Преподавание русского языка Урок-исследование в 6-м классе по теме "Изобразительно-выразительная роль причастий"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.22 Просмотров: 1311 Шило Лилия Николаевна, учитель русского языка и литературы Обучающая цель:
Развивающая цель:
Воспитательная цель:
Оборудование урока: Карточки с заданиями, словари, художественные тексты К.Г. Паустовского, В. Ардова, И. Соколова-Микитова. Используемые технические средства: Персональный компьютер; мультимедийный проектор. План урока:
Ход урокаI. Слово учителя.– Мы подошли к концу изучения темы « Причастие» и сегодня должны проследить, какую роль играют причастия и причастные обороты в нашей речи.Этот урок особенный, так как вы сегодня не просто ученики, вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте. Вспомните, изобразительно-выразительные свойства каких частей речи они совмещают? II. Работа с прозаическим текстом.Класс разделен на три группы по уровню подготовки.
Задания 1 группа: Озаглавьте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Выпишите из текста причастия . Какие из них являются эпитетами? 2 группа: Выпишите причастные обороты. Какой ритм они создают? Объясните знаки препинания. 3 группа: Замените предложения с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Ответьте на вопрос: как причастия меняют текст? III. Работа с поэтическим текстом
Задания 1 группа: Озаглавьте текст. Спишите, вставив пропущенные буквы. Подчеркните причастия. 2 группа: Определите стиль и тип речи. Спишите, вставив пропущенные буквы, подчеркните причастия. 3 группа: Спишите, вставив пропущенные буквы, подчеркните причастия. Докажите, что использование в тексте причастий придает ему динамику и образность. IV. Употребление причастий в речи.– Внимательно прочитайте высказывание М.В. Ломоносова.
– О чем говорится в высказывании? Всегда ли уместно употребление причастий? V. Анализ текста В. Ардова «Суконный язык».– Прочитайте фрагмент из фельетона Ардова «Суконный язык»
– Что значит слово «суконный»? Определите значение слова по Толковому словарю. – Суконный язык – это невыразительная, бедная, неграмотная речь. – При помощи чего создаётся сатирический эффект? – Отредактируйте текст. VI. Фразеологизмы, в состав которых входят причастия.– Для какого стиля речи характерно употребление фразеологизмов? Обоснуйте свою точку зрения. Задания 1 группа: Назовите фразеологизм по его толкованию:
2 группа: К данным фразеологизмам подберите фразеологизм-синоним.
3 группа: С данными фразеологическими оборотами придумайте и запишите предложения, объясните постановку знаков препинания.
VII. Работа с картиной А. Герасимова.– Рассмотрите репродукцию картины А.Герасимова « После дождя». – Что изображено на картине? Задания 1 группа: Составьте и запишите словосочетания по картине А. Герасимова, используя причастия. (например: блестящую от дождя, упавшие лепестки, покрыт блеском) 2 группа: Составьте и запишите 5-6 предложений с причастными оборотами по картине А. Герасимова «После дождя» 3 группа: Напишите сочинение-миниатюру по картине А. Герасимова. VIII. Подведение итогов.Учитель: В результате исследований мы пришли к выводу, что употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики. Мы выяснили, что причастия изменяют текст, вносят в него дополнительные сообщения, придают динамику и образность, яркость описания. Причастные обороты создают мелодичность и особый ритм. Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками не только художественного, но и научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, чётко и точно. IX. Составление синквейна.
X. Рефлексивно-оценочный этап.
XI. Домашнее задание:1 группа: Рассмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Составить и записать словосочетания, используя причастия. Выполнить разбор словосочетаний. 2 группа: Рассмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Составить и записать 7-8 предложений с причастными оборотами. 3 группа: Написать искусствоведческое эссе по картине В.М. Васнецова «Алёнушка», используя причастия. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |