Преподавание литературы Литературно-музыкальная композиция по литературе М.ЦветаевойNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.03 Просмотров: 954 Кригер Марина Александровна, учитель русского языка и литературы Вступительное слово учителя: Сегодня, 27 ноября, вся страна отмечает праздник “День матери”. В нашей школе пройдут открытые уроки, посвящённые этому празднику.
(Слова из песни “Милая мама”.) У нас нет никого ближе и дороже нашей мамы. Мама – это человек, который подарил нам жизнь. Мы полностью зависим от внимания, заботы, ласки и любви её. Она помогает нам во всём. Мамочка самая большая радость в нашей жизни, – это видеть её лицо, улыбку. Материнскую любовь нельзя ничем заменить. Первое слово, которое мы произносим – это “мама”. Когда мы чувствуем, что ты рядом, то мы счастливы. Это самое дорогое, что есть у нас в жизни. Без матери человеческая жизнь была бы невозможна. Мама – главная хранительница, она оберегает наше здоровье, заботится о нашем обучении, помогает развивать нужные навыки и достойные качества, а также сформировать характер. Одна из обязанностей матери –это воспитание. Именно у неё мы обычно перенимаем первые слова и манеру говорить. Мама, как правило, проводит с нами больше времени, поэтому она становится нашим главным учителем и воспитателем. Сколь многим мы обязаны маме! От неё мы перенимаем навыки, которые помогают нам на протяжении всей жизни: хорошие манеры так необходимые для общения; а во многих случаях –нравственные и духовные принципы, оберегающие нас. С благодарностью, уважением и любовью наши искренние поздравления мамам. Спасибо за ваш труд, за вашу любовь, за ваше терпение. Низкий поклон Вам, дорогие мамы! И предлагаем вам, уважаемые мамы, посмотреть открытый урок литературы по теме: “Литературно-музыкальная композиция по лирике Марины Цветаевой”. Оформление урока: Портрет Марины Цветаевой, её семьи и друзей; рядом цветы или гроздья рябины; выставка книг о Цветаевой и сборники её стихотворений; ноты песен и романсов на стихи Цветаевой; грамзапись; использование технических средств. Цель урока:
Учащиеся класса разделены на три группы; задание к уроку получено заранее. 1-я группа учащихся: ведущие (готовят к уроку сообщения о жизни М. Цветаевой.) 2-я группа учащихся: чтецы (учат к уроку наизусть стихи М. Цветаевой, готовят краткий анализ лирических произведений.) 3-я группа учащихся: “музыканты” (готовят музыкальное сопровождение урока, разучивают песни на стихи М. Цветаевой для исполнения на уроке. На доске: “Вся моя жизнь – роман с собственной душой”. М. Цветаева. Ход урокаСлово учителя:
Среди самых замечательных имён в русской поэзии XX века мы справедливо называем имя Марины Цветаевой. Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам её поколения, ей присуще ощущения трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для неё. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нём серости, мелочности: “ Что же мне делать, певцу и первенцу в мире, где наичернейший – сер! . . . С этой безмерностью в мире мер?!” (“Поэты”, 1923 г). Поэт – единственный защитник миллионов обездоленных:
“Если душа родилась крылатой…” (Звучит вальс Е. Доги из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”.) Чтец 1.
“Моим стихам, написанным так рано…” Ведущий 1. Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков. День рождения будущего поэта озарён светом рябины- такого же традиционного символа России, как есенинская берёзка. (Звучит “Октябрь” из цикла “Времена года” Чайковского на фоне музыки чтение.) Чтец 2.
“Красною кистью”. (На экране портрет Марины Цветаевой. 1893, смотреть приложение 1). Ведущий 2. По происхождению, семейным связям, воспитанию М. Цветаева принадлежала к научно- художественной интеллигенции. Отец, Иван Владимирович Цветаев, сын бедного сельского попа, уроженец села Талицы Владимирской губернии – вырос в таких “достатках”, что до двенадцати лет сапог в глаза не видел. Трудом и талантом Иван Владимирович Цветаев пробил себе дорогу в жизни, стал филологом, искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея, основателем Музея изящных искусств. (На экране портрет И. В. Цветаева, смотреть приложение 2). Мать, Мария Александрвна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи - натура художественно одарённая, музыкантша, ученица Рубинштейна. Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке. (На экране портрет М. А. Цветаевой, смотреть приложение 3). Ведущий 3 (Из воспоминаний М. Цветаевой). “Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась только я, мать сказала: “По крайней мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным…словом оказалось “гамма”, мать только подтвердила: ”Я так и знала”, – и тут же принялась учить меня музыке…Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку”. (На экране портрет М. Цветаевой за роялем, смотреть приложение 4). Чтец 3.
“Кто создан из камня, кто создан из глины”… Ведущий 4. Отрочество начинается со дня смерти ее матери – с лета 1906 года. По отзывам подруг, Марина “…увлекалась сочинениями Белинского, Чернышевского, Тургенева. Курс литературы доходил только до Гоголя, но говорили и о Рудине, и о Базарове…”. “У нас постоянно были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая все старое, отжившее…” Интересовалась историей, читала Пушкина, немецких романтиков. Училась она много (музыкальная школа, католические пансионы в Лозанне и Фрейбурге, Ялтинская женская гимназия, Сорбонна). Стихи начала писать с шести лет (по-русски, по- французски, по-немецки), печататься – с шестнадцати. Ведущий 1. В 1910 году Марина Цветаева выпустила сборник “Вечерний альбом”, изданный в количестве 500 экземпляров. Его заметили, одобрили В. Брюсов, Н. Гумилёв, М. Волошин. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь. (На экране портрет М. А. Волошина, смотреть приложение 5). Чтец 4.
“Надпись в альбоме”. Ведущий 5. Какой была Марина Цветаева? Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза…зеленые, цвета винограда.
“Глаза”. Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким, гибким. Стихи читала охотно, но по первой просьбе, или предлагала сама: “Хотите, я вам прочту стихи?”
Ведущий 6. Вслед за “Вечерним альбомом” появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой – “Волшебный фонарь”(1912 г), “Из двух книг”(1913 г) – оба под маркой издательства “Оле- Лукойе”, домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности М. Цветаевой, за которого в 1912 году она вышла замуж. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина. (На экране портрет М. Цветаевой и С. Эфрона. Москва, 1911 г, смотреть приложение 6). Чтец 5.
Ведущий 1. 5 сентября 1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов, у М. Цветаевой родилась дочь. (Из воспоминаний М. Цветаевой.) “Я назвала её Ариадной, – вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно…. Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью. ” (На экране портрет М. Цветаевой с дочерью Ариадной. 1925 г, смотреть приложение 7). Чтец 6.
Ведущий 2. В стихах Марины Цветаевой “ощущается стремление к сжатой и краткой, выразительной манере, где все ясно, точно и стремительно в ритме”, но вместе с тем глубоко лирично.
“Вы идущие мимо меня…” Ведущий 3. 13 апреля 1917 года у М. Цветаевой родилась вторая дочь – Ирина. (Из воспоминаний М. Цветаевой.) “Я сначала её хотела назвать… Анной (в честь Ахматовой). – Но ведь судьбы не повторяются!” Ведущий 4. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. (Звучит песня “Мне нравится, что вы больны не мной…” в исполнении учащихся.)
Ведущий 5. (Из дневника). “Моя вторая дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года – от голода”.
Ведущий 6. 1 февраля 1925 года у М. Цветаевой родился мечтанный сын Георгий – в семье его будут называть Мур. (Из дневника). “Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какою-то тоскливою, умилённою, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил… Буду любить его – каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть… Мальчиков нужно баловать, – им, может быть, на войну придётся”. (На экране портрет М. Цветаевой с сыном Георгием. 1927г, смотреть приложение8). Ведущий 1. Литературовед И. Семибратова пишет: “…пылко относится Цветаева к крупнейшим поэтам – своим современникам, причем здесь были важны даже не личные отношения, а знакомство прежде всего с их творчеством. ” М. Цветаева видела А. Блока, с которым не была лично знакома, но преклонялась перед ним бесконечно, называет его “сплошной совестью”, воплощенным “духом” и “рыцарем без укоризны”. (На экране портрет А. Блока. 1907 г, смотреть приложение 9). Чтец 1.
“Стихи к Блоку”. Ведущий 2. В мае 1922 года Марина Цветаева уехала к мужу за границу. (Берлин, Прага, Париж). Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. ”…Мой читатель остается в России, куда мои стихи “не доходят…” (Из воспоминаний М. Цветаевой).
“И не спасут ни стансы, ни созвездья…” Ведущий 3. Ее эмиграция не была политическим актом, то был поступок любящей женщины, которая последовала за своим мужем. Однако эмиграция оказалась бедой, несчастьем, нищетой и тоской по Родине. Стихотворение написано М. Цветаевой в эмиграции.
(“Тоска по родине…”) Ведущий 4. Летом 1939 года Цветаева вернулась на Родину, и до октября вся семья жила в Болшево под Москвой на даче. И вдруг-арестована дочь Ариадна, а затем муж Сергей Эфрон, Марина с сыном некоторое время жила в Москве у сестер мужа. В августе 1941 года расстрелян муж. Марина Цветаева была эвакуирована в Елабугу как литератор. Сын погиб на фронте в1944 году. Цветаева была абсолютно одинока в последние месяцы жизни. Трагической во всем была жизнь Цветаевой! Марине Цветаевой не находится места в столице, она погибает одинокой и обездоленной в Елабуге, где даже могила не сохранилась. (На экране фото 60-х гг. Дом в Елабуге, где погибла М. Цветаева, смотреть приложение 10). Заключительное слово (учитель): М. Цветаеву – поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее узнаешь безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации. М. Цветаева – поэт “предельной правды чувств”. Она со всей своей “не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…” (Вс. Рождественский) Теперь М. Цветаева – общепризнанный классик русской поэзии, одна из её вершин. Поэты – умирают. Поэзия – остается. Подведение итогов (оценки): Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |