Преподавание русского языка
Урок по теме "Синтаксическая роль инфинитива". 8-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.09.28
Просмотров: 1528
Гилясова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся. Цели урока: - учебная цель: углубление знаний учащихся о синтаксической роли инфинитива в простом предложении;
- развивающая цель: научиться методом сопоставления и анализа определять синтаксическую роль инфинитива в предложении;
- воспитательная цель: воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, стремления совершенствовать знания.
Оборудование: схемы-инструкции, синтаксическое лото. Основные термины и понятия для изучения: инфинитив, синтаксическая роль, главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения. Формы работы: групповая, индивидуальная Этап урока | Приёмы и методы | Содержание деятельности | Учитель | Учащиеся | Организация начала урока Тема и цель урока | “Найди ключевое слово урока” | На доске записаны слова с пропусками: соб…рать, гуси...ый, суф..икс, кожа..ый, стад..он, грус..ный, об..жать слабого, здра..ствуй. Задание: вставить пропущенные буквы, из них сложить слово Итак, сегодня на уроке мы не только повторим известное об инфинитиве, но и научимся безошибочно определять синтаксическую роль этой непростой формы глагола, составив программу действия. | Учащиеся выписывают только пропущенные буквы, из них складывают слово “ИНФИНИТИВ”. При выполнении этого задания идёт повторение различных орфографических правил: безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся), непроизносимой согласной в корне, Н-НН в суффиксах имён прилагательных. | Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний | 1.“Мозговая атака” 2.Исследование по теме урока (индивидуальная работа уч-ся) | – Для выполнения задачи нам необходимо повторить основные термины и понятия: инфинитив, синтаксическая роль, главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения. – Сегодня мы попытаемся сделать исследование о роли инфинитива. Что же говорится об инфинитиве в роли главных и второстепенных членов предложения в учебнике, по которому мы занимаемся? | Ученики дают их определение Ученики-эксперты, дома самостоятельно исследовавшие материал по данному вопросу, сообщают результаты своего исследования (Приложение 1). Остальные слушают и у себя в табличке помечают: “хорошо знаю по теме (+), есть вопросы, не всё понятно (?), не понятно (-)”. | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | 1.Проверка домашнего задания “Найди ошибку” 2. Коллективная работа по решению сложной проблемы – совместный поиск истины | – Дома вы должны были определить, в каких предложениях (Приложение 2) инфинитив является главным членом. Проверьте: инфинитив в роли подлежащего в предложениях №3, 5, сказуемого – №1, 4. Так ли это? – Легко ли было выполнять это задание? – Итак, мы увидели, что инфинитив может быть в роли разных членов предложения, сведения об этом в учебнике есть. Но как безошибочно определять эту роль? К сожалению, этому вас учебник не учит, а значит, мы сами должны научиться это делать. Давайте выработаем программу действия для определения синтаксической роли инфинитива. Запишите в тетрадь: Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо осмыслить… | Ученики исправляют неправильно названные учителем ответы (№5, №4) и объясняют, почему они так считают (данная работа актуализирует знания уч-ся по теме и развивает их критическое мышление) Учащиеся коллективно приходят к выводу, совместно выработав программу действия при решении сложной проблемы. Их запись в тетради следующая: 1) семантику предложения; 2) интонацию; 3) задать смысловой вопрос к инфинитиву; 4) определить синтаксическую позицию инфинитива (порядок слов); 5) синтаксическое окружение. | Усвоение образца комплексного применения ЗУН | Работа с ассоциативными схемами | Учитель предлагает использовать для определения синтаксической роли инфинитива схемы-инструкции (Приложение 3), поясняет, как ими пользоваться. | Ученики получают схемы-инструкции, следят за объяснением учителя, помечая себе, что не совсем понятно | Применение обобщённых ЗУН в новых условиях | Синтаксическое лото (работа в парах) | – Настало время применить полученные знания на практике. Пользуясь схемами-инструкциями, разложите карточки (Приложение 4) таким образом, чтобы инфинитив выполнял ту же роль, что и в поле. Обратите внимание, что во всех предложениях один и тот же инфинитив – рисовать. | Ученики раскладывают карточки с примерами и объясняют. | Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков | Самостоятельная работа “Внимание: инфинитив!” | – В указанных предложениях (Приложение 5) определите синтаксическую роль инфинитива и соответственно графически покажите эту роль. | Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем идёт взаимопроверка выполненного задания. | Информация о домашнем задании | Творческое задание: лингвистическая сказка | – Посмотрите, сколько внимания требует к себе инфинитив, ведь он может быть и подлежащим, и сказуемым, и второстепенным членом предложения. Недолго и зазнаться. Послушайте лингвистическую сказку, у которой есть начало, но нет середины. Её вы придумаете сами. Задание: в лингвистическую сказку об Инфинитиве вам надо по аналогии с рассмотренными примерами в “синтаксическом лото” придумать и записать свои. Придумать финал сказки. Конец сказки будет зависеть от того, как справитесь вы с этим заданием. – Итак, слушайте (звучит придуманная учителем сказка) (Приложение 6). | Дети слушают лингвистическую сказку. Ученик дома придумывают финал лингвистической сказки, он будет зависеть от выполненного задания (В Приложении 6 есть возможные два финала). | Рефлексия Подведение итогов урока. | | – Итак, подведём итоги урока. Сегодня мы вместе составили программу действия при определении синтаксической роли инфинитива, учились на практике определять эту роль. Думаю, все согласятся со мной, что делать это хотя и не совсем просто, зато интересно. Подводятся итоги урока. | Учащиеся с помощью карточек-сигналов (+), (?), (-) сообщают учителю, как понята тема. |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|