Преподавание литературы Урок литературы в 9-м классе по теме "А.С. Пушкин – наше все!"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.20 Просмотров: 2139 Жукова Ирина Витальевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (25,75 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся об А.С.Пушкине. Задачи урока:
Оборудование урока:
Тип урока – обобщающий. Ход урока Слайд 1.
I. Постановка цели и задач урока. Учитель: Сегодня мы будем говорить об известном русском поэте XIX века А.С.Пушкине. Вы повторите и обобщите изученный ранее материал по литературе. II. Биография А.С. Пушкина в картинах русских художников. Слайд 2. Учитель: Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, драматург, прозаик, член Российской Академии – родился 6 июня 1799 г., а умер 10 февраля 1837 г. Он прожил мало, но так много успел сделать.Слайд 3. – Его предком был Абрам Петрович Ганнибал – крестник царя Петра I. Слайд 4. Ученик 1: Картину “Пушкин на лицейском экзамене” И.Е. Репин написал в 1911 году. На ней изображен эпизод лицейского этапа жизни юного поэта – 8 января 1815 года, экзамен в Лицее. На нем присутствовал самый известный в то время поэт Гавриил Романович Державин.
Слайд 5. Ученик 2: Картина “Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском” написана художником Н.Н. Ге в 1893 году. Это новый этап в жизни Александра Сергеевича – ссылка в родовое поместье Михайловское. Вместе с ним здесь няня Арина Родионовна. Лишь однажды в имение приехал лучший друг Пушкина Иван Пущин.
Слайд 6. – Он привез подарок – комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Слайд 7. Ученик 3: В 1828 году, в Чите, в ссылке, декабристка Александра Григорьевна Муравьева передала от А.С.Пушкина Ивану Пущину листок бумаги, на котором были написаны следующие строки:
Слайд 8. Ученик 4: Это портрет А.С. Пушкина написан в 1827 году художником В.А. Тропининым. На руке поэта – перстень. Это подарок графини Елизаветы Воронцовой. С ним Пушкин не расставался никогда, считал своим талисманом и посвятил ему стихотворение “Талисман”. Шейный платок на Пушкине – признак романтического стиля в одежде и отличительная черта творческих людей.
Слайд 9. Ученик 5: Картина “А.С. Пушкин с женой на придворном балу” написана Н.П. Ульяновым в 1936 году. На ней изображен поэт со своей женой Натальей Гончаровой. Женившись на такой красавице, А.С.Пушкин стал объектом интриг и сплетен Высшего Света.
Слайд 10. Ученик 6: Картина “Дуэль Пушкина с Дантесом” написана художником А.А. Наумовым в 1885 году. Секунданты Данзас и д, Аширак поднимают с земли раненого поэта. С ненавистью глядят они в след Дантесу. И Дантес тоже сожалеет и никогда не забудет эту дуэль...Слайд 11. – Для Пушкина же настали последние дни и часы жизни, чтобы после смерти начался отсчет векам бессмертия. III. Памятники А.С. Пушкину как мировое признание. Слайд 12. Учитель: В первые годы после трагической гибели поэта передовая общественность России начала долгий и трудный путь ходатайств перед властями об увековечении средствами монументального искусства имени и творчества А.С. Пушкина. И только в ноябре 1860 года царь Александр I разрешил всенародную подписку. Казна же не дала ни одной копейки. Петербург не нашел места для памятника Пушкину – лучшие площади были заняты “царскими особами”. Было решено поставить памятник поэту в Москве, на его родине.Слайд 13. Ученик 1:– После трех конкурсов победу одержал скульптор А.М. Опекушин, сын крепостного и сам бывший крепостной из Ярославской губернии. 6 июня 1880 года народ и видные деятели русской словесности собрались на открытие памятника Пушкину, где свою знаменитую речь произнес Ф.М.Достоевский. Бронзовая фигура на Тверском бульваре была первым в мире памятником, посвященным А.С.Пушкину.
Слайд 14. Ученик 2: В ХХ веке фамилия А.С.Пушкина была внесена в список лиц, чье имя должно быть увековечено в первую очередь. Первые памятники поэта выполнялись, как правило, в гипсе, глине, цементе и существовали совсем недолго. Потребовалось немало времени, чтобы их заменили памятники из чугуна, мрамора, гранита, бронзы.Слайд 15. Ученик 3: В 1937 году, в год 100-летия со дня смерти А.С.Пушкина, в нескольких городах и селах были отмечены места, связанные с жизнью поэта. Появился обелиск у Черной речки в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на месте дуэли Пушкина и Дантеса, памятник в селе Каменка на Украине в усадьбе Давыдова, где поэт встречался с декабристами; 5-метровый памятник – в Полтаве; в Одессе памятник Пушкину стоит прямо на тротуаре напротив дома, где жил поэт; в Москве на Арбате есть памятник А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой.Слайд 16. Ученик 4: К 200-летию поэта, в Воронежской области был установлен памятный знак – Ротонда, напоминающая, что по этой земле проезжал когда-то на юг А.С.Пушкин. В других городах также есть Ротонды, некоторые из них посвящены А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой.Слайд 17. – Памятники, посвященные А.С.Пушкину, есть в разных странах мира. IV. Музыкальные произведения на сюжеты пушкинских творений. Слайд 18. Учитель: Многие музыкальные произведения также написаны на сюжеты пушкинских творений.Ученик 1: Например, опера по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, музыка Петра Ильича Чайковского. Композитор не ставил перед собой задачу охватить все проблемы романа. У оперы есть подзаголовок – “лирические сцены”, автор стремился показать мир чувств героев. Центральное место в опере занимают Татьяна Ларина и Владимир Ленский. Арию-монолог перед дуэлью прекрасно исполнил известный оперный певец Николай Басков. Слайд 19. Ученик 2: Но образ Онегина композитору менее интересен. Даже в финале оперы Онегин не имеет самостоятельных тем. П.И.Чайковскому более интересна Татьяна Ларина. Кульминация в развитии образа Татьяны – ее большой монолог в сцене письма к Онегину.Слайд 20. Ученик 3: Сюжет повести “Пиковая дама” П.И. Чайковский изменил очень серьезно. Действие оперы перенесено в XVIII век, в эпоху Екатерины II. Главный женский персонаж – Лиза, она из бедной воспитанницы превратилась в наследницу старой графини. Героя оперы, Германа, Чайковский заставил полюбить Лизу: узнать тайну трех карт и разбогатеть ему нужно, чтобы сделать девушке предложение. Но жажда богатства превращается у Германа в навязчивую идею, которая лишает его разума. Основной трагический момент оперы – партия Германа.Учитель: Прослушайте запись. Слайд 21. Ученик 4: Значительное место в музыке занимают романсы, написанные на стихи А.С.Пушкина, – это маленькие драматические пьесы, в которых от начала к концу произведения меняется душевное состояние героя. Это, например, романсы “Зимняя дорога”, “На холмах Грузии”, “Я помню чудное мгновенье” и другие в исполнении украинского певца Бориса Гмыри, романс “Я помню чудное мгновенье” в исполнении Ивана Козловского.Учитель: Прослушайте запись. V. А.С. Пушкин – “наше все! ” Слайд 22. Учитель: Известный критик Аполлон Григорьев писал: “Пушкин – наше все! Как солнце, днем затмевает звезды, так и талант А.С. Пушкина затмил собой всех остальных поэтов, которые получили скромное имя: “Поэты пушкинской поры”.Слайд 23. Учитель: “А.С.Пушкин – солнце русской поэзии”. Этот титул закреплен за ним навсегда. Впервые это выражение появилось в кратком извещении о смерти поэта, написанном Владимиром Федоровичем Одоевским: “Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..”Слайд 24. – А.С. Пушкин наследовал это именование от Александра Невского. В “Истории государства Российского” Николай Михайлович Карамзин пишет: “Киевский митрополит воскликнул: “Солнце отечества закатилось! Не стало Александра!” Так случилось и с Пушкиным: он мог еще долго жить и творить, но “солнце нашей поэзии закатилось”. Слайд 25. Ученик 1: Но, тем не менее, А.С.Пушкин сыграл огромную роль в творчестве всех последующих писателей и поэтов. Каждый из них чувствует себя учеником Пушкина и считает нужным написать несколько стихотворений о нем, поэтому “поэтическая пушкиниана” очень велика. Самым известным стало стихотворение М.Ю. Лермонтова “Смерть поэта”:
Слайд 26. Ученик 2: Во многих произведениях о Пушкине развивается мотив воображаемой встречи с великим поэтом; этот мотив обнаружился в творчестве самых разных поэтов второй половины XIX–XX веков. Одним из таких поэтов был поэт 50-х годов XIX годов Алексей Николаевич Апухтин. В стихотворении “19 октября 1858 года” он пишет о “встрече” с тенью Пушкина:
Слайд 27. Ученик 3: Другой поэт 80-х годов XIX века – Константин Михайлович Фофанов. Его называли “самым лучшим, самым талантливым, самым крупным поэтом, приблизившимся к Пушкину”. В стихотворении “Тень А.С. Пушкина” развивается не только мотив встречи с “тенью” поэта, но и с его “душой”. Встреча сопровождается “мистическими” деталями:
Слайд 28. Ученик 4: В стихотворении “Смуглый отрок бродил по аллеям…” поэтессы XX века Анны Андреевны Ахматовой отразились особенности ее восприятия Пушкина – это и живой человек, и великий русский гений, память о котором дорога каждому.
Слайд 29. Ученик 5: Очень близок Пушкин был также поэтессе XX века Марине Ивановне Цветаевой. Особенно ярко Цветаева показывает Пушкина в стихотворении “Встреча с Пушкиным”:
Слайд 30. Ученик 6: Пушкин был для Марины Цветаевой олицетворением мужественности, она посвятила ему цикл лирических произведений “Стихи к Пушкину”.
Слайд 31. Ученик 7: Другой поэт Серебряного века, Михаил Алексеевич Кузмин, уже после Цветаевой, в своем стихотворении “Пушкин” проводит параллель между Пушкиным-идеальным поэтом и Пушкиным-человеком:
Слайд 32. Ученик 8: Совершенно необычная встреча с Пушкиным была у поэта XX века Владимира Владимировича Маяковского. Он встречается не с живым человеком, а с ожившим памятником поэту. Маяковский не считает Пушкина высоким, недостижимым идеалом, а разговаривает с ним по-товарищески:
Слайд 33. Ученик 9: В 1924 году о Пушкине пишет Сергей Александрович Есенин. В одном из стихотворений поэт рисует образ “живого” Пушкина, фиксирует детали его внешности. С. Есенин сравнивает себя с поэтом-гением, но понимает, что ему еще очень далеко до Пушкина:
Слайд 34. Учитель: Итак, каждый поэт по-своему воспринимает Пушкина, у каждого поэта была своя цель воображаемого общения с ним, но все они понимают, что роль Пушкина в истории и развитии поэзии огромна, гений его несомненен, а потому он был, есть и остается “символом и солнцем русской поэзии” и прозы. А.С.Пушкин – центральная фигура русской культуры. Он – создатель энциклопедии русской жизни, основатель современного русского языка.VI. Подведение итогов урока, домашнее задание. Учитель: Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |