагренное кровию невинных, Св. Димитрия издыхающего под ножом убийц, Героя Псковского в петле, столь многих Вельмож в мрачных темницах и келиях». Дурная слава пережила все добрые дела Годунова. Именно со времён Н.М. Карамзина Бориса Годунова стали характеризовать с отрицательной стороны. На протяжении веков менялись подходы к изучению личности Годунова, но некоторые черты оценки Карамзиным Бориса Годунова прослеживаются в работах историков – последователей. А.С. Пушкин понимал характер Годунова глубже, чем Н.М. Карамзин. Трагедия Бориса – это трагедия правителя, от которого отвернулся собственный народ. В этом смысл знаменитого монолога Годунова «Достиг я высшей власти...». Но многие черты личности пушкинского Годунова совпадают с особенностями карамзинского Бориса Годунова. Особенность манеры письма А.С. Пушкина в том, что он в собственных произведениях создает, моделирует мир, населяет его героями. Характеры его персонажей достоверны. И мы верим, что Моцарта отравил Сальери, а Борис Годунов убил несчастного царевича-младенца Дмитрия. Пушкинский гений сумел показать нам главные нравственные причины успеха или трагедии, неудач правителя, причины тех страшных событий Смутного времени, которые обрушились на Российское государство на рубеже ХVI–ХVII вв. Домашнее задание: написать эссе на тему «В чем заключается трагедия Бориса Годунова? (По Произведению Н.М. Карамзина «История государства Российского» и драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»). Учитель объявляет оценки за урок и знакомит учащихся с дополнительной литературой по теме. Дополнительная литература по теме:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |