Преподавание русского языка
Урок-исследование по теме "Деепричастие"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.09.07
Просмотров: 1136
Овсянникова Татьяна Евдокимовна, учитель русского языка и литературы Тип урока: Урок-исследование Цель урока: обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость); формирование навыка разграничения основного и добавочного действия; развивающая: развитие умения анализировать, группировать, обобщать; вырабатывать языковое чутьё (редактирование); воспитывающая: воспитание любви к слову (русскому языку), чуткого и бережного отношения к природе. Ход урока: I. Оргмомент. Приветствие. II. Работа с текстом (текст на доске или на экране): Бе…зжизне…ые туманы дымчато в…сят над водой, отражаясь призрачными оч…ртаниями. З…таившись, ветер чутко дремл…т, не зар…бит уснувшей воды, не шелохнёт зелёной хвои. Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно поыма…тся с воды. А лебеди, изогнув дли..ые шеи, пр…слуш…ваются к лесному эху. (А.С. Серафимович) - Прочитайте внимательно текст. - Определите тему данного текста. (О природе, о красоте природы) - Определите стиль предложенного текста (Литературно-художественный) - Назовите характерные черты данного стиля (сфера использования – художественная литература; задача речи – нарисовать картину, изобразить предмет, передать чувства, которые испытывает автор; высказывание образное, эмоциональное, выразительное; использованы языковые средства, характерные для этого стиля – конкретные слова, слова в переносном значении, эмоционально-оценочная лексика) - Выпишите слова с пропущенными орфограммами, сгруппировав их: ( 1 группа: орфограмма в приставке – безжизненные, затаившись, прислушиваясь 2 группа: орфограмма в корне – висят, очертаниями, зарябит 3 группа: орфограмма в суффиксе – безжизненные, длинные, прислушиваются 4 группа: орфограмма в окончании – дремлет, подымаются) - Какие группы у вас получились? - Какими словами автор передаёт действие? Выпишите их. ( Висят, дремлет, зарябит, шелохнёт, подымаются, прислушиваются) - На какие вопросы они отвечают? (Глагольные) - Есть ещё слова, обозначающие действие? (Отражаясь, затаившись, шлёпая, изогнув) - Что вы можете сказать об этих словах? В чём разница между глаголами и ими? Постановка цели урока: Исходя из вышесказанного, как вы думаете, чему мы можем посвятить сегодняшний урок? (Деепричастию. Выяснить, что такое деепричастие, его особенности. Морфологические признаки и синтаксическую роль) - Как можно «перевести» слово «деепричастие»? (Причастно к действию) - Давайте посмотрим, каким же образом оно причастно? Глагол обозначает действие, а деепричастие? - Выясните, какое слово главное для причастия, отметьте его х (крестиком), задайте к деепричастию вопрос. (Что делая?, что сделав?, как?) - В выделенных словосочетаниях определите, каким словом выражено основное действие, а каким добавочное. (Глагол – основное действие, деепричастие – добавочное) Вывод №1: Деепричастие обозначает добавочное действие III. Выполнение упражнения из учебника стр. 96, упр. 166 - Что общего и чем отличается деепричастие от известных вам частей речи? Вывод №2: Нет привычных окончаний, значит, не изменяется. Имеет вид, возвратность. - В зависимости от заданного вопроса определите синтаксическую роль деепричастия. Вывод № 3: Деепричастие в предложении является обстоятельством. - Мы задавали вопрос к деепричастию. Попробуйте задать вопрос от него. Что получается? Вывод № 4: Деепричастие может быть одиночным и с зависимыми от него словами. - А как вы думаете, как называется деепричастие с зависимыми от него словами? (Деепричастный оборот) - Теперь посмотрите на текст, с которым мы работали в начале урока. Что вы можете сказать об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов? Вывод № 5: одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются почти всегда. Об особенностях обособления поговорим чуть позже. - Давайте подведём итог всему сказанному выше. Что же такое деепричастие? Общий вывод по теме: Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном, бывает совершенного и несовершенного вида, возвратным и невозвратным. В предложении является обстоятельством. IV. Закрепление материала- задания на выбор: (Материал для работы смотри в Приложении №1) - из предложенных слов выбрать деепричастия;
- из текста выписать деепричастия;
- из предложенного текста выписать деепричастия со словом, от которого оно зависит;
- из текста выписать деепричастные обороты с определяемым словом.
- О чём мы должны помнить, чтобы не путать деепричастия с другими частями речи? V. Редактирование предложений. - Прочтите предложения и скажите, что привело к созданию в предложении смешной ситуации? (неправильное употребление деепричастных оборотов) 1) Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. 2) Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался. - Как можно исправить данные речевые ошибки? (Сохранив деепричастный оборот или синонимической конструкцией с союзом КОГДА) 1) Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа. Подъезжая к станции, я потерял шляпу. 2) Идя по мокрой тропинке, я думал о том, что дождь не прекращался. Когда я шёл по мокрой тропинке, дождь не прекращался. VI. Итог урока: Что нового узнали мы сегодня на уроке? Зачем нам эти знания? VII. Оценки за урок. Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|