Преподавание литературы Урок литературы по теме "Творчество Н.М. Рубцова. Стихотворение “Русский огонек". 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.20 Просмотров: 2221 Мазурова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы Оформление урока: Проводится в школьном краеведческом музее в комнате "Русская изба", стоит русская печь, стол, покрытый вязаной скатертью, на столе - большой самовар, на деревянных стенах избы - фотографии в больших рамках, в каждой рамке от 6 до 10 фотографий. Эпиграф
Цель: познакомить с творчеством Н.Рубцова, учить понимать и любить поэзию, воспитывать любовь к Родине, способствовать привитию лучших моральных качеств русского народа. 1. Вступительное слово учителя. Наш урок посвящен творчеству русского поэта Н.М. Рубцова. Сообщается эпиграф урока. - Почему этот урок проходит в столь необычных условиях? Мы в русской избе. Вот такой вид имела она и в старинные годы, и в то время, когда Н. Рубцов был еще мальчиком, и в более близкие нам послевоенные времена. Посмотрим на устройство русской избы. Вот самовар, который стоял либо на столе, либо у печи, вокруг него собиралась крестьянская семья, чаем потчевали гостя, сами хозяева выпивали несколько чашек за вечер.
А вот любимое место отдыха в избе - "печка-матушка",- так ласково называли ее в деревне. Она и обогреет, и приободрит, на ней и сказку хорошо послушать, и поговорить по душам, и попросить совета, и пожаловаться на судьбу.
Перед вами фотопортрет поэта Рубцова. Слайд № 2. Что вы можете сказать о человеке, изображенном здесь? Простой русский человек. На столе стоит фотокарточка, где он с русской гармошкой, на которой хорошо играл с детства, очень любил гармонь. Каковы истоки творчества Рубцова? Где корни этого любимого всеми русского поэта? Об этом расскажет ученица. Николай Рубцов - биография (слайды № 3 - № 10) Николай Михайлович Рубцов - русский советский лирический поэт. Родился 3 января 1936 в селе Емецк Архангельской области. В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой - отец, Михаил Андреянович Рубцов (1900-1962), ушел на фронт и, как считали дети, погиб уже в 1941 (на самом деле отец бросил семью и жил отдельно в Вологде после войны). В 1942 году умерла мать, и Николая направили в Никольский детдом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы. Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землёй: священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным". С 1950 по 1952 будущий поэт учился в Тотемском лесотехническом техникуме. Затем два года работал кочегаром в архангельском траловом флоте треста "Севрыба" и еще два года - разнорабочим на опытном военном полигоне в Ленинграде. С 1955 по 1959 проходил армейскую службу на Северном флоте (в звании матроса и старшего матроса). После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и шихтовщиком на Кировском заводе. Однако в душе он живет поэзией, а потому решает изменить свою судьбу. В 1962 Рубцов поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве и познакомился с В. Соколовым, С. Ю. Куняевым, В. В. Кожиновым и другими литераторами, чье дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию стихов. Поэт продолжает писать, и в середине 1960-х у него выходят первые сборники. В 1969 Рубцов заканчивает Литературный институт, получает первую в своей жизни отдельную однокомнатную квартиру. Рубцов погиб в семейной ссоре 19 января 1971 в своем вологодском доме, от рук своей жены Людмилы Дербиной. В Вологде именем Николая Рубцова названа улица и установлен памятник (1998, скульптор А. М. Шебунин). В Тотьме установлен памятник работы скульптора В. Клыкова. Памятник Рубцову установлен также на его родине, в Емецке (2004, скульптор Н. Овчинников). Творчество Первая книга стихов "Лирика" вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники "Звезда полей" (1967), "Душа хранит" (1969), "Сосен шум" (1970). Готовившиеся к печати "Зелёные цветы" появились уже после смерти поэта. После смерти были опубликованы сборники: "Последний пароход" (Москва, 1973), "Избранная лирика" (Вологда, 1974), "Подорожники" (Москва, 1975), "Стихотворения" (1977). Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой. Особенной известностью пользуются песни на его стихи "В горнице моей светло", "Я буду долго гнать велосипед", "В минуты музыки печальной" Слово учителя Итак, родина - это село Емецк Архангельской области, затем город Тотьма Вологодской области, похожее на большое село, в котором горожане жили вот в таких домах, сначала крытых соломой, потом черепицей, а позже железом и шифером. История края - это история каждого человека, живущего в нем. Именно история накладывает отпечаток на характер, поступки человека, его жизненные устои. А история у Тотьмы богатая. Гайдученко Зоя прочитает отрывок из очерка Н.Рубцова, напечатанный в вологодской районной газете. Вот такие серьезные исторические события пришлось пережить предкам жителей Тотьмы. А потом были другие испытания: вторая мировая война, гражданская и Великая Отечественная. А люди продолжали жить и радоваться жизни. Деревни вокруг Тотьмы жили своей неторопливой, размеренной жизнью, все таким же дорогим и приветливым оставался бревенчатый русский дом, где под окном растет ветла или береза, бушует крапива и, выходя из дома, попадаешь сразу в огород, на луг, в поле, на берег речки.
Старинное слово "горница" заменило "комната", но смысл остался - это дорогой, милый сердцу отчий дом. На стихи Рубцова композитор А.Морозов написал песню "В комнате моей светло:". Исполнит ее под аккомпанемент гитары один из учеников. Слово учителя С родным домом связан еще один образ. Какой? Матушка, мама, маменька - как центр дома, связующее звено между всеми членами семьи. Сам поэт потерял мать очень рано, но любовь к ней пронес через всю жизнь, посвятил матери несколько стихотворений. Многие поэты писали о родном крае, о деревне, о родной природе. Но так пронзительно и чисто мог писать о родине только Рубцов. Ученики читают отрывки из лирики Рубцова.
А мы вновь возвращаемся в избу, в окне которой горит огонек, сначала керосиновой лампы, а с 60-ых годов электрической лампочки. Посмотрим на стены избы, где увидим рамки с фотографиями, такие висели в каждом доме. Это родные и близкие хозяев, многие из которых не вернулись с войны. Память о погибших свято хранилась в каждом доме. Чтение стихотворения "Русский огонек". Читает подготовленный ученик. - О чем это стихотворение? (Об одиночестве лирического героя) - Прочитайте начало. Какое настроение возникает? (Грусть, печаль) - Что значит для героя "небо темное, без звезд"? (Тяжесть одиночества) В чем находит утешение герой? (В свете огонька). - Какое значение имеет символический образ дома? (Дом - источник добра и счастья. Это символ пристанища души). - Какие строки говорят о всенародной трагедии, о том, как отразилась судьба народа на судьбе крестьянки? В каких строках заключен идейный смысл? (Последняя строфа: русский огонек-символ надежды, символ любви людей друг к другу, к родине, символ соучастия). - Выразительное чтение стихотворения учащимися. - Работа над выразительными средствами стихотворения. Подведение итогов урока: В лирике Н.Рубцова всегда есть свет, символизирующий надежду на будущее. Русская природа, русские люди, русский дух - тема лирики русского поэта Н.М. Рубцова. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |