Преподавание русского языка Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА (9-й класс. 2 часа). Методическая разработка по русскому языкуNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.08 Просмотров: 983 Порохина Татьяна Викторовна, учитель русского языка Тип урока: комбинированный (2 часа: русский язык + развитие речи) Цели урока:
Задачи урока:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Оборудование: учебное пособие, таблица «Разделы русской пунктуации», раздаточный материал. Оформление кабинета: на доске выписаны высказывания: «Знаки ставятся по силе разума» М.В. Ломоносова, «Тире – знак отчаяния» А.М. Пешковского, «Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов» В.В. Набокова, «Препинания служат к изъяснению смысла в письме и ко избежанию всякого противного толкования» Н.Г. Курганова, «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой» А.С. Грибоедова. Ход урокаПодготовка учащихся к восприятию темы урока 1) Слово учителя (стадия вызова): – Ребята, прочтите высказывания, выписанные на доске, и сформулируйте тему урока. Ответ учащегося: – На уроке мы будем говорить о функционировании знаков препинания. Учитель: – А что такое функция как лингвистическое понятие? Ответьте на этот вопрос, воспользовавшись толковым словарем. (Учитель в это время открывает запись темы урока на доске) 2) Словарная работа: (1 учащийся работает у доски, остальные записывают в тетрадь): «Функция (лингв.) – назначение, роль языковой единицы или языковой структуры». Учитель: – Значит ли это, что и знаки препинания – не просто какие-то графические символы, а пунктуационные единицы, играющие определенную роль в тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите сначала текст №1 3) (Карточка №1): отрывок из произведения И.С. Тургенева «Записки охотника». Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом. Учитель: – Трудно было прочесть текст? А что нужно сделать, чтобы он стал читабельным? Ответы учащихся: – Разделить текст на предложения и расставить знаки препинания; графически показать смысловые отрезки, которые разделяются знаками препинания. Учитель: 4) – Хорошо, проведем пунктуационную разминку «Кто быстрее?» Пусть каждый знак пунктуации, выбранный вами, займет в тексте свое достойное место! (Один из учащихся (по желанию) читает по карточке №1 пунктуационно преобразованный текст, а остальные сверяют его с исходным текстом по учебнику литературы). Учитель: – Легко ли справиться с такой записью текста? Конечно, нет! Сделайте вывод! Ответы учащихся: На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Учитель: – Поэтому мы и должны знать о них как можно больше. Кстати, в каком разделе языкознания изучаются знаки препинания? Ответ учащихся: пунктуация. Учитель: – Проверим домашнее задание. Что вы написали в словарике лингвистических терминов об этом разделе? 5) Чтение домашних записей: Пунктуация-это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми Учитель: – Посмотрим, ребята, что же получится, если эту систему разрушить! загляните в карточку №2. 6) Карточка №2 – Перед вами притча о пользе знаков препинания (А. Каневского из книги В.В. Волиной «Русский язык в стихах, рассказах, сказках»). Подумайте, какие знаки препинания растерял герой притчи?
Учитель: – Давайте же и мы, ребята, будем бережно относиться к знакам препинания! – Скажите, пожалуйста, а испытываете ли вы потребность в расширении информативного поля относительно данной темы? Если да, то почему? Ответы учащихся: чтобы лучше подготовиться к ГИА – написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, посвященную знакам препинания. – Хорошо, тогда послушаем выступления ребят, которые приготовили интересный материал по энциклопедическому словарю юного филолога. 7) Исторический комментарий (информативная стадия): 1-й учащийся: В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания, чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась точка – первый и основной знак членения текста. На основе точки возникли другие знаки: вопросительный и восклицательный знаки, запятые. Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложений стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка. К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками пунктуации. 2-й учащийся: Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в 15 веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в 16 веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу 18 века. Тире ввел Карамзин и назвал его чертой. Барсов, ученик Ломоносова, назвал этот знак «молчанкой» и говорил, что она «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жесткой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего она служит к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре». А были еще и «удивительный» знак, знак «пресекательный» и «отменительный», «вместительный» знак, «единительный», полуточие. Учитель: – А еще ребята, оказывается есть и «трехвосклицание», «трехвопросие», «четырехвопросие», «пятивопросие»! Да, да! Не удивляйтесь! Секретарь К.Чуковскго Клара Лозовская пишет в своих воспоминаниях о том, как он «эмоционально» делал записи в тетради (чтение записи: карточка №3) 8) Карточка №3 …Тетрадь эта велась нерегулярно… и когда он гневался появлялись такие записи: «Клара (с гуся вода). Лирика. Где? Энциклопедия!!! <…> По временам негодование Корнея Ивановича выплескивалось через край. Тогда с каждой строчкой увеличивалось количество вопросительных знаков: «Где газета? Где 3-й том Чехова?? Где книги??? Где членский билет Союза писателей???? Где корректура Уитмена?????» 9) Проблемный вопрос: – Так какой же принцип пунктуации здесь не является «нормированным»: грамматический, смысловой или интонационный? И почему? Ответ учащихся: – Интонационный принцип. Потому что расстановка знаков препинания соответствует грамматическому членению текста, логическое членение речи не нарушено в данном тексте. 3-й учащийся: (продолжение выступления докладчиков) Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале 19 века. В современном русском языке наиболее употребительны 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки. Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения в тексте. Учитель: Позвольте заострить ваше внимание на последнем предложении выступающего: «Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения…» Иногда предложения в русском языке допускают двоякое толкование, и здесь нужно быть бдительным вдвойне с пунктуационной точки зрения. 10) Пунктуационный практикум (аналитическая работа с предложениями, стимулирующая познавательную активность учащихся и способствующая формированию осознанного отношения к постановке знаков препинания): Карточка №4 – Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений. 1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. 5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8). Наш сосед или дядя Ваня отвезет тебя в город. 9).Трактористы Сергеев и Иванов уже закончили работу.10). Эдуарда убить не смейте бояться полезно. 11. Не стучать здесь Чуковский спит злой. Взаимопроверка. Чтение ответов со знаками препинания. Работа в парах. 11) Карточка №5. – Прочитайте три группы предложений. С какой целью используются выделенные знаки препинания? Как бы вы их классифицировали?
12) Вывод: рассмотрите таблицу и охарактеризуйте знаки препинания. Для иллюстрации используйте примеры из указанных упражнений учебника. (Ю.С. Пичугов. Русский язык. Практика. 9класс. Упр. №: 384,3 91, 394)
Примечание* к таблице: Кавычки также могут употребляться и как смысловой знак: они выделяют переосмысленные компоненты. Синтаксическое выделение осуществляется парными знаками, по своей природе – кавычками или скобками – или по употреблению – запятыми, тире. Рефлексия: – Что же мы выяснили при выполнении двух заданий? Дайте развернутый ответ. Ответы учащихся: – Одиночные знаки препинания разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки препинания выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон. (Вывод записывается в тетрадь). 13) Учитель: обобщим ваши ответы высказыванием К Г. Паустовского о знаках препинания, запишем его в тетради: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». – На уроках музыки вы в этом не раз убеждались. Вспомните такую графическую запись: нотный стан для записи нот, скрипичный ключ, открывающий начало музыкальной мысли, тактовые черточки, делящие мелодию на равные смысловые отрезки, цезуры как знаки молчания, крещендо – нарастание звука, как и восклицательные интонации в тексте. У любой мелодии есть свое «дыхание», свой «смысл». Есть свой автор, который выражает свое понимание мира в звуках, как художник в красках, писатель в словах. 14) Музыкальная пауза. Слово учителя: – Перед вами текст песни М.Таривердиева «Маленький принц» (Стихи Н. Добронравова). – Посмотрите на нотный пример, текстовой, послушайте фонограмму песни и вы убедитесь, что и нотные знаки, и знаки препинания помогают представить читателю и слушателю образ Маленького принца, навеянного одноименной сказочной повестью А. де Сент-Экзюпери. (Приложение 1). – Убедились, что музыкальная азбука и пунктуационный алфавит сродни друг другу? – Бесконечен мир человеческих чувств: счастье, горечь, восторг, гнев, страх, печаль, радость. Показать их в музыкальном произведении помогают нотные знаки, а в письменной речи – пунктуационные. Даже самые, порой, маленькие «синтаксические отрезки» бывают содержат в себе огромное смысловое и эмоциональное наполнение благодаря знакам препинания: – Ну, как тебе «Черное море» Айвазовского? – Величественно! Божественно! Фантастика! Или поэтические строки Ш. Бодлера:
А у Н. Заболоцкого:
– Хочу обратить ваше внимание, ребята, и на то, как знаки препинания помогают увидеть человеку соответствия поэтических строк произведениям живописи, фотоискусства, понять, что непереходимых границ между разными видами искусства нет. 15) – Посмотрите на репродукции №1, 2, 3, и ответьте на вопрос: « Какой знак препинания, с вашей точки зрения, необходим будет при описании каждой из них?» Вспомните и процитируйте поэтические строки, которые перекликались бы с сюжетами данных репродукций. В чем пунктуационная близость текстов и как это можно объяснить, опираясь на репродукцию №4? 16) Творческая работа с фотоснимками №1, 2, 3 (по аналогии) Вывод: – Выполняя творческую работу с репродукциями, фотоснимками, какие знаки препинания для вас оказались просто необходимыми? Ответы учащихся: многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак. Учитель: 17) – Нарисуйте пунктуационный портрет этих знаков. (Дети пользуются энциклопедией «Языкознание», учебником, словарем терминов) Групповая работа (3 группы – обучающиеся на «3», на «4», на «5»): Итог работы:
Учитель: 18) – Думаю, что вы теперь согласитесь со мной, насколько точно один из лингвистов дал портретную характеристику знакам препинания. Давайте запишем его высказывание в тетрадь афоризмов:
19) Домашнее задание. 1. устное задание: Прочитайте текст А.Б. Шапиро. Подумайте, зачем нужны пунктуационные правила? Карточка № 6 (для домашнего выполнения) Пунктуация, как и все другие знаки письменного языка, служит общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определенное значение и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. А так как все пишущие выступают в роли читающих и, наоборот, все читающие – в роли пишущих, то значение знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся данным языком. Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим. Вопросы и задания.
2) письменное задание: Напишите черновой вариант сочинения «Значение знаков препинания в тексте» (по Т № 2 из учебного пособия Симаковой Е.С.): Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. «сочинение»: 9-й кл./Е.С. Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр.131-132. План-подсказка
20) Заключение урока Учитель: Давайте, ребята, закончим наш урок на высокой эмоциональной ноте, используя «эмоциональные» знаки препинания. (Хоровая кричалка как «формула утверждения позитивных мыслей», учитель играет на баяне): Учитель:
Ученики:
Учитель:
Ученики:
Учитель:
Ученики:
Учитель:
Ученики:
Учитель: – Спасибо за пунктуационно-эмоциональное понимание, ребята! До следующего свидания со знаками препинания!!! Литература
*Все приложения в презентации. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |