Преподавание русского языка Урок в 5-м классе "Правописание букв Ы и И после Ц"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.10 Просмотров: 2249 Демакова Анастасия Александровна, учитель русского языка и литературы Тема: Правописание букв ы-и после ц. Тип урока: урок изучения нового материала. Цели:
Оборудование:
ХОД УРОКА I. Оргмомент II. Работа с числом (как мобилизующий этап урока) Доска: Одиннадцатое марта – Ребята, найдите слово, в котором 12 букв, 11 звуков (одиннадцатое) III. Проверка домашнего задания 1. У черной решетки на жестком диване сидели жонглёр и жокей, шофёр и шотландец. – На дом были записаны предложения, в которых необходимо было подчеркнуть орфограммы на изученную тему: о-ё после шипящих, объяснить их написание, выполнить полный синтаксический разбор предложений. Проверка осуществляется при помощи графопроектора, предварительно ученики меняются своими тетрадями (взаимопроверка). IV. Изучение нового материала – Ребята, мы приступаем к изучению новой темы. На доске вы видите эпиграф. Он довольно забавный, но отражает всю суть нашего сегодняшнего урока. Доска:
– Вы видите, что в эпиграфе буквы пропущены, и чтобы вставить их, нужно разгадать тайну буквы «ц». Хотите её разгадать? Я прочитаю несколько слов, а вы меня внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какой гласный звук вы услышали после «ц»? (Доска сначала закрыта) 1 столбик 2 столбик Цирк цыплёнок – Звук [ы] – Как вы думаете, какая буква пишется на месте этого звука? Ы или И? Сейчас мы проверим (открываем доску). Звук один, но пишется то «и», то «ы», и наша с вами задача – разобраться, в каких случаях после «ц» пишется «и», а где «ы». – Сначала мы будем работать со словами первого столбика. Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне) – А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)? (В корне, лишнее слово «лекция»). – Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»). Вот вы уже и объяснили орфограмму. – Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на -«ция».) – Теперь переходим ко 2-му столбику. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В корне, в суффиксе и в окончании.) – Какое слово будет лишним (если не могут сказать, обратить внимание на 1 столбик)? («Цыплёнок», в корне). – Правильно. В слове «цыплёнок» орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь-справочник предложение (записано на доске): Доска: «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!» [1] – У нас осталось ещё 2 слова. В каких частях слова находится орфограмма? (В окончании и суффиксе) – Итак, «сестрицын» – в суффиксе после «ц» пишем «ы». «Птицы» – в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»? – Сверим наш ответ с учебником. Откройте учебник на странице 182, параграф 87. (Чтение правила учебника). – Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё. 5. Закрепление изученного У каждого на столах карты с рядом упражнений. Учитель объясняет цель каждого упражнения и дает образец рассуждения при выполнении каждого задания. (Учитель: Ваша задача – объяснить написание букв ы-и после ц. Например: демонстрация – слово оканчивается на -«ция», поэтому пишем «и»). Когда в упражнении встречаются незнакомые детям слова и выражения, учитель дает их определение. 1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием). Голицын, цыплёнок, принцип, курицын, молодцы, циферблат, цыган, авиация, Цирцея, куцый. Куцый – бесхвостый, короткий, ограниченный 2) Осложненное списывание Ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, затем вставляют пропущенную букву Жрец_ Фемиды, медиц_нский работник, отц_ города, чертить ц_ркулем, клей и ножниц_, три грац_и, ц_ганский табор, ежовые рукавиц_, коллекц_я марок, желтые ц_плята, ц_рковой номер, панц_рь черепахи, Синиц_н, добрые традиц_и. Жрецы Фемиды – судьи. 3) Полусамостоятельная работа Работа с эпиграфом. 1 человек вставляет пропущенные буквы за закрытой доской, остальным учитель диктует слова из эпиграфа. Дети записывают слова в тетрадь, объясняя орфограммы. Цыпленок, в цирке, на цимбалах, на мотоцикле, цифр. Цимбалы – это музыкальный инструмент в виде ящичка со струнами, по которым ударяют молоточками 4) Индивидуальные задание (для тех, кто вперед выполнил упражнение) Лекц_я, ц_ркуль, умниц_-разумниц_, ц_тировать. Составить сданными словами предложения. Слово учителя. – Ребята, буква «ц» очень коварная, у неё есть ещё один секрет. Доска: цепь цепочка – На доске записано слово «цепь» оно состоит из одного слога, и, естественно, что ударение падает именно на него. Какой звук вы слышите в этом слове после буквы «ц»? ([Э]) – А если мы образуем от этого слова другое, родственное, например, «цепочка», где ударение падает не на первый слог, тогда какой звук вы услышите после «ц»? ([Ы]) – Правильно. В 1-м слове «цепь» мы слышали [Э], во втором – «цепочка» – [Ы], хотя буква после «ц» пишется одна «Е»? Дело в том, что в безударном положении гласная «Е» после «ц» слышится неотчётливо, не в полную силу. Но стоит поставить её под ударение, то мы услышим звук [Э], слово «цепочка» проверяем однокоренным «цепь». А в словах «цирк» или «цыган» этого сделать нельзя, т.к. звуки, которые обозначают буквы «и» и «ы» не зависят от ударения. Уяснили? Молодцы. 5) Полусамостоятельная работа – Записать предложение, выделить орфограммы, объяснить их написание. Выполнить полный синтаксический разбор. (1 ученик у доски, другие – в тетрадях). Белолицый ( оконч) цыган (искл) продавал акации ( на -«ция») у центрального (центр) рынка. 6) Самостоятельная работа Заполнить таблицу при помощи ручек разных цветов. Каждая клетка – пропущенная буква в слове, которое соответствует цифре данной клетки (бланк с табличкой у каждого ребенка на отдельном листе) Буква «И» – синий цвет, 1. ц_нк 2. ящериц_ 3. акац_я
Ответ вывешиваем на доске, после этого дети сами ставят оценку: 0 ошибок – «5» Доска (ответ в цветах): 6. Домашнее задание Параграф 87 стр. 182, упр.449 (1 часть) 7. Подведение итогов – Итак, какую тему мы изучали? Материал, использованный в уроке: 1. Материал передачи «Радионяня». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |