Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок развития речи в 6-м классе "Словари - наши помощники"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок развития речи в 6-м классе "Словари - наши помощники"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.09.16
Просмотров: 865

Бондаренко Надежда Константиновна, учитель

Эпиграфы к уроку:

  • «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (А. Франс).
  • «Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений» (Декарт).

Цели урока:

  • повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах);
  • совершенствовать навыки работы со словарями;
  • воспитывать интерес к книге, к слову.

I. Начало урока.

Игра «Дежурная буква».

В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например: Африка, алгебра, Америка, антилопа и т. д.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

– Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари, – говорит учитель.

– Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Затем ребята отвечают на вопросы:

  • Какие словари русского языка вам известны?
  • К каким словарям мы обращаемся чаще всего?
  • В каких случаях словари приходят вам на помощь?

II. Знакомство со словарями.

В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь.

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика  вогнала меня в пот, и я на  всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Толковый словарь.

«В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов.

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова... Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

III. Конкурс рисунков.

Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных «словарей», какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

IV.  Работа «словарей» с классом.

– Я – словарь иностранных слов. Я  имею 20000 слов. При  чтении  журналов,   газет,   книг   вы   часто   сталкиваетесь со   словами,   вошедшими   в   русский   язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении  незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить  иноязычные  слова,  называющие  его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть  свою  одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т. д.)

Задание 1.

А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом.

– Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад.)

– Старший брат  получил  документ,  удостоверяющий его полномочия как депутата. (Мандат.)

– В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)

Задание 2.

Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам.)

– Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т. е.  выражений типа:  бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т. д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.

Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о ...

  • кротком,  безобидном  человеке?   (Мухи не обидит.)
  • чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
  • человеке, который  пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)
  • о том, кто  (что)  неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)

Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:

  • Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
  • Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчелся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готово). И т. д.

Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Голова – человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...

Ноги – уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять...

Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...

Нос – задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа...

– Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной!

– Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять  значения   многих  слов,  они   ведь  и так понятны.  Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол.  Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.

  • Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
  • Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
  • Анна Ивановна работает в адресном столе.
  • В санатории нам определили пятый стол.

– А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

  • Колхоз продал государству сто голов скота.
  • Вдали показалась голова пехотной колонны.
  • Он в неравном бою сложил свою голову.
  • От бессонницы у него разболелась голова.

– Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т. д.

– Теперь прошу выполнить мои задания.

Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.)


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21