Преподавание литературы С.А. Есенин. "Песнь о собаке"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.15 Просмотров: 922 Громова Галина Герасимовна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Оборудование: портрет С. Есенина, CD запись стихотворения С. Есенина "Песнь о собаке", CD магнитола. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Основная часть. 1. Слово учителя. Объявление темы и цели урока. 2. Прослушивание записи стихотворения С. Есенина "Песнь о собаке" в целом. 3. Работа над первым четверостишием: а) чтение учащимися первого четверостишия; б) словарная работа: ржаной, закут; в) вопросы:
Вывод: Щенки появляются на свет утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом. Вся обстановка появления щенков сулила им счастье, благополучие жизни. Отобразим мир стихотворения в цвете, свете, звуке. для этого составим таблицу по каждому четверостишию.
4. Работа над вторым четверостишием: а) чтение учащимися второго четверостишия; б) вопросы: Кроме торжественной тишины, чем еще встретил мир щенят? Вывод: Лаской счастливой матери. Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения мир как бы приглушающий яркий свой свет, давая матери насладиться в одиночестве счастьем материнства. Наступает вечер - как изменяется цвет, свет? - что такое день? - что слышим? Вывод: Отдыхает счастливая собака - мать от пережитых страданий. Щенята лежат, прижавшись к животу, возле которого тепло и не страшно. (Продолжение таблицы)
5. Работа над третьим четверостишием: а) чтение учащимися третьего четверостишия; б) словарная работа: шесток, поклал; в) Слово учителя. Уставший от серой суетности мир обсиживает свой шесток. Куры - это олицетворение суетности нашего мира. А в это время миром овладевают силы тьмы, зла, разрушения. Вопросы: На каком времени останавливается поэт? Еак же изменился мир за день? Цвет? Свет? Звук? О чем они нам говорят? Вывод: Наступило господство тьмы, зла и разрушения. Рыжие, как солнце, щенята брошены в темный, душный мешок. Мир молчит. (Продолжение таблицы)
6. Работа над четвертым четверостишием: а) чтение учащимися четвертого четверостишия; б) слово учителя. С молчаливого согласия уставшего, равнодушного мира совершается убийство. в) вопросы: В какой цвет, свет окрашена строфа? Как звучит? Почему нет описания самого действия? Почему мы можем догадаться, что произошло страшное событие? Вывод: "долго, долго" дрожала гладь воды. Ведь это значит, что долго, долго стояла собака и смотрела на вздрагивающую воду, скрывшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой. Для него то, что он только что сделал, обыденный житейский факт, мелочь.
7. Работа над пятым четверостишием: а) чтение учащимися пятого четверостишия; в) вопросы: В какой цвет окрашено четверостишие, как освещено, как звучит? (Продолжение таблицы)
8. Работа над шестым четверостишием: а) чтение учащимися четверостишия; в) вопрос: В какой цвет, звук окрашено четверостишие? Вывод: На некоторое время мир обрел звонкость и цвета, и звука. Озарило будто бы его на мгновение. Но обманул, "скрылся" месяц. (Продолжение таблицы)
9. Работа над седьмым четверостишием: а) чтение учащимися седьмого четверостишия; в) вопрос: Цвет, свет, звук четверостишия? Вывод: Теперь становится понятным звучавшее ранее "звонко". На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно ее дитя живо. (Продолжение таблицы)
10. Обобщение: а) Слово учителя. Подведем итог нашим раздумьям. Перед нами наглядно предстал мир "Песни о собаке". Как же реагирует мир на то, что произошло? Давайте изобразим в цвете первый столбец словесной таблицы. III. Итог урока. Слово учителя. В мире Есенина одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного. Растения, людей. Однажды поэт сказал о своем понимании мира так: "Все мы яблони и вишни одного голубого сада. Все от дерева" Если все мы - дети единого дерева жизни, то горе собаки, потерявшей своих щенков, - это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческое. И весь мир со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате. IV. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение. Почему стихотворение названо "песнью"? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |