Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
М.Горький "Легенда о Данко" (по рассказу "Старуха Изергиль") (7-й класс)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

М.Горький "Легенда о Данко" (по рассказу "Старуха Изергиль") (7-й класс)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.09.11
Просмотров: 2371

Алдохина Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы

Мечтать - не значит жить!
Нужны подвиги, подвиги!
М. Горький

Цели:

  • изучение идейного и художественного своеобразия легенды;
  • овладение понятием легенда;
  • воспитание уважения к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, любви к людям, служению им.

Оборудование: портрет М.Горького, иллюстрация к легенде, рисунки учеников, текст художественного произведения, список средств художественной выразительности, компьютер.

Каждый момент урока сопровождается показом слайдов.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Мы закончили изучение повести М. Горького "Детство" автобиографическое произведение, которое помогло нам лучше узнать писателя, проследить, как формировалась его личность. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования. Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов.

Сообщение учащегося.

"Песня о Соколе" 1895 год создаёт образ гордого Сокола с его страстной жаждой подвига. Сокол готов пожертвовать собственной жизнью, чтобы познать красоту и прелесть свободы. Он противопоставлен в "Песне:" пошлому мещанскому благоразумию духовно ограниченного Ужа, который никуда не стремится и доволен тем, что есть. Горький восхищается Соколом, т.е. подвигом, самоотверженностью, вольнолюбием, активностью, гордостью и выступает против эгоизма, прозябания. Крылатое выражение "Безумству храбрых поём мы славу" несет идею: в душе человека должна жить жажда нового, прекрасного, готовность к подвигу во имя людей.

Литературоведческий словарь.

Учитель: Действительно, замечательное произведение. Сообщение навеяло вам размышления о прочитанной к уроку легенде о Данко? Есть сходства?

За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха Изергиль" Горький писал: "Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперед". Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы заставить человека изменить жизнь, совершить подвиг.

Рассказ "Старуха Изергиль"(1894 г.) и есть такое слово, особенно легенда о Данко, утверждающая героический подвиг во имя свободы и счастья людей.

-Что скажете о композиции рассказа? (Если читали целиком).

- Заключительная часть- легенда о Данко.

Легенда о Данко.

Определение легенды записать в тетрадь

Легенда - один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с VI века. Первоначально - жития святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда- рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.

Работа с текстом легенды.

- Каким, по-вашему, должен быть герой легенды?

- Какими были люди племени?

- Почему не стали сопротивляться?

- Могли ли что-то сделать для своего спасения? (впали в тоску, страх овладел ими).

- Какие выразительные средства использует автор?

Средства художественной выразительности:

Эпитеты: старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья. Крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь.

Метафоры: лучи падали, ужас родили женщины.

Олицетворение: великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

Сравнение: деревья заступали дорогу могучей стеной; ветки переплелись, как змеи; стало так темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо овец.

Гипербола: лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву; Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить, люди гибли один за другим.

Обилие однородных членов: весёлые, сильные и смелые люди, болота и тьма, сильные и злые, робкие и тихие, пота и крови, бодр и ясен, скрипели и гудели, быстро и смело, без жалоб и слез.

Риторические вопросы, восклицания.

Повторы: были, могли, сидели и думали, многосоюзие (и когда, точно, что, потому что, ни -ни) , умолчание (:)

Выводы учащихся:

- Итак, обилие средств выразительности придаёт повествованию особую музыкальность, завораживающую певучесть, ритмичность (многосоюзие, повторы, восклицания)

Гиперболические эпитеты и сравнения создают особую торжественность, патетичность.

Течение фразы величаво, неторопливо.

В яркости, оригинальности эпитетов, метафор выражается потрясенность рассказчика богатством красок, звуков, динамичностью окружающего мира. Олицетворения оживляют картины природы, придают декоративный характер, как бы "озвучивают" и "одушевляют" природу.

Манера повествования, характер пейзажа и его подача дают нам представления о рассказчике, человеке, который восхищён, взволнован богатством и красотой природы, мятежностью и свободолюбием людей.

Записать в тетрадь:

Все выразительные средства подчинены не столько стремлению точно изобразить предмет или явление, сколько создать определённое повышенное настроение.

- Почему люди доверились Данко?

(обрадовались, что кто-то решит их проблемы, увидели, что он лучший?).

- Почему произошёл перелом в настроении людей?

(Страшные явления; употреблены активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали - динамика действий. Контраст тьма- свет. Образование чего-то неопределенного: что-то страшное, тёмное и холодное.)

Ужас охватывает людей.

- Почему возникло желание убить Данко?

- А мог ли он спасти себя один?

- Почему не сделал это?

- Какой эпизод легенды является кульминационным?

Выразительное чтение отрывка наизусть.

Просмотр рисунков и иллюстраций. Формулировка идеи: надо стремиться к подвигу, любить людей, быть способным на самопожертвование.

Беседа по выявлению восприятия.

- Как вы оцениваете поступок "осторожного человека"? (испугался, не каждый способен на подвиг)

- Напрасна ли смерть Данко? (спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное Данко).

- Подвиг, по Горькому,- это высшая степень свободы от любви к себе. Героическая романтика Горького тесно связана с жизнью, она в более яркой и сильной форме выражает то, что заложено в самой действительности.

Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.

- Есть примеры?

- Как стать героем?

Связь романтики Горького с жизнью. Итоги исследовательских работ учащихся.

Герои Великой отечественной войны. Подвиг А.Матросова

Герои наших дней. Герои афганской и чеченской воин. Герои нашего региона.

События настоящего времени: "Невский экспресс", пожар в пермском клубе "Хромая лошадь"

Вывод: Герои живут среди нас. Воспитывайте в себе героев.

Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра "Как стать героем?"

Приложение.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21