Преподавание литературы Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Зорко одно лишь сердце..." по сказке А.Сент-Экзюпери "Маленький принц"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.11 Просмотров: 854 Трофимова Галина Анатольевна, учитель русского языка Урок представляет собой нетрадиционную форму урока-путешествия в сказку, построен с использованием технологии развивающего обучения. Выбор произведения – сказки “Маленький принц” – способствует раскрытию творческих способностей учащихся. На уроке использованы различные формы работы. Главный акцент сделан на исследовательскую деятельность, развитие коммуникативных навыков, умение формировать, аргументировать собственную позицию. Цели урока: развивать вдумчивое прочтение произведения, формировать умение анализировать текст, выявлять его глубинный смысл. Оборудование урока: на доске портрет писателя, рисунки учащихся, эпиграф, термины (антонимы, синонимы, омонимы). ХОД УРОКАВ начале урока звучит фрагмент из песни “Вместе весело шагать по просторам…” Учитель: Тема дружбы сама по себе не нова. С давних времен к ней обращались и в устном народном творчестве, и профессиональные поэты, и музыканты, и художники, и писатели. Человек не может жить один. И понимание это приходит уже в раннем детстве. У каждого из нас складывается свое представление о дружбе, о настоящем друге. Вопрос учителя: Какие качества вы цените в своем друге прежде всего? Ответы учеников: Вопрос: Но всегда ли с такими мерками мы подходим к себе? Что нужно сделать, чтобы друг остался с вами на всю жизнь? Ответы учеников. Учитель: Замечательный французский писатель Сент-Экзюпери, автор известной сказки “Маленький принц”, отвечает на волнующие нас вопросы. (Зачитывается цитата, записанная на доске): “Детство – это огромный край, откуда происходит каждый. Откуда я родом? Я родом из детства, словно из какой-нибудь страны”. И это он вынес из своего жизненного опыта. Именно в детстве, считает Сент-Экзюпери, складываются первые представления о настоящей дружбе. В работу включаются эксперты и аналитики. Аналитик №1. Рассказ о писателе (вставка).Антуан де Сент-Экзюпери. Годы жизни 1900-1944. Сент-Экзюпери французский писатель, отважный летчик. Чего только не случалось с ним во время полетов. Его извлекали из дымящихся обломков самолета после катастрофы в Гватемале, он падал на скалы в Северной Африке, садился на воды реки Мекон в Индокитае, погибал от жажды в Ливийской пустыне, пытался выкрасть пленных товарищей из враждебного африканского племени. О Сент-Экзюпери (так называли его друзья) слагали “героические легенды”. Его называли рыцарем неба. Но нам он известен и как рыцарь пера. В книгах писателя-летчика рассказывается о летных приключениях, о мужестве товарищей, размышления о небе, о земле. Лечась после тяжелой аварии, он написал “Планету людей” в 1939 году. В начале 40-х гг. Сент-Экзюпери пришлось тяжелее всего. Франция была оккупирована фашистской Германией. Он вынужден был жить в эмиграции в Америке. Лишенный родной земли, неба, – о полетах мог только мечтать. Именно тогда, в 1943 году, он работал над сказкой “Маленький принц”. Учитель: О чем сказка? О детстве. Именно там он ищет ответы на самые волнующие его вопросы. На какие? Что есть дружба, о верности, о любви. Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше ответственности: Маленький герой сказки попадает в мир взрослых, и многое ему становится непонятным, вызывает недоумение и огорчение. Почему? Ответить на этот вопрос нам поможет работа аналитиков-исследователей. А эксперты помогут оценить проделанную работу. Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах мы встречаемся с принцем? Аналитик: Рассказ эксперта о Розе. Мини-конкурс на внимательное прочтение текста, комментарии к рисункам с изображением цветка. Эксперт. Но принц получает свою планету и Розу. В конце фраза – “Тогда я еще не умел любить”. Вопрос: Не это ли стало причиной того, что маленький принц отправляется в странствие? Каким предстает принц в этот момент? Аналитик: Грустный, одинокий, потому что у него не было друга. Эксперты оценивают работу аналитиков. Роза доставляет много хлопот принцу, а еще потому что он еще не умел любить, ценить друга. Много еще его ждет разочарований, прежде чем он поймет, кого оставил. Учитель: Вместе с перелетными птицами маленький принц отправляется на ближайшее от него планеты – астероиды, на которых встречается с их обитателями – взрослыми людьми. Аналитик № 1. Планета (325)На первой планете, на которой побывал Маленький Принц, он встретил Короля, который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король представляет этот мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний. Маленький Принц был вначале восхищен: “Вот бы и мне такое могущество!” И когда король предлагает ему быть Министром правосудия, он отказывается. Судить некого, а самого себя можно где угодно, не обязательно на этой планете. Главная черта короля – властолюбие, высокомерие. Ученик выходит к доске после рассказа и прикрепляет листочек со словом “высокомерный”. Аналитик №2. Планета (326). Встреча с честолюбцем.Обитатель этой планеты приходит в восторг от самого себя. “Похлопай-ка в ладоши, – говорит он Маленькому Принцу. “Я восхищаюсь, – сказал М.П., слегка пожав плечами, – но какая тебе от этого радость?” И он сбежал от честолюбца. “Право же, взрослые – очень странные люди”, – только и подумал он, пускаясь в путь. Главная черта, я считаю, – честолюбие, самолюбование. На листочке – “честолюбивый”, “самовлюбленный”.( Оба слова вывешиваются на доске). Аналитик №3. Планета (327)Житель этой планеты поверг принца в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, которого не может найти в себе силы, чтобы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия. “Я хочу забыть, что мне совестно, – признался пьяница и повесил голову. “Отчего же тебе совестно?” – спросил Принц. Ему очень хотелось помочь бедным. – “Совестно жить!” – “Да, право же, взрослые очень странный народ, – думал он, продолжая свой путь” Главная черта – слабоволие. На листочке слово: “слабовольный”. Аналитик № 4. (Планета 328)Обитатель планеты занят бессмысленным подсчетом звезд. Красоту звезд он хочет превратить в собственность, упрятать ее в сейф. По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчетом звезд, не может быть человеком. Он гриб, ибо за свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Никогда никого не любил. Никогда ничего не делал. – А для чего тебе владеть звездами? – Чтобы быть богатым. – А для чего быть богатым? – Чтобы покупать еще новые звезды. Я считаю их, пересчитываю. На что маленький Принц отвечает: “Но звездам от тебя не никакой пользы”. (Главная черта обитателя планеты – алчность, жадность). Слова тоже размещаются на доске. Аналитик № 5 (Планета 329)На этой планете происходит встреча маленького Принца с фонарщиком. Работа с ним вызывает восхищение у маленького Принца. “Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”. Из встреченных малышом людей он выделяет фонарщика особо: “за верность слову, за трудолюбие, вопреки лени он освещает людям путь, за то, что думает не только о себе. Но в то же время маленький принц недоумевает: – Зачем ты опять зажег фонарь? Ведь он только что его погасил. На что слышит ответ: – Такой уговор. – Не понимаю, – признался маленький Принц. – И понимать нечего, – сказал фонарщик. – Уговор есть уговор. И в конце Маленький принц говорит: – Я бы остался. Но у него планета крохотная. Нет места для двоих. Главная черта, я считаю, неблагоразумие. Слово: “неблагоразумие” размещается на доске. Аналитик № 6Обитатель той планеты – географ. Сначала он малышу тоже кажется настоящим, но очень скоро Принц разочаровался в нем, потому что тот никогда не выходит из кабинета и обо всем интересном узнает понаслышке. Его даже не интересует собственная планета, т.к. он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет маленького Принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее. “Моя краса (цветок) и радость недолговечна, – сказал себе Принц, – и ей нечем защищаться от мира: у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна”. Он же советует Принцу посетить Планету Земля, у “которой неплохая репутация”. Главная черта – безразличие ко всему прекрасному. Это – лже-ученый. На доске, таким образом, появляется столбик из слов с отрицательными чертами характера человека. Учитель: С какими же чувствами покидал планеты Маленький Принц? Почему ему было там так одиноко? Неуютно? Эксперт: За цифрами взрослые забыли о своем призвании делать добро. Они из всего делают выгоду. И, по-моему, не заслуживает доверия человек, который слушал “удава, проглотившего слона” с обыкновенной шляпой. Взрослые неспособны увидеть мир глазами ребенка. Учитель: А какие чувства испытывает маленький Принц, оказавшись на планете Земля? Класс: Он видит, что здесь такие же люди, что и на тех планетах, на которых он побывал. Ему грустно и одиноко. Аналитик: Какая странная планета. Совсем сухая вся в иглах и соленая. И у людей не хватает воображения. Они повторяют лишь то, что скажут. Учитель: Как помочь маленькому Принцу? Давайте попробуем изменить его представление об обитателях планеты Земля. Проведем такую словарную работу. Подберем слова-антонимы к записанным на листочках словам. А эксперты проследят правильность подбора слов. Учитель: А кто же приходит на помощь к Принцу на Земле? Класс: Лис. Учитель: Почему Лис? Класс: Сказочный образ – народная мудрость. Учитель: Эта встреча очень важна в сказке. Сейчас мы посмотрим инсценировку. ( Театрализованное представление фрагмента сказки – сцена прощания Маленького Принца с Лисом). А в это время вы будьте очень внимательными. И в тетрадочках во время просмотра запишите те 2 важных секрета, которые открывает Лис Маленькому Принцу. Учитель: Итак, “узнать можно лишь только те вещи, которые приручили?” “Зорко одно лишь сердце”. Как вы поняли эти секреты? Эксперт: Когда Лис был сам по себе, он глядел равнодушно на все, кроме кур и охотников. А приручившись, он приобретает способность видеть сердцем, т.е. понимать, чувствовать, когда тебе плохо. Он начинает любить. Учитель: Вспомним те слова, которые произнес Маленький Принц, когда покидал планету (“Тогда я еще не умел любить”). А сейчас он возвращается на свою планету? Почему? Класс: Потому что там Роза. И он за нее в ответе. И даже если случайный прохожий скажет ему теперь, что его Роза похожа на любую из 5 тысяч, растущих в саду, что скажет маленький Принц? Моя Роза – единственная, потому что я ее приручил. Учитель: Как сложится судьба маленького Принца? Какие пожелания вы сделаете маленькому Принцу? Д/З: “Письмо литературному герою”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |