Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Части речи и "глокая куздра"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Части речи и "глокая куздра"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.09.26
Просмотров: 1399

Семененко Лариса Владимировна

Цели:

  • знать части речи в “лицо” независимо от того, имеет ли слово лексическое значение;
  • развивать через интеграцию уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства креативные способности посредством написания стихотворений и рисования по воображению.

Каждый учитель хочет научить учеников знать и различать части речи.

Язык глокой куздры изобрел для своих студентов лингвист академик Лев Владимирович Щерба, предложивший им разобрать следующее предложение по частям речи:

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

Как определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов? Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для той или другой части речи. Алгоритм работы следующий:

  1. Поставить вопрос к слову.
  2. Что оно обозначает?
  3. Подобрать слова с тем же окончанием.
  4. Сделать вывод.

Глокаякакая? Обозначает признак (серая, молодая, лесная), окончание -ая указывает на ж.р., ед.ч. прилагательного.

Куздракто? Обозначает действующее лицо (овца, корова, коза), окончание –а указывает на 1-е скл., ж.р., ед.ч. существительного.

Штекокак? Обозначает признак действия (быстро, гневно, сердито), суффикс –о- неизменяемого слова – наречия.

Бокра кого? Окончание –а в В.п., ед.ч. указывает на лицо (барана, бычка, петуха). Начальная форма бокрсуществительное одушевленное.

Будланула и курдячит: будланулачто сделала? – обозначает действие (боднула, толкнула), суффикс -л- и окончание –а указывают на форму прош.вр., ж.р. глагола; курдячит что делает? – обозначает действие (пугает, гонит), окончание –ит указывает на форму 3-го л., ед.ч. глагола; и – союз, связывающий однородные сказуемые.

Бокрёнка – кого? Уменьшительно-ласкательный суффикс –ёнк- в сочетании с окончанием Р.п. указывает на существительное одушевленное, обозначающее детеныша (теленка, ягненка). Начальная форма – бокрёнок.

Получаем следующее: прил. сущ. нар. глаг. сущ. глаг. сущ.

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

Мои учащиеся расшифровали каждое слово фразы, то есть подобрали примеры:

Глокая – бешеная, добрая, хитрая, сильная, голодная, глупая, злая, серая, бурая, старая, молодая, рыжая, маленькая, полосатая, умная.

Куздра – корова, медведица, лисица, кошка, ворона, девочка, коза, мышка, лиса, курица, тигрица.

Штеко – сильно, очень, ловко, быстро, больно, ласково, горячо, слабо, смело, дерзко, умело, хорошо.

Будланула – боднула, обманула, догнала, разогнала, ударила, клюнула, погладила, убежала, оттолкнула, поддела, защитила, зарычала.

Бокра – быка, волка, зайца, козла, кота, медведя, лиса, петуха, брата, бычка, слона, мальчика, ежа.

Курдячит – лягает, жалеет, играет, облизывает, догоняет, ласкает, тащит, каркает, зовет, гладит, дразнит, убегает, спасает, оберегает, ругает.

Бокрёнка – теленка, волчонка, мышонка, зайчонка, козленка, котенка, медвежонка, цыпленка, теленка, слоненка, ежонка.

Как же в общем “перевести” фразу на русский язык?

Вариантов много. Мои учащиеся “перевели” так:

  • Бешеная корова сильно боднула быка и лягает теленка.
  • Хитрая лисица ловко обманула волка и ласкает волчонка.
  • Сильная медведица быстро догнала зайца и жалеет зайчонка.
  • Глупая ворона сильно клюнула козла и каркает на козленка.
  • Добрая тетенька ласково погладила кота и зовет котенка.
  • Хитрая лиса больно ударила волка и тащит волчонка.
  • Глупая коза сильно боднула медведя и дразнит медвежонка.
  • Серая мышка быстро убежала от кота и прячет мышонка.
  • Старая медведица сильно толкнула медведя и догоняет медвежонка.
  • Молодая лиса ловко обманула медведя и зовет медвежонка.
  • Старая коза смело поддела лиса и спасает козленка.
  • Рыжая лиса дерзко толкнула козла и тащит козленка.
  • Умная курица дерзко клюнула петуха и оберегает цыпленка.
  • Глупая корова сильно боднула козла и ласкает козленка.
  • Молодая коза смело боднула быка и жалеет теленка.
  • Сильная медведица больно толкнула медведя и ласкает медвежонка.
  • Полосатая тигрица смело оттолкнула слона и облизывает слоненка.
  • Хитрая лиса умело обманула медведя и дразнит медвежонка.

Благодаря окончанию слова можно узнать часть речи, род, число, одушевленность или неодушевленность, время, спряжение, падеж, лицо.

Загадочная фраза о непонятной глокой куздре помогает нам вспомнить морфологию и понять, что состав слова дает возможность определить, какой частью речи является слово.

Глокая куздра настолько понравилась моим ученикам, что они написали стихи о непонятной, но уже понятой глокой куздре (см. Приложение 1) и рисовали по воображению (см. Приложение 2).

Стихи о “глокой куздре” вошли в мой сборник “Песнь души”, который был издан в июне 2008 года (см. Приложение 3).

Эта загадочная глокая куздра помогла нам в усвоении частей речи и в развитии творческих способностей учащихся.

В качестве домашнего задания и нового задания для творчества предлагаю следующее:

Интересно? Интересно! Поработайте еще!

- Поляндные волдряки учно ныквались по лорнему вому.

- Дримбул латко крипетил горселёнка.

- Подобное непонятное придумайте самостоятельно.

Таким образом, интеграция уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства не только способствует формированию ключевых компетенций, таких как учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые, но и ведет к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир учащихся.

Что за строка?
Что за слова?
Не знает никто,
Но перевести их можно раз сто.
Ты рисуй, сочиняй, изучай, находи,
И тебе с глокой куздрой всегда по пути!

Литература

  1. Г.П. Лазаренко. “Уроки русского языка в 5 классе”, Москва, “Дрофа”, 2006.
  2. Т.Ю.Угроватова. “Подсказки на каждый день”, Москва, “Владос”, 1995.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21