Преподавание русского языка Урок русского языка на тему "Унылая пора! Очей очарованье!" Сочинение-описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.23 Просмотров: 3231 Набиуллина Гульназ Наилевна, учитель русского языка и литературы Тема: «Унылая пора! Очей очарованье!». Сочинение-описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень». Тип урока: урок развития речи. Цели:
Оборудование: репродукция с картины И.И. Левитана «Золотая осень», музыка П.И.Чайковского «Времена года», мультимедийный проектор, слайды, раздаточные карточки. ХОД УРОКА I. Создание эмоционального настроя, включения в тему. Вступительное слово учителя. Унылая пора! Очей очарованье! (Приложение Слайд № 1) – Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами еще раз поговорим об осени и простимся с нею. Назовем сегодняшний урок словами Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» Не только Пушкин, но и многие другие писатели, поэты, композиторы любили эту пору и оставили прекрасные строки, зарисовки об этом времени года. А сейчас прослушаем музыкальную пьесу П.И.Чайковского «Осенняя песня». Звучит музыкальная пьеса П.И.Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года». Учитель: Какому времени года посвящена пьеса? Какие перемены происходят в природе с наступлением осени? (С наступлением осени птицы улетают в теплые края; созревают плоды у деревьев и кустарников; с деревьев опадают листья, дни становятся короче, льют дожди) II. Проверка домашнего задания – Ребята, вы к сегодняшнему уроку должны были выучить наизусть стихотворения об осени, вспомнить пословицы и поговорки, написать мини-сочинения об осени, нарисовать рисунки. Стихи об осени 1.Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
2. В.Авдиенко.
Пословицы и поговорки об осени. 1. Весна красна цветами, а осень – снопами. Сочинения-миниатюры. 1. Наступила унылая пора – осень. Золотые листья опадают с деревьев. Появились осенние грибы. Солнечные лучи зажигают оранжевые осины и красные клены. Они торжественны в своем осеннем наряде. 2. Пришла осенняя пора. Дует резкий холодный ветер, обрывая последние листья с деревьев. Упавшие листья пестреют на дороге. В теплые края улетают ласточки, стрижи, гуси. Все реже греет солнышко. 3. Я очень люблю осенний лес. Хорошо в осеннем лесу! Пахнет сухой листвой. Разноцветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Кое-где виднеются шляпки грибов. Еще цветут лесные цветы. Птицы перед отлетом поют свои прощальные песни. Печально шумит лес. Игра Азбука Ведущий вынимает из мешочка буквы алфавита и просит назвать эпитеты, прилагательные, характеризующие осень, осеннюю природу.
III. Усвоение новой темы – Вспомните, пожалуйста, в каких произведениях искусства воспета красота осени? (В картинах) Словарная работа (на доске запись): Пейзаж – фр. слово. Вид страны, вид местности. – Как называются художники, которые пишут пейзажи? (Пейзажисты) 1. Слово учителя: – Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан, так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого доброго и мимолетного времени года. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Он написал около ста «осенних» картин. Сегодня мы с вами, ребята, поговорим об одной осенней картине Левитана «Золотая осень» – А что мы знаем о художнике Левитане? (Приложение Слайд № 8) 2. Сообщение ученика о художнике и история создания картины. – Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было таким безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве, в училище живописи, ему часто приходилось голодать. Ночевать он вынужден был в училище, так как не имел своего угла. 3. Работа по картине «Золотая осень». (Приложение Слайд № 9) Беседа по вопросам – О чем эта картина? (О золотой осени) 4. Физкультминутка
5. Грамматические упражнения (Приложение Слайд № 10) 1) Составьте и запишите предложения, используя слова: – знойные, прошли, дни, лета. (Приложение Слайд № 11) 2) Определите границы предложений. Выделите основу предложений. Устно подберите синонимы к словам пестрый (разноцветный), радостную (веселую), чарующем (заколдованном). Пестрый к (о)вер из листьев укрыл землю (о)сенний ветер н(е)сет разноцветные листья деревьев от тр(о)пинки к опушке леса вся окрес(т)ность утонула в лучах ласкового солнца стройные березки замерли в чарующем танце под радостную музыку осени. (Приложение Слайд № 12) 3) Спишите, вставляя пропущенные орфограммы.
– Какая пора осени описана в стихотворении? (Ранняя осень)
6. Составление плана сочинения – О чем пойдет речь в первой части сочинения? (О художнике Левитане) Образец плана сочинения. (Приложение Слайд № 13)
7. Устный рассказ по картине На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью. 8. Домашнее задание. Написать сочинение-описание по картине «Золотая осень». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |