Преподавание литературы Урок-семинар в 10-м классе "Я поранил руку о край ночной звезды" (Лирический герой Виктора Кушманова)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.14 Просмотров: 946 Торлопова Валентина Кимовна, учитель русского языка и литературы Цели: 1. Развитие интереса к литературному краеведению, формирование бережного отношения к духовным и культурным ценностям русского и коми народа, а также нравственной и эстетической отзывчивости, вкуса, чувства прекрасного у молодых людей. 2. Обучение исполнительскому анализу стихотворения. 3. Развитие творческих способностей. Урок посвящен лирике известного поэта Республики Коми и России, члена Союза писателей России, лауреата Государственной премии РК Виктора Витальевича Кушманова <Рисунок 1>. К уроку учащиеся вместе с педагогом собирают материал о жизни и творчестве В.Кушманова (статьи литературоведов Коми научного центра Российской академии наук, публицистические статьи в местной прессе, воспоминания современников), делают подборку стихов, все объединяют в книжку, юные художники-гимназисты иллюстрируют ее. Она – для подготовки к уроку-семинару <Рисунок 2>. Вопросы для подготовки: 1. Прочитайте о судьбе В. Кушманова. Как складывалась жизнь поэта? 2. Каковы особенности лирики нашего поэта? 3. Как, с помощью каких средств поэт добивается выразительности? 4. Каким вы увидели лирического героя В. Кушманова? 5. Проинтерпретируйте любимое стихотворение. 6. Подумайте, на какую тему вы написали бы творческую работу после чтения и изучения лирики В.Кушманова? Фонограмма урока. Занятие открывает известная песня на стихи В. Кушманова “Деревенька моя”. (Исполняет гимназистка Юля Немчинова). Песня стала любимой у нашего народа коми, и нам она близка и понятна, ведь мы родились и выросли в сельской местности. – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с лирикой нашего земляка, современного сыктывкарского поэта Виктора Кушманова. Н.Гумилев считал, что детство поэта непременно должно быть золотым, счастливым, никак не будничным, серым. Что вы узнали о детстве нашего поэта? О его судьбе? – С большим интересом я прочитала в газете “Молодежь севера” интервью с В.В.Кушмановым (“Молодежь севера”, 1998, 22 июля). Поэт рассказывает о своем детстве, родителях. Его маму, жену белогвардейского офицера, с двумя детьми, дочерью семи лет и годовалым сыном, сослали на север в Койгородский район. В тех местах работал молодой учитель Виталий Кушманов, мама будущего поэта вышла за него замуж, чтобы не умереть с голоду и холоду. “Мама умерла в 43 году, в 31 год, а отца посадили, репрессировали. Мы, три брата, попали в детдом. Отец вернулся, когда мне было 15”. Поэт не жалуется на судьбу. О жизни в детдоме рассказывает весело. Много говорит о друзьях, которых у него полреспублики. – Понятны ли вам слова доктора филологических наук В.А.Латышевой: “… соединение лирики и драматизма благо… Сила чувств обоих экспрессивных родов поэзии облагорожена взаимно. Так – в лирике В. Кушманова. Горечь и крепость редьки, от которой “происходит” его фамилия, дает силу его творчеству” (“Кушман” в переводе с коми “редька”). Заметили ли вы в поэзии это соединение чувственности и драматизма? – Не заметить этого соединения нельзя. Вот, например, одно из ранних стихотворений “Мама”
Мы знаем, что поэт не помнит свою маму, ему не было и трех лет, как ее не стало. Но в этом раннем стихотворении он словно разговаривает с ней, пишет о маме как о несбывшейся мечте. Рефреном повторяется строка “Если бы у меня была мама…”. (Глаголы употребляет автор в условном наклонении.) Так вот, если бы мама была жива, поэт поведал бы ей самое дорогое, что есть в его жизни, самое сокровенное: стихи, невесту и то, за что мама должна поругать… Причем, неважно похвалить или поругать. Как безнадежно горько звучит строка “А я не помню даже ее голоса…”. Повествовательная интонация, отсутствие рифмы делают произведение драматичным. Стихотворение заканчивается многоточием, как будто слезы навернулись на глаза, и больше не вымолвить ни слова. Я прочел эти строки В. Кушманова и подумал, как же мне повезло, что я могу целовать свою маму, когда ухожу в школу, хвастаться ей своими сочинениями, нуждаюсь в ее оценке, реакции. (Владислав Попов) – О каких особенностях художественного мира нашего поэта вы хотели бы рассказать? – Я прочитал статью В.Н. Демина “В.В. Кушманов” в книге “Коми литература. Энциклопедия школьника” о творческом пути поэта и выделил следующее: -Первая книжка стихов поэта вышла в Коми книжном издательстве, когда В. Кушманову было чуть больше 20. Она называется “Мне двадцать лет”. Литературовед вспоминает, что это была книга-откровение, книга человека, влюбленного в Север, распахнутого жизни, верящего в чудеса, стремящегося рассказать о своей земле, о своем мироощущении. Тематика поэзии связана с романтикой освоения Севера, с чудом белого снега, с доброй природой северян, с верой в то, что жизнь прекрасна и неповторима. -За В.Кушмановым прочно закрепилась репутация поэта романтического склада, поэта, который верит в добро, в торжество светлых начал в жизни. Он утверждает вечные и простые ценности: дружбу, любовь, участие, бескорыстие… -В следующих сборниках стихов в поэзию входят воспоминания о своей родословной (“Как зыряне укачивали своих детей”), исторических событиях (“Песнь о 112 Уляшевых”, “Колыбельная 1942 года”), создаются простые и искренние стихотворения, которые станут широко известными песнями (“Красная рябина”). – Мне понравилась статья В.А.Латышевой “Мир поэзии В. Кушманова”, вот основные ее тезисы: – многие поэты рассказывают о событии, о своем состоянии, о любимом человеке… Лирика не должна рассказывать! Стихи В. Кушманова эмоциональны, язык поэта гибок и легок, и “рассказывание”, если оно и есть, “благостно тонет в изобразительности стиха”; – поэзия Кушманова “отвечает главным качествам лирики как литературного рода: эмоциональность, субъективность, напряженность, краткость”; – поэт не боится быть чувственным, чувствительным, ранимым, неуверенным, добрым, нежным. “В этом впечатляющая сила его стихов”; – В. Кушманов – художник, он мыслит образами. “Мысль даже “побеждена” образом”, поэтому его лирика любима читателем; – образы, которые создает поэт, органичны, они легко узнаваемы, это “тундровый” быт. Они сказочны, необыкновенны и, в то же время, неотделимы от земли, от реального мира. – Каким вы увидели лирического героя В. Кушманова? – Я бы хотел прочесть раннее стихотворение поэта и прокомментировать его. “Компас жизни”.
Этими стихами открывается первый сборник стихов поэта “Мне двадцать лет”. Что мы узнаем о лирическом герое? Он сожалеет, что не был участником каких-либо значительных событий эпохи, когда можно совершить подвиг, ему кажется, что прожил двадцать лет, “как будто вовсе и не жил”. И все же герой молод, счастлив, умеет удивляться вроде бы обычному, замечать прекрасное: “видел радуги и ливни”. Он непременно в белой рубашке. Как часто белый цвет встречаем мы в стихах поэта. Это цвет чистоты, молодости… Лирический герой – рубаха-парень, вчерашний мальчишка, которого могут выгнать за дверь… В конце стихотворения две красивые метафоры, которые объясняют мечту поэта, жаждущего подвига, славы. Таким образом, в стихотворении мы видим лирического героя недовольным своей безмятежной жизнью, мечтательным, по-хорошему честолюбивым. (Евгений Носков) – Мне очень понравилось стихотворение “Простите…”
В. Кушманов потрясающе просто и удивительно выразительно пишет о своей любви к Родине, о своем понимании поэтического ремесла, у него это получается доверительно, легко. Из стихотворения возникает образ “северной” поэзии как особенной, рожденной “чистейшим снегом”. Именно такой и является поэзия Виктора Кушманова. Поэт чувствует и постигает “простой разговор” снега, деревьев, дождя, Печоры, но не может выразить, как невозможно описать что-то высшее и прекраснейшее, что-то, для чего слишком мало слов и для чего все слова лишние. Поэт чувствует свою ответственность перед северной природой, для него творчество неотделимо от “избы, где чисто и светло”. Север для поэта – источник вдохновения, он просит именно такой поэзии, серьезной, простой и смелой, достойной “белокрылых птиц в вечернем поле”. Такое стихотворение мог написать человек не только “в рубахе белой”, но и с чистой душой, открытой для света и снега. Для Кушманова поэт – не просто человек, пишущий стихи, но и человек, любящий свою землю, свой край, его особенности, его неповторимость… Только тогда это будут “настоящие стихи, до радости, до нежности, до боли”. Мне понятна метафора, вынесенная в название урока “Я поранил руку о край ночной звезды”. Через нее передает поэт свое удивление, свой восторг от красоты северной природы. (Оля Изюмова) – Мое любимое стихотворение В. Кушманова тоже о нашем севере: На севере ходят в валенках
Читая это стихотворение, вижу перед собой три силуэта в малицах и валенках, такие знакомые и родные. Они идут, взявшись за руки. А вокруг пышные сугробы. Автора переполняет чувство любви к своей малой родине. Мне кажется, что лирический герой искал не девушку, а вдохновение. Подругу-лирику он нашел здесь, на нашем севере, чудесном крае. Стихотворение удивительно мелодичное. Музыкальным его делают ритм и женские рифмы (в валенках – маленький). Это мое любимое произведение В. Кушманова. (Женя Дуркина) – Когда-то Л.Н.Толстой сказал, что если можешь не писать, не пиши. Дети, которые учатся в гимназии искусств, не могут не петь, не рисовать, не танцевать, не творить. Ученица (Диана Расова,10 класс) читает свою творческую работу “Образ снега в лирике В.В. Кушманова” Стихотворения Bиктора Кушмановa насыщены образами северной природы. Это и серые дожди, и белые березы, и простые ромашки... Но чаще всего в лирике нашего поэта встречается образ “чистейшего снега”, белой ниточкой пронизывая все творчество. Это “удивительно добрый”, “громадный”, “густой”, “мудрый и печальный” образ множества стихов поэта. А может, даже герой, живой и такой родной Кушманову! Автор называет снег “путником”, сопровождающим лирического героя в его путешествиях. Снег в каждом стихотворении одинаковый, хорошо знакомый лирическому герою, но в то же время удивительно изменчивый, непредсказуемый: Может удариться вьюгой, пылать огнем, Снег для поэта – это добрые воспоминания о детстве: Снег пахнет яблоком громадным, Действительно, только будучи ребёнком человек может так искренне радоваться снегу. Повзрослев, мы редко замечаем его, находим серым и скучным. Так и у В. Кушмановa, в одном из стихотворений из цикла “Переписка с весною” появляется неожиданная нотка скуки: лирический герой называет себя “истосковавшимся по весне”. Снег для автора – это еще и воспоминание о первой любви. Парадоксально, но у В.Кушмановa первый снег часто ассоциируется с первой любовью, тогда как у многих поэтов и писателей приход зимы связан с увяданием чувств, угасанием света любви. А для нашего поэта первое робкое чувство такое же небесно-чистое, прекрасное, спокойное, торжественно и строго идущее сквозь века и времена, как снег: И стало сладко мне и горько, Чуть позже в творчестве В. Кушмановa снег превращается в символ разочарованности и несбывшихся надежд: Сегодня снова выпал первый снег, Или: Мне осталось уехать на полюс, И снег словно становится ненужным и навязчивым: “А утром, утром падают тяжелые снега...” Одна короткая фраза, а как она удивительно выразительно раскрывает теперешние отношения лирического героя к снегу. Он становится тяжелым, невыносимым бременем, надоевшим, но все же никак не отступающим, не покидающим героя: В порыве вешнем ветра за мной, и снег за мной... Так появляется стихотворение “Снег”: Простите, я сыт по горло болью, Но тут какое-то оживление происходит в душе поэта. В его сердце появляется жалость и вспыхивает новая любовь к преданному, покинутому “другу”: Простите, снег, деревья, дождь и рожь, Автор понимает, что снег – это и есть его творчество, его вдохновение (“Я пишу на земле, на которую выпадет снег…”), что это то, ради чего стоит жить: “Снег прозрачен, чист и нежен, снег такой, что жить и жить...” В стихотворении “Здравствуй, новый день!” автор роняет фразу: “А вы не проспали летящий снег?” Скорее всего, он задает вопрос себе, чтобы убедиться, что не потерял лучшего друга. Теперь он сильнее дорожит дружбой и в стихотворении “Февраль в Сыктывкаре” пишет: Все машины горкомхоза И вдруг лирический герой понимает, что лучшего друга ему не найти. Снег никогда не предаст, не исчезнет внезапно, не причинит боль. И у поэта рождаются строки: Если снег пропах рекой, светел и высок, Снег становится более родным лирическому герою, даже по национальности: А он глядел зырянскими глазами Наконец, снег признается автором настоящим другом, верным и преданным товарищем: Всю жизнь искал единственного друга, Так, на примере нескольких стихотворений мы можем проследить развитие отношений лирического героя произведений В.Кушманова и природного образа, с детства известного нам, северным людям. Но сколько новых значений снега раскрывает автор! От путника, сопровождающего лирического героя в дороге, снег перерастает в его лучшего друга, все более совершенствуясь и становясь любимым и родным. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |