Преподавание литературы Урок литературы по теме "Слеза несбывшихся надежд". Рассказ Н.С. Евдокимова "Степка, мой сын". 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.27 Просмотров: 3446 Шевченко Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы Форма проведения: творческая мастерская погружения в текст. Цель: подготовка к Единому государственному экзамену по литературе. Задачи:
Методическая цель:
Средства реализации методической цели:
Актуализация проблемы Все программные документы последних лет указывают на то, что современное образование должно быть коммуникативно ориентированным, т.е. направленным на формирование приемов и способов коммуникации, овладение техниками анализа информации. Важнейшей характеристикой коммуникативно ориентированного обучения является использование текста как высшей дидактической единицы. В связи с этим проблема восприятия и анализа текста обучающимися является одной из главных для учителя – словесника. Он должен научить их одновременно эмоционально переживать прочитанное и оценивать его содержание, проникая в авторский замысел. Работа с художественным текстом на уроке – один из способов интеграции и развития предметных компетенций обучающихся: лингвистической, культуроведческой и коммуникативной. Подготовка к Единому государственному экзамену – это многоаспектная работа: она предполагает углубление полученных знаний и на их основе совершенствование практических умений, а также развитие навыков речевого общения на репродуктивном (восприятие информации художественного текста, его интерпретация) и продуктивном (создание собственных речевых высказываний и текстов) уровнях. Реализовать комплекс вышеперечисленных направлений работы по подготовке к экзамену позволяет погружение в художественный текст, в ходе которого он целостно воспринимается как единица языка, речи и культуры. В.В. Колесов считает: «Раскрыть текст – значит понять культуру и одновременно понять самого себя» [3, с. 376]. Несомненно, интерпретация художественного текста, направленная на понимание его как единицы языка, речи и культуры, способствует формированию мировоззрения обучающихся, их системы ценностей, осмыслению важнейших проблем человеческой жизни. Дидактическая единица творческой мастерской – текст рассказа Николая Семеновича Евдокимова «Степка, мой сын». Ход учебного занятия I. Мотивационно-установочный этап
– Имел ли право поэт так сказать о нас с вами? Почему? – Военная тема актуальна и сегодня, спустя 66 лет после Победы. Она будет волновать нас завтра и всегда, так как связана с темой памяти, памяти сердца. Очень точно сказал об этом поэт Давид Самойлов:
II. Организационно-деятельностный этап 1. Слово об авторе рассказа: Николаю Семеновичу Евдокимову было всего 19 лет, когда началась война. Он был призван в армию, «не долюбив, не докурив последней папиросы». Попав в жестокие бои 1941–1942 гг., был контужен и демобилизован по ранению. Память о страданиях и боли, о погибших молодых жизнях, несбывшихся надеждах, непрожитых биографиях стала источником его творчества. Рассказы Н.С. Евдокимова о войне («Была война когда-то…», «Море – его земля», «Степка, мой сын» и др.) невелики по объему, но, по мнению критика Г. Бочарова, «стали классикой военной прозы». 2. Погружаемся в текст 2.1. Чтение рассказа Н.С. Евдокимова «Степка, мой сын» [2, с.3]. 2.2. Наблюдаем и размышляем (проверка эмоционального отклика на рассказ и восприятия содержания прочитанного).
– Война жестока и безжалостна: она оборвала жизнь Анки и любовь героев, не дала родиться их сыну Степке: «Ничего не построит Степка! И ты его не жди, девочка на подоконнике. Он не придет никогда…» Война отняла у рассказчика самое дорогое, но чувство к любимой не погибло: «…годы прошли, а мы вместе, всегда вместе». Неродившийся Степка растет в воображении отца: «Степке скоро двадцать лет. И мне было двадцать, когда я встретил ту, которую зову его матерью…» Война – это подвиг во имя будущего: «Красные пули летели прямо на нас, а мы ползли… Мы и мертвые ползли бы вперед, но сержант командовал возвращаться».
– В названии рассказа – три слова, основную смысловую нагрузку несет последнее. Горько оттого, что Степка является сыном только в несбывшихся мечтах отца.
– Война, мир, жизнь, смерть, любовь, память.
– В рассказе два временных пласта: прошлое переплетается с настоящим. Вместе с рассказчиком мы, просыпаясь на рассвете, бредем по пустым московским улицам, затем мысленно переносимся в сорок первый год к озеру Селигер, в деревню Пустошка. Война давно закончилась, но не дает покоя память сердца: «Это бывает не часто, но с годами все чаще и чаще». Воспоминания о погибшей любимой, о неродившемся сыне Степке мучительны для героя, но именно память о прошлом помогает ему жить в настоящем. Повествование от первого лица придает рассказу исповедальный характер.
– Мирный утренний пейзаж («облитая росой трава», «в тишине уже слышно жужжание пчел», «река проснулась», «урча, ходит голубь») подчеркивает противоестественность войны для жизни человека. Она разрушила тишину и мир, не дала состояться будущему героев.
– Жизнь и смерть.
– «Мне было двадцать, и поэтому я верил в свою неуязвимость».
– Используя антонимы, автор показывает трагедию первой любви на войне и одновременно силу этого чувства, которое не боится смерти. 2.3. Формулируем основные проблемы текста и выявляем авторскую позицию.
III. Рефлексивный этап. «Война – жесточе нету слова…» (А. Твардовский)
Правила написания синквейна:
Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |