Преподавание русского языка Урок-исследование. Русский язык, 4-й класс. Тема "Имя существительное"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.19 Просмотров: 831 Бушмелева Татьяна Михайловна, учитель начальных классов Цель.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, толковый словарь С.И. Ожегова, карточки для самостоятельной работы по выбору, пословицы о здоровье. ХОД УРОКА 1.Организационный момент. Актуализация знаний. Слайд 1. - Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Я думаю, что сегодня урок принесет нам радость общения друг с другом. - Ребята, сегодня на уроке продолжим исследование объектов русского языка. Что значит исследовать? Как вы это себе представляете? Тема нашего исследования – имя существительное. 2. Мобилизация внимания. На слайде иллюстрация зимнего пейзажа. Слайд 3. - Рассмотрите иллюстрацию. Друзья – Татьяна, Илья и Дарья решили укреплять свое здоровье: делать зарядку, бегать на коньках, кататься на лыжах. Илье больше нравились коньки, Татьяна не всегда выбирала лыжи. Определите, как каждый ребенок укреплял свое здоровье. - Назовите имена существительные, которые вы услышали в тексте нашего логического упражнения? Друзья, Татьяна, Илья, Дарья, зарядка, коньки, лыжи, зд.ровье. Слайд 4. - Назовите, какие виды орфограмм можно выделить в данных именах существительных. Орфографическое чтение вслух и запись в тетради. - Сейчас мы с вами исследовали слово здоровье с точки зрения орфографии. (Раздел русского языка, в котором изучаются правила написания слов.) 3. Словарно- орфографическая работа. -Посмотрим на это слово с разных сторон науки о языке. Слайд 5. Работа над лексическим значением слова. Познавательный этап. - Обратимся к лексике. (Словарный состав русского языка) - Как вы думаете, что такое здоровье? Обратимся к словарю. Дети зачитывают словарную статью. С.И.Ожегов. “Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма”. Запись в тетради. Слайд 6. Обратимся к фонетике. (Раздел языка, в котором изучаются звуки речи). - Запишем слово в транскрипции. - Обратимся к морфологии. ( Раздел русского языка, в котором изучаются слова, как части речи.) - Какой частью речи является слово здоровье? Работа с однокоренными словами - Подберите однокоренные слова к слову здоровье. Записать слова в тетрадь, выделить корень. -Слова здоровье, здравствуйте, на первый взгляд они нам кажутся совсем разными, но они являются однокоренными, в этих словах происходит историческое чередование оро и ра. Поэтому, когда мы говорим при встрече человеку, здравствуй, мы желаем ему здоровья. Военные приветствуют старшего по званию и говорят “Здравия желаю”. 4. Работа в парах. Слайд 8. - Посмотрим, как употребляется слово здоровье в нашей речи. В русском языке много пословиц о здоровье. Работа с пословицами. Чтение пословиц на тему “Здоровье”, приготовленных учащимися. - Составить из рассыпанных слов- карточек пословицы, объяснить их смысл. Физкультура и труд здоровье несут. Здоровье дороже богатства. - Как вы понимаете смысл этих пословиц? Выполнить синтаксический разбор. (У доски.) - Дать характеристику предложения. 5. Игра “ Четвертый лишний” . Слайд 10. - В каждой группе слов найдите лишнее и докажите свой выбор.
Физминутка. Слайд 11. - А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья. (Приложение 1) ( Звучит релаксационная музыка, выполнятся упражнения для предупреждения зрительного утомления.)
Упражнение. Слайд 12. 1. в п а е р ч е е н н ь ь е е 2. с м в о е р к л к о а в ь 3. д л и р с е т в ь ь я я - Какое задание мы могли бы придумать с данными буквами? (Составить слова из букв) Загадка к первой строке для 1 ряда
Загадка ко второй строке для 2 ряда
Загадка к третьей строке для 3 ряда
- Запишите отгадки в тетрадь. Что общего между этими словами? Проверка. 6. Самостоятельная работа. (По выбору). Слайд 13.
Проверка. Слайд 14. 7. Мини – сочинение. Слайд 15. - Укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе. Представьте, что в один из выходных дней вы пошли на прогулку. Напишите мини – сочинение по опорным словам. Прогулка, лыжи, снежные шапки, следы. Чтение сочинений. 8.Рефлексия. (НТ) настроение, трудности. Слайд 16. Данная рефлексия помогает отследить, важна ли была данная работа для учащегося, возникали ли затруднения и самое главное настроение помогает отследить уровень психологической комфортности на уроке. Вот и подходит к концу наше занятие. Кому понравился урок? Чем мы сегодня занимались на уроке? Урок окончен, благодарю учеников за работу на уроке. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |