Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА (9-й класс. 2 часа). Методическая разработка по русскому языку
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА (9-й класс. 2 часа). Методическая разработка по русскому языку


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.09.08
Просмотров: 983

Порохина Татьяна Викторовна, учитель русского языка

Тип урока: комбинированный

(2 часа: русский язык + развитие речи)

Цели урока:

  • обобщение и углубление знаний учащихся о пунктуации; выявление основных функций знаков препинания;
  • развитие пунктуационной зоркости, умения обосновать выбор знаков препинания (устно и графически); развитие монологической речи;
  • формирование и развитие коммуникативной и лингвистической компетенции;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике: при написании сочинений- рассуждений на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация», «Зачем нужны знаки препинания», «На письме без знаков препинания обойтись невозможно», «Правила пунктуации делают нашу письменную речь единообразной», «Правила пунктуации облегчают процесс чтения» и т.п. (в ходе подготовки к ГИА).

Задачи урока:

  • содействовать формированию интереса учащихся к углубленному изучению функциональных особенностей знаков препинания;
  • развить навыки аналитической деятельности;
  • выявить выявить значения и оттенки пунктуационных знаков, которые они выражают в тексте.

Учащиеся должны знать:

  • основные функции знаков препинания.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать функционально-смысловые особенности пунктограмм и создавать собственные тексты (сочинения-рассуждения) с обоснованием лингвистического (пунктуационного) положения.

Оборудование: учебное пособие, таблица «Разделы русской пунктуации», раздаточный материал.

Оформление кабинета: на доске выписаны высказывания: «Знаки ставятся по силе разума» М.В. Ломоносова, «Тире – знак отчаяния» А.М. Пешковского, «Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов» В.В. Набокова, «Препинания служат к изъяснению смысла в письме и ко избежанию всякого противного толкования» Н.Г. Курганова, «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой» А.С. Грибоедова.

Ход урока

Подготовка учащихся к восприятию темы урока

1) Слово учителя (стадия вызова):

– Ребята, прочтите высказывания, выписанные на доске, и сформулируйте тему урока.

Ответ учащегося:

– На уроке мы будем говорить о функционировании знаков препинания.

Учитель:

– А что такое функция как лингвистическое понятие? Ответьте на этот вопрос, воспользовавшись толковым словарем.

(Учитель в это время открывает запись темы урока на доске)

2) Словарная работа:

(1 учащийся работает у доски, остальные записывают в тетрадь):

«Функция (лингв.) – назначение, роль языковой единицы или языковой структуры».

Учитель:

– Значит ли это, что и знаки препинания – не просто какие-то графические символы, а пунктуационные единицы, играющие определенную роль в тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите сначала текст №1

3) (Карточка №1):

отрывок из произведения И.С. Тургенева «Записки охотника».

Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом.

Учитель:

– Трудно было прочесть текст? А что нужно сделать, чтобы он стал читабельным?

Ответы учащихся:

– Разделить текст на предложения и расставить знаки препинания; графически показать смысловые отрезки, которые разделяются знаками препинания.

Учитель:

4) – Хорошо, проведем пунктуационную разминку «Кто быстрее?»

Пусть каждый знак пунктуации, выбранный вами, займет в тексте свое достойное место! (Один из учащихся (по желанию) читает по карточке №1 пунктуационно преобразованный текст, а остальные сверяют его с исходным текстом по учебнику литературы).

Учитель:

– Легко ли справиться с такой записью текста? Конечно, нет! Сделайте вывод!

Ответы учащихся: На письме без знаков препинания обойтись невозможно.

Учитель:

– Поэтому мы и должны знать о них как можно больше. Кстати, в каком разделе языкознания изучаются знаки препинания?

Ответ учащихся: пунктуация.

Учитель:

– Проверим домашнее задание. Что вы написали в словарике лингвистических терминов об этом разделе?

5) Чтение домашних записей: Пунктуация-это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми

Учитель:

– Посмотрим, ребята, что же получится, если эту систему разрушить!

загляните в карточку №2.

6) Карточка №2

– Перед вами притча о пользе знаков препинания (А. Каневского из книги В.В. Волиной «Русский язык в стихах, рассказах, сказках»). Подумайте, какие знаки препинания растерял герой притчи?

Человек потерял _______, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом потерял _______ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял______ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял ______ и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только _______. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-то цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до ____. Берегите знаки препинания!

Учитель:

– Давайте же и мы, ребята, будем бережно относиться к знакам препинания!

– Скажите, пожалуйста, а испытываете ли вы потребность в расширении информативного поля относительно данной темы? Если да, то почему?

Ответы учащихся: чтобы лучше подготовиться к ГИА – написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, посвященную знакам препинания.

– Хорошо, тогда послушаем выступления ребят, которые приготовили интересный материал по энциклопедическому словарю юного филолога.

7) Исторический комментарий (информативная стадия):

1-й учащийся: В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания, чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась точка – первый и основной знак членения текста. На основе точки возникли другие знаки: вопросительный и восклицательный знаки, запятые.

Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложений стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.

К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками пунктуации.

2-й учащийся: Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в 15 веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в 16 веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу 18 века. Тире ввел Карамзин и назвал его чертой. Барсов, ученик Ломоносова, назвал этот знак «молчанкой» и говорил, что она «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жесткой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего она служит к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре». А были еще и «удивительный» знак, знак «пресекательный» и «отменительный», «вместительный» знак, «единительный», полуточие.

Учитель:

– А еще ребята, оказывается есть и «трехвосклицание», «трехвопросие», «четырехвопросие», «пятивопросие»! Да, да! Не удивляйтесь! Секретарь К.Чуковскго Клара Лозовская пишет в своих воспоминаниях о том, как он «эмоционально» делал записи в тетради (чтение записи: карточка №3)

8) Карточка №3

…Тетрадь эта велась нерегулярно… и когда он гневался появлялись такие записи:

«Клара (с гуся вода). Лирика. Где?

Энциклопедия!!! <…> По временам негодование Корнея Ивановича выплескивалось через край. Тогда с каждой строчкой увеличивалось количество вопросительных знаков:

«Где газета? Где 3-й том Чехова?? Где книги??? Где членский билет Союза писателей???? Где корректура Уитмена?????»

9) Проблемный вопрос:

– Так какой же принцип пунктуации здесь не является «нормированным»: грамматический, смысловой или интонационный? И почему?

Ответ учащихся:

– Интонационный принцип. Потому что расстановка знаков препинания соответствует грамматическому членению текста, логическое членение речи не нарушено в данном тексте.

3-й учащийся: (продолжение выступления докладчиков)

Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале 19 века.

В современном русском языке наиболее употребительны 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки.

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме

Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения в тексте.

Учитель: Позвольте заострить ваше внимание на последнем предложении выступающего: «Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения…»

Иногда предложения в русском языке допускают двоякое толкование, и здесь нужно быть бдительным вдвойне с пунктуационной точки зрения.

10) Пунктуационный практикум (аналитическая работа с предложениями, стимулирующая познавательную активность учащихся и способствующая формированию осознанного отношения к постановке знаков препинания):

Карточка №4

– Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений.

1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. 5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8). Наш сосед или дядя Ваня отвезет тебя в город. 9).Трактористы Сергеев и Иванов уже закончили работу.10). Эдуарда убить не смейте бояться полезно. 11. Не стучать здесь Чуковский спит злой.

Взаимопроверка. Чтение ответов со знаками препинания.

Работа в парах.

11) Карточка №5.

– Прочитайте три группы предложений. С какой целью используются выделенные знаки препинания? Как бы вы их классифицировали?

  1. 1) Я здесь! Да здравствует Москва! Вот небеса мои родные! (Н.М. Языков)
    2) Столица древняя, родная, ее ль не ведает страна? (К.С. Аксаков)
    3) Русь героями богата, словно вылита она из гранита и булата, и прихода супостата не боится вся страна. (Д.Д. Минаев)
    4) Ни огня, ни черной хаты, глушь и снег(А.С. Пушкин)

  2. 1) Не замолкнут о тебе витии, лиры о тебе не замолчат. (С. А. Соловьев)
    2) Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная.
    3) Улетают птицы за море, миновало время жатв, на холодном сером мраморе листья желтые лежат. (Д.А. Кедрин)

  3. 1) Склони чело, России верный сын! (Н.А. Станкевич)
    2) Бесспорно, шахматы – арабское слово.

12) Вывод: рассмотрите таблицу и охарактеризуйте знаки препинания. Для иллюстрации используйте примеры из указанных упражнений учебника.

(Ю.С. Пичугов. Русский язык. Практика. 9класс. Упр. №: 384,3 91, 394)

Знаки препинания Какую роль играют
Точка
Вопросительный знак
Восклицательный знак
Многоточие
Завершения
(знаки конца предложения, одновременно они отражают целенаправленность высказывания)
Запятая
Точка с запятой
Тире
Двоеточие
Разделения
(однородные члены предложения, части СП, прямая речь и слова автора)
Кавычки
Скобки
Две запятые
Два тире
Выделения
(обособленные определения, обособленные обстоятельства, обращение, вводные слова, прямая речь)

Примечание* к таблице: Кавычки также могут употребляться и как смысловой знак: они выделяют переосмысленные компоненты. Синтаксическое выделение осуществляется парными знаками, по своей природе – кавычками или скобками – или по употреблению – запятыми, тире.

Рефлексия:

– Что же мы выяснили при выполнении двух заданий? Дайте развернутый ответ.

Ответы учащихся:

– Одиночные знаки препинания разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки препинания выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон. (Вывод записывается в тетрадь).

13) Учитель: обобщим ваши ответы высказыванием К Г. Паустовского о знаках препинания, запишем его в тетради:

«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

– На уроках музыки вы в этом не раз убеждались. Вспомните такую графическую запись: нотный стан для записи нот, скрипичный ключ, открывающий начало музыкальной мысли, тактовые черточки, делящие мелодию на равные смысловые отрезки, цезуры как знаки молчания, крещендо – нарастание звука, как и восклицательные интонации в тексте. У любой мелодии есть свое «дыхание», свой «смысл». Есть свой автор,

который выражает свое понимание мира в звуках, как художник в красках, писатель в словах.

14) Музыкальная пауза.

Слово учителя:

– Перед вами текст песни М.Таривердиева «Маленький принц» (Стихи Н. Добронравова).

– Посмотрите на нотный пример, текстовой, послушайте фонограмму песни и вы убедитесь, что и нотные знаки, и знаки препинания помогают представить читателю и слушателю образ Маленького принца, навеянного одноименной сказочной повестью А. де Сент-Экзюпери. (Приложение 1).

– Убедились, что музыкальная азбука и пунктуационный алфавит сродни друг другу?

– Бесконечен мир человеческих чувств: счастье, горечь, восторг, гнев, страх, печаль, радость. Показать их в музыкальном произведении помогают нотные знаки, а в письменной речи – пунктуационные. Даже самые, порой, маленькие «синтаксические отрезки» бывают содержат в себе огромное смысловое и эмоциональное наполнение благодаря знакам препинания:

– Ну, как тебе «Черное море» Айвазовского?

– Величественно! Божественно! Фантастика!

Или поэтические строки Ш. Бодлера:

О ритм, о цвет, о звук!
Ты в плен берешь поэта…

А у Н. Заболоцкого:

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

– Хочу обратить ваше внимание, ребята, и на то, как знаки препинания помогают увидеть человеку соответствия поэтических строк произведениям живописи, фотоискусства, понять, что непереходимых границ между разными видами искусства нет.

15) – Посмотрите на репродукции №1, 2, 3, и ответьте на вопрос: « Какой знак препинания, с вашей точки зрения, необходим будет при описании каждой из них?» Вспомните и процитируйте поэтические строки, которые перекликались бы с сюжетами данных репродукций.

В чем пунктуационная близость текстов и как это можно объяснить, опираясь на репродукцию №4?

16) Творческая работа с фотоснимками №1, 2, 3 (по аналогии)

Вывод:

– Выполняя творческую работу с репродукциями, фотоснимками, какие знаки препинания для вас оказались просто необходимыми?

Ответы учащихся: многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак.

Учитель:

17) – Нарисуйте пунктуационный портрет этих знаков. (Дети пользуются энциклопедией «Языкознание», учебником, словарем терминов)

Групповая работа (3 группы – обучающиеся на «3», на «4», на «5»):

Итог работы:

1 гр. Многоточие

Ставится для обозначения незаконченности высказывания, заминок в речи, при цитировании для обозначения пропусков фрагментов авторского высказывания


2 гр. Вопросительный знак

Вопросительный знак на письме служит для обозначения различных типов вопросов: во-первых, тех, которые задают, когда хотят что-то узнать; во-вторых, тех, на которые дают утвердительный или отрицательный ответ; в-третьих, альтернативных вопросов, предполагающих выбор ответа; в- четвертых, риторических вопросов, на которые не ожидают ответа.


3 гр. Восклицательный знак

Служит выразителем на письме самых разнообразных чувств – «хороших» и «недобрых»: радость, гордость, торжество, одобрение и раздражение, упреки, угрозы, насмешка, оскорбления. Восклицательные предложения могут выражать тревогу, страх, предупреждать об опасности, просить о помощи. С их помощью мы можем выразить сожаление, печаль, горе. Они помогают передать нам сильное удивление.

Учитель:

18) – Думаю, что вы теперь согласитесь со мной, насколько точно один из лингвистов дал портретную характеристику знакам препинания. Давайте запишем его высказывание в тетрадь афоризмов:

«Только овладев правилами пунктуации, научившись чувствовать живое дыхание родного языка, его огромные возможности передать на письме оттенки звучащей речи, мы сможем почувствовать себя свободными и в выражении своих мыслей и в понимании чужих. И тогда запятые, точки и тире раскроют свои тайны, станут нашими помощниками».

19) Домашнее задание.

1. устное задание:

Прочитайте текст А.Б. Шапиро. Подумайте, зачем нужны пунктуационные правила?

Карточка № 6 (для домашнего выполнения)

Пунктуация, как и все другие знаки письменного языка, служит общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определенное значение и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

А так как все пишущие выступают в роли читающих и, наоборот, все читающие – в роли пишущих, то значение знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся данным языком.

Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим.

Вопросы и задания.

  1. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.
  2. Как вы понимаете выражение: «Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим»
  3. Подтвердите или опровергните примерами мысль лингвиста о том, что «при помощи знаков препинания пишущий выражает определенное значение и оттенки, вкладываемое им в свое письменное высказывание»

2) письменное задание:

Напишите черновой вариант сочинения «Значение знаков препинания в тексте» (по Т № 2 из учебного пособия Симаковой Е.С.): Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. «сочинение»: 9-й кл./Е.С. Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр.131-132.

План-подсказка

  1. Всупление
  2. Основна часть: 1) функция расчленения текста; 2) функция выделения фрагментов текста; 3) смыслоразличительная функция.
  3. Вывод

20) Заключение урока

Учитель:

Давайте, ребята, закончим наш урок на высокой эмоциональной ноте, используя «эмоциональные» знаки препинания.

(Хоровая кричалка как «формула утверждения позитивных мыслей», учитель играет на баяне):

Учитель:

– Нужна нам пунктуация?

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель:

– Возможна ль ситуация:
На знаки препинания
Не обращать внимания,
Когда читаем текст?

Ученики:

– НЕТ! НЕТ! НЕТ!

Учитель:

– А только «выделительная»?
Только «разделительная»?
«Смыслоразличительная»
Функция важна?
Или они все вместе
Работу ведут в тексте, –
В гармонии всегда!
Ответьте: «Нет, иль да?»

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель:

Напишем сочинение
Про знаки препинания,
Докажем в рассуждении
Необходимость их;
Найдем примеры в тексте,
Потом «проиллюстрируем»
И функции, и знания –
На «5» сдадим ГИА!
Согласны ль вы со мною?

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель: – Спасибо за пунктуационно-эмоциональное понимание, ребята! До следующего свидания со знаками препинания!!!

Литература

  1. Граник Г. Секреты пунктуации [Текст] /Г. Граник. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Любичева, Е.В. Родным войти в родной язык [Текст] / Е.В. Любичева. – Санкт-Петербург: Азбука, 2005.
  3. Турик, Л.А. Педагогические технологии в теории и практике [Текст].
  4. Л.А. Турик. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

*Все приложения в презентации.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21