Преподавание русского языка Тема урока: "Части слова. Окончание и основа"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2100 Кузьмина Людмила Владимировна, учитель начальных классов Цели:
Оборудование:
Ход урока Гимнастика пальчиков. Точечный массаж Чистописание. Тт то та то I. Индивидуальная работа у доски
Дополнительный вопрос: Назвать орфограмму
1. Характеристика [т] [т] Согласный не образует слог, глухой, парный пара по звонкости [д]-[д] - [т][т] Является ли орфограммой? (орфограмма парный согласный в середине и в конце слова) - В какой позиции находится? (В слабой позиции) - Когда [т][т] находится в сильной позиции? (Перед непарными сонорными гласными) - Приведите примеры: (Пилотка, кроватка, палатка, брат, валет) - В какой части слова пишется парная согласная? (в корне) - Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, окончание) - Для чего служат суффикс? (для образования слов) Проблемный вопрос: Для чего служит окончание? Что такое окончание? (Учитель выслушивает все версии) Объявление темы: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с составом слова. Вы узнаете, что такое окончание и основа слова. II. Работа с учебником стр.121 О чем задумался Афанасий? (что такое окончание и основа слова) Чтение темы урока Объяснение темы. III. Работа на доске. Вставьте окончания (Кто?) Внучк любит бабушк (Кто) Бабушк гуляет с внучко 1). Сравните слова: бабушка и внучка 2). Сделайте вывод: - Что изменяется в слове? (окончание) - Какую роль играет окончание? (связывает слова по смыслу, от слова можно поставить вопрос) - Какая часть слова не изменяется? (все слова, кроме окончания) Сделайте вывод: Окончание – это изменяемая часть слова и служит для связи слов в предложении Не изменяется все слово, без окончания Неизменяемая часть слова – это основа слова обозначается… IV. Чтение правила стр. 122 Физминутка для глаз Закрыли глаза (сжимаем 10 раз веки) Смотрим: вверх, вниз, прямо Прикрыли глаза, вращаем Нарисуем глазами на доске большую восьмерку V. Закрепление Упр. 175с.121 1в Что мы должны сделать, чтобы получилось предложение? (Изменить окончания слов) Зазвучала нежная мелодия вальса. Она пробудила в душе светлые чувства Сделайте вывод: Для чего служит окончание? (для связи слов в предложениях) то изменяемая или неизменяемая часть слова? (изменяемая часть слова) Загадка: Какой зверь носит яблоки на спине? (еж) VI. Упр. 176. стр 122 1в. Докажи: это одно и то же слово с разными окончаниями или три разных слова? про ежика, ежику, с ежиком
Сделайте вывод:
VII. Чтение правила стр.123 Придумать слова с нулевым окончанием (стол, стул, зуб, ель и т.д.) Поиграем. (Хлопаем, если в слове нулевое окончание) Дочка, дочь, к дочке, за мамой, без дочки, у мамы, отец, к маме, стол, стул VIII. Закрепление Упр. 178 Чтение задания Текст на доске Выпишем выделенные слова и разберем по составу, покажем основу (2 ученика работают на доске выделяют части слова и основу) Черемуха, снегом Ночь, в теле, грачи, в полосе Шелковые травы, смолистой сосной, луга, дубрав, весной Работа над языком а) Чтение стихотворения выразительно б) Подбери близкие по значению слова: сыплет (расцветает), зелень (листья), побеги (всходы), полоса (поле). в) Когда бывает роса? (утром) шелковые (молодые, нежные, мягкие), никнут (приклоняются, ложатся), одурманен – (дурман – чары, околдован), опьянен (потрясен, счастлив) IX. Физминутка Что называют окончанием? (часть слова) Для чего служит окончание? (для связи слов в предложениях) Что называют основой слова? Сделайте вывод: X. Зрительный диктант. Орфографическое чтение. Пишем: 1. Землю согрело теплое солнышко 2. Взаимопроверка (ошибки исправляют карандашом) 3. Комментируем. Называем слабые позиции, орфограмм а) Зимой земля покрылась льдом
б) Назвать одинаковые слова встретив а предложениях
в) Какая часть слова изменяется? (окончание) Подведем итог урока Является ли они однокоренными? (словоизменение, не является) Какая часть слова изменяется? (окончание) Что такое окончание? (изменяемая часть слова) Что в слове не изменяется? (основа) Какую тему изучали на уроке? (окончание и основа слова) Д.з. С.125 №180, с. 122, 123 - правило
Ставлю оценки за урок и раздаю поощрительные жетоны. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |