Преподавание русского языка Открытый урок развития речи. Рассуждение-размышление. 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.25 Просмотров: 3102 Дидковская Нина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (3,07 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока:
Тип урока: урок развития связной речи; урок усвоения новых знаний. Форма урока: урок-размышление. Организация урока: групповая, класс делится на 4 группы. Оборудование: медиапроектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал: таблицы, карточки-задания, иллюстрации картин, поэтические тексты, притчи, словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой, рабочая тетрадь [Т.И.Павлова, Н.А.Раннева, Н.Н.Василенко. Учимся писать сочинение- рассуждение. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы. Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2009] Методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, рефлексивный. Типы деятельности: репродуктивно-продуктивнй, творческий. Межпредметные связи: живопись, музыка, литература. План урока:
Ход и содержание1. Организационный момент.Приветствие. Проверка готовности к уроку. 2. Постановка целей урока и мотивация.(Слайд 1) Вступительная беседа Друзья! Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, посетим картинную галерею, почитаем стихи и станем соавторами небольших мудрых рассказов. О чём мы будем говорить на уроке? Чему учиться? (Будем размышлять по поводу увиденного и услышанного. Будем учиться строить размышление.) Каким типом речи мы воспользуемся, чтобы построить размышление как речевое высказывание? (Типом речи « Рассуждение») (Слайд 2) Итак, тема урока: Рассуждение – размышление. (Слайд 3) Цели урока:
3. Актуализация опорных знаний.Давайте вспомним, что такое рассуждение как тип речи. Обратимся к тексту. Что представляет собой текст как речевое высказывание? (рассуждение) Работа с текстом (по группам). (Слайд 4 ) Чтение текста (1) Способность мыслить – это качество человека, отличающее его от всех остальных живых существ.(2) Мышление – сложный процесс, который можно сравнить с выращиванием цветка. (3)Семечко посадил, полил, оно проклюнулось, из земли показался росточек, затем листик, потом другой, много листьев и, наконец, цветок, красивый, яркий, благоухающий.(4)Так и Мысль: сначала пробуждение, затем обдумывание, развитие, выражение в слове.(5) Думать –самая трудная работа, по утверждению Генри Форда, а излагать свои мысли верно, ясно, убедительно –сложнейшая задача.(6) Но цель достижима, потому что есть приёмы, правила, секреты и даже законы, которые помогают нам грамотно построить собственное развернутое высказывание – текст, этот удивительный цветок наших мыслей.(7) Некоторые из них вы знаете, о некоторых вам предстоит узнать . По каким признакам вы определили этот тип речи?(называются несколько признаков) Задание: заполните таблицу, используя текст и необходимые сведения из рабочей тетради по русскому языку ( Т.И.Павлова, Н.А.Раннева, Н.Н.Василенко. Учимся писать сочинение- рассуждение. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы) Слайд 5 Коррекция по слайду и самооценка. Вывод: Заполняя таблицу, мы вспомнили правила построения текста- рассуждения, увидели, что в тексте один из тезисов объясняется, а другой - доказывается. Объяснение, доказательство и размышление являются разновидностями рассуждения. (Слайд 6) 4. Усвоение новых знанийВыясним, что такое размышление, в чём его особенности, как оно строится . С этой целью отправимся в картинную галерею и рассмотрим картины художников Васнецова, Крамского, Рафаэля и Шардена. (Слайд 7) (слайд 9) Работа в группах по картинам и самооценка. Заполняются карточки « Размышляем по картине» При ответе каждой группы показывается соответствующий слайд: (Слайд 8) 1. Картина В. М. Васнецова « Витязь на распутье» (Слайд 9) 2. Картина И.Крамского «Христос в пустыне» (Слайд 10) 3. Картина Рафаэля Санти «Сон рыцаря» (Слайд 11) 4. Картина Шардена «Мальчик с волчком» После ответа каждой группы – комментарий ученика - искусствоведа: Вывод. Почему картины художников разных эпох, разных национальностей стали предметом нашего размышления? Все они затрагивают важную для каждого человека проблему выбора. Как быть? Что делать - вот главные вопросы картин. Это и есть главные вопросы размышления. (Слайд 12 ) В ситуации выбора оказывается каждый из нас. Часто мы действуем быстро, не раздумывая. Что надеть в школу? С кем пообщаться на перемене? Какую посмотреть передачу? Выбор наш неосознанный, без глубоких размышлений. Но очень часто от наших решений, правильных или неправильных, зависит наша собственная жизнь и жизнь окружающих нас людей. Как выбрать правильное решение, совершить поступок, ориентированный на общечеловеческие ценности: добро, честность, справедливость, ответственность, чувство долга, самосовершенствование? Надо поразмышлять! Размышление- это самостоятельный анализ жизненных ситуаций, опыта. (Слайд 13) А вот что говорит о значении слова «размышлять», «размышление» словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Работа со словарём. Иногда мы размышляем про себя, иногда вслух, словно беседуем сами с собой. Учиться размышлять вслух и строить речевое высказывание - трудная наука. Освоить ее поможет поэзия. Что такое стихи? По сути своей - все они размышления. Но есть такие, которые и по форме являются размышлениями, строятся по определённым правилам, имеют свои особенности. (Слайд 14) Выяснить их нам помогут лирические размышления А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Дементьева и Л.Измайлова. Следовать за мыслями великих, известных людей есть наука самая занимательная, по утверждению А.П. Пушкина. Анализ текстов. Выяснение особенностей в построении и речевом оформлении лирических размышлений и самооценка. Прочитайте стихи и выполните задания по текстам. Используются стихи М.Лермонтова «Тучи», А. Дементьева «Выбор» и фрагменты стихов А.Пушкина «Дорожные жалобы», Л.Измайлова «Монолог о дружбе и друзьях» Задания к текстам: При ответе каждой группы демонстрируются слайды 15, 16, 17, 18 Обобщение наблюдений: Какие закономерности в построении текстов-размышлений вы увидели? (Это вопросно–ответная форма, цепь вопросов- раздумий, альтернативные вопросы, из которых нужно выбрать только один. Это специальные слова, выражения, союзы, которые помогают оформить речь). (Слайд 19 ) 5. Закрепление знанийА сейчас обратимся к мудрым рассказам, которые называются притчами. В основе рассказа –жизненная ситуация выбора, которая требует глубокого раздумья. Повествовательная часть притчи обязательно заканчивается размышлением, содержащим какой-то нравственный урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живем. О притче говорят: это искусство слов попадать прямо в сердце. (Слайд 20) Прослушивание притчи: Лучший рассказ «Изучите обряд чайной церемонии», – сказал Учитель и дал ученикам свиток с его описанием. Они погрузились в чтение и скоро все выучили. Учитель спросил о том, что они прочли. - «Белый журавль моет голову» – это значит «прополощи чайник кипятком», – с гордостью сказал первый ученик. «Бодхисаттва входит во дворец» – это значит «положи чай в чайник», – добавил второй. Так ученики один за другим рассказали все подробности чайной церемонии. Только последний ничего не сказал. Он заварил чай, «напиток богов», по всем правилам и напоил Учителя. - Твой рассказ был лучшим, – похвалил тот последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: « Говори не о том, что прочел, а о том, что понял ». - Учитель, но он вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. - Дела всегда говорят громче, чем слова , – ответил Учитель. Учитесь не говорить, а делать. 6. Творческое заданиеЗакончите притчу собственным размышлением. Используйте карточку с заданиями. Выполнение задания и самооценка. 1-2 группы Притча о добрых и дурных наклонностях (Слайд 21) – Проверка. 3-4 группы Притча о дружбе и друзьях (Слайд 22) – Проверка. Чьё размышление вам показалось самым глубоким, соответствующим притче? 7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.Обобщим сказанное. Подведем итоги. (Используем приём незаконченного суждения ) (Слайд 23) Как вы оценили свою работу в группах? (Используется лист самооценки групп) Дома письменно поразмышляйте на одну из тем: (Слайд 24) Урок завершим чтением мудрых мыслей великих, известных людей. (Слайд 25) Всё наше достоинство заключено в мысли.( Б .Паскаль ) Мысли – это крылья души. (П. Буаст ) Мыслить – постигать смысл. (Д. Дин ) Двумя очами мы видим телесное, а рассуждением видим духовное. Благодарю всех за участие в уроке. Спасибо! (Слайд 26) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |