Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Зорко одно лишь сердце..." по сказке А.Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Зорко одно лишь сердце..." по сказке А.Сент-Экзюпери "Маленький принц"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.09.11
Просмотров: 854

Трофимова Галина Анатольевна, учитель русского языка

Урок представляет собой нетрадиционную форму урока-путешествия в сказку, построен с использованием технологии развивающего обучения. Выбор произведения – сказки “Маленький принц” – способствует раскрытию творческих способностей учащихся. На уроке использованы различные формы работы. Главный акцент сделан на исследовательскую деятельность, развитие коммуникативных навыков, умение формировать, аргументировать собственную позицию.

Цели урока: развивать вдумчивое прочтение произведения, формировать умение анализировать текст, выявлять его глубинный смысл.

Оборудование урока: на доске портрет писателя, рисунки учащихся, эпиграф, термины (антонимы, синонимы, омонимы).

ХОД УРОКА

В начале урока звучит фрагмент из песни “Вместе весело шагать по просторам…”

Учитель: Тема дружбы сама по себе не нова. С давних времен к ней обращались и в устном народном творчестве, и профессиональные поэты, и музыканты, и художники, и писатели. Человек не может жить один. И понимание это приходит уже в раннем детстве.

У каждого из нас складывается свое представление о дружбе, о настоящем друге.

Вопрос учителя: Какие качества вы цените в своем друге прежде всего? Ответы учеников:

Вопрос: Но всегда ли с такими мерками мы подходим к себе? Что нужно сделать, чтобы друг остался с вами на всю жизнь?

Ответы учеников.

Учитель: Замечательный французский писатель Сент-Экзюпери, автор известной сказки “Маленький принц”, отвечает на волнующие нас вопросы.

(Зачитывается цитата, записанная на доске):

“Детство – это огромный край, откуда происходит каждый. Откуда я родом? Я родом из детства, словно из какой-нибудь страны”. И это он вынес из своего жизненного опыта. Именно в детстве, считает Сент-Экзюпери, складываются первые представления о настоящей дружбе.

В работу включаются эксперты и аналитики.

Аналитик №1. Рассказ о писателе (вставка).

Антуан де Сент-Экзюпери. Годы жизни 1900-1944.

Сент-Экзюпери французский писатель, отважный летчик. Чего только не случалось с ним во время полетов. Его извлекали из дымящихся обломков самолета после катастрофы в Гватемале, он падал на скалы в Северной Африке, садился на воды реки Мекон в Индокитае, погибал от жажды в Ливийской пустыне, пытался выкрасть пленных товарищей из враждебного африканского племени. О Сент-Экзюпери (так называли его друзья) слагали “героические легенды”. Его называли рыцарем неба. Но нам он известен и как рыцарь пера. В книгах писателя-летчика рассказывается о летных приключениях, о мужестве товарищей, размышления о небе, о земле. Лечась после тяжелой аварии, он написал “Планету людей” в 1939 году.

В начале 40-х гг. Сент-Экзюпери пришлось тяжелее всего. Франция была оккупирована фашистской Германией. Он вынужден был жить в эмиграции в Америке. Лишенный родной земли, неба, – о полетах мог только мечтать. Именно тогда, в 1943 году, он работал над сказкой “Маленький принц”.

Учитель: О чем сказка? О детстве. Именно там он ищет ответы на самые волнующие его вопросы. На какие? Что есть дружба, о верности, о любви. Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше ответственности:

Маленький герой сказки попадает в мир взрослых, и многое ему становится непонятным, вызывает недоумение и огорчение. Почему? Ответить на этот вопрос нам поможет работа аналитиков-исследователей.

А эксперты помогут оценить проделанную работу.

Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах мы встречаемся с принцем?

Аналитик: Рассказ эксперта о Розе.

Мини-конкурс на внимательное прочтение текста, комментарии к рисункам с изображением цветка.

Эксперт. Но принц получает свою планету и Розу. В конце фраза – “Тогда я еще не умел любить”.

Вопрос: Не это ли стало причиной того, что маленький принц отправляется в странствие? Каким предстает принц в этот момент?

Аналитик: Грустный, одинокий, потому что у него не было друга. Эксперты оценивают работу аналитиков.

Роза доставляет много хлопот принцу, а еще потому что он еще не умел любить, ценить друга. Много еще его ждет разочарований, прежде чем он поймет, кого оставил.

Учитель: Вместе с перелетными птицами маленький принц отправляется на ближайшее от него планеты – астероиды, на которых встречается с их обитателями – взрослыми людьми.

Аналитик № 1. Планета (325)

На первой планете, на которой побывал Маленький Принц, он встретил Короля, который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король представляет этот мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний. Маленький Принц был вначале восхищен: “Вот бы и мне такое могущество!” И когда король предлагает ему быть Министром правосудия, он отказывается. Судить некого, а самого себя можно где угодно, не обязательно на этой планете.

Главная черта короля – властолюбие, высокомерие.

Ученик выходит к доске после рассказа и прикрепляет листочек со словом “высокомерный”.

Аналитик №2. Планета (326). Встреча с честолюбцем.

Обитатель этой планеты приходит в восторг от самого себя. “Похлопай-ка в ладоши, – говорит он Маленькому Принцу.

“Я восхищаюсь, – сказал М.П., слегка пожав плечами, – но какая тебе от этого радость?” И он сбежал от честолюбца.

“Право же, взрослые – очень странные люди”, – только и подумал он, пускаясь в путь. Главная черта, я считаю, – честолюбие, самолюбование.

На листочке – “честолюбивый”, “самовлюбленный”.( Оба слова вывешиваются на доске).

Аналитик №3. Планета (327)

Житель этой планеты поверг принца в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, которого не может найти в себе силы, чтобы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия. “Я хочу забыть, что мне совестно, – признался пьяница и повесил голову. “Отчего же тебе совестно?” – спросил Принц. Ему очень хотелось помочь бедным.

– “Совестно жить!”

– “Да, право же, взрослые очень странный народ, – думал он, продолжая свой путь”

Главная черта – слабоволие.

На листочке слово: “слабовольный”.

Аналитик № 4. (Планета 328)

Обитатель планеты занят бессмысленным подсчетом звезд. Красоту звезд он хочет превратить в собственность, упрятать ее в сейф. По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчетом звезд, не может быть человеком. Он гриб, ибо за свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Никогда никого не любил. Никогда ничего не делал.

– А для чего тебе владеть звездами?

– Чтобы быть богатым.

– А для чего быть богатым?

– Чтобы покупать еще новые звезды. Я считаю их, пересчитываю.

На что маленький Принц отвечает: “Но звездам от тебя не никакой пользы”. (Главная черта обитателя планеты – алчность, жадность). Слова тоже размещаются на доске.

Аналитик 5 (Планета 329)

На этой планете происходит встреча маленького Принца с фонарщиком. Работа с ним вызывает восхищение у маленького Принца.

“Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”. Из встреченных малышом людей он выделяет фонарщика особо: “за верность слову, за трудолюбие, вопреки лени он освещает людям путь, за то, что думает не только о себе. Но в то же время маленький принц недоумевает:

– Зачем ты опять зажег фонарь? Ведь он только что его погасил. На что слышит ответ:

– Такой уговор.

– Не понимаю, – признался маленький Принц.

– И понимать нечего, – сказал фонарщик. – Уговор есть уговор.

И в конце Маленький принц говорит:

– Я бы остался. Но у него планета крохотная. Нет места для двоих.

Главная черта, я считаю, неблагоразумие. Слово: “неблагоразумие” размещается на доске.

Аналитик № 6

Обитатель той планеты – географ. Сначала он малышу тоже кажется настоящим, но очень скоро Принц разочаровался в нем, потому что тот никогда не выходит из кабинета и обо всем интересном узнает понаслышке. Его даже не интересует собственная планета, т.к. он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет маленького Принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее. “Моя краса (цветок) и радость недолговечна, – сказал себе Принц, – и ей нечем защищаться от мира: у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна”.

Он же советует Принцу посетить Планету Земля, у “которой неплохая репутация”.

Главная черта – безразличие ко всему прекрасному. Это – лже-ученый.

На доске, таким образом, появляется столбик из слов с отрицательными чертами характера человека.

Учитель: С какими же чувствами покидал планеты Маленький Принц?

Почему ему было там так одиноко? Неуютно?

Эксперт: За цифрами взрослые забыли о своем призвании делать добро. Они из всего делают выгоду. И, по-моему, не заслуживает доверия человек, который слушал “удава, проглотившего слона” с обыкновенной шляпой. Взрослые неспособны увидеть мир глазами ребенка.

Учитель: А какие чувства испытывает маленький Принц, оказавшись на планете Земля?

Класс: Он видит, что здесь такие же люди, что и на тех планетах, на которых он побывал. Ему грустно и одиноко.

Аналитик: Какая странная планета. Совсем сухая вся в иглах и соленая. И у людей не хватает воображения. Они повторяют лишь то, что скажут.

Учитель: Как помочь маленькому Принцу?

Давайте попробуем изменить его представление об обитателях планеты Земля. Проведем такую словарную работу. Подберем слова-антонимы к записанным на листочках словам. А эксперты проследят правильность подбора слов.

Учитель: А кто же приходит на помощь к Принцу на Земле?

Класс: Лис.

Учитель: Почему Лис?

Класс: Сказочный образ – народная мудрость.

Учитель: Эта встреча очень важна в сказке. Сейчас мы посмотрим инсценировку. ( Театрализованное представление фрагмента сказки – сцена прощания Маленького Принца с Лисом).

А в это время вы будьте очень внимательными. И в тетрадочках во время просмотра запишите те 2 важных секрета, которые открывает Лис Маленькому Принцу.

Учитель: Итак, “узнать можно лишь только те вещи, которые приручили?” “Зорко одно лишь сердце”. Как вы поняли эти секреты?

Эксперт: Когда Лис был сам по себе, он глядел равнодушно на все, кроме кур и охотников. А приручившись, он приобретает способность видеть сердцем, т.е. понимать, чувствовать, когда тебе плохо. Он начинает любить.

Учитель: Вспомним те слова, которые произнес Маленький Принц, когда покидал планету (“Тогда я еще не умел любить”).

А сейчас он возвращается на свою планету? Почему?

Класс: Потому что там Роза. И он за нее в ответе. И даже если случайный прохожий скажет ему теперь, что его Роза похожа на любую из 5 тысяч, растущих в саду, что скажет маленький Принц? Моя Роза – единственная, потому что я ее приручил.

Учитель: Как сложится судьба маленького Принца? Какие пожелания вы сделаете маленькому Принцу?

Д/З: “Письмо литературному герою”.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21