Преподавание литературы Урок внеклассного чтения "Эхо войны" (по рассказу Б.Екимова)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.05 Просмотров: 1488 Автандилова Наталья Яковлевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям, проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нём участие. Задачи: познакомить с некоторыми приёмами анализа мотивов в художественном произведении, углубить представление о характере героя, данном в развитии. Оборудование: аудио- и видеотехника. Ход урока 1. Вступительное слово Наш урок сегодня я назвала "Эхо войны". Много разных потрясений пережило человечество в уходящем от нас в прошлое 20 веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история. Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир (во всём мире во время Второй мировой войны погибло более 55 миллионов человек, из них 27 миллионов - советских людей, причем мирных граждан, умерших от голода и болезней - около19 миллионов). Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись все и стар и млад. Да, отношение к войне нынешнего поколения неодинаково. Одни считают, что о войне говорить нужно, ведь это наша история. Другие никаких глубоких ощущений не переживают, третьи (есть и такие) о войне ничего не знают, в лучшем случае - что-то слышали. В наше сложное время, когда много мнений, оценок, трудно правильно оценить, сформулировать своё отношение. Выступление учащегося (чтение стихотворения Ю. Воронова "Опять война")
Это прозвучало мнение поэта Юрия Воронова. Я тоже считаю важными вопросы, связанные с Великой Отечественной войной и не только с этой войной. За каждым событием этой страшной войны стояли люди. Разные. И те, кто с оружием в руках защищал свой народ, и те, кто стоял у станка, работал на фронт. Сегодня у нас необычный урок - урок-размышление. Мы попробуем поразмышлять над рассказом нашего современника Б. Екимова "Ночь исцеления". С этим рассказом вы познакомились дома. Что несёт война мирным людям, которые не участвуют в вооруженном конфликте? Мне бы хотелось, чтобы этот урок был и уроком-открытием, чтобы никто из вас не ушел с пустым сердцем. Итак: Маленькая будничная история. 2. Краткий пересказ произведения. 3. Выявление восприятия и постановка задачи.
(на доске делаются соответствующие записи) Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернёмся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесём необходимые уточнения. 4. Аналитическая работа по тексту.
По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. В этом отрывке встречаются однокоренные слова, попробуйте найти их ("одна" - "одиночество"). А какое ещё однокоренное слово можно к ним подобрать ("одинокий")?
одинокий - 1. находящийся, пребывающий где-либо отдельно от других; 2. не имеющий семьи, родственников, близких; 3. имеющий мало общего с окружающими, чуждый им, далёкий от них; 4. проходящий, протекающий без семьи, родных, близких, исполненный одиночества; одиночество - состояние одинокого человека)
Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки.
Неужели так много хлеба давали на эти карточки? Я предлагаю вам посмотреть кадры хроники Великой Отечественной войны, это о Ленинграде, но то, что вы увидите, происходило по всей стране. Видеозапись (паузу на кадре с хлебом, пауза на кадре с банками) Жительница города Елена Кочина записала в своём дневнике: "Надвигается голод! Развилась своеобразная кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея" Обратите внимание, ребята, что хлеб готовили из целлюлозы, т.е. бумажных отходов, и олифы (это варёное масло для изготовления масляных красок и лака). Ежедневная норма хлеба для рабочих составляла 250 гр., для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше, т.е. 125гр. Из дневника Елены Кочиной: "Это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержит всякую дрянь и лишь немного муки" Продолжение видеозаписи Страшные кадры: Вернёмся к рассказу. Теперь, наверное, понятно, почему так жутко переживает баба Дуня, когда пропадает синий платочек с карточками.
Конечно, трудно было прокормить троих ребятишек.
Вспомните дневник Е. Кочиной, готовили из всего, что было более-менее съестного под рукой. Всё, что происходило с бабой Дуней, мы узнаём через её сны, они дают нам возможность понять, что последствия войны или любого вооруженного конфликта могут причинять не только физический и материальный ущерб, но также могут явиться причиной психологических страданий человека спустя долгие годы после окончания войны. Ребята, давайте попробуем проследить, как Гриша приходит к мысли, что он должен помочь бабушке. Обратим внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини (найдите их). Сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время. (чтение эпизода 1 сна)
(чтение эпизода 2 сна) Затем Гришу поражают слёзы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представляет себе, что именно из прошлого тревожило её, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания. Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слёз, сны реальны для бабы Дуни ("Снится, и было")
На доске записаны фразы, как они взаимосвязаны между собой? "- Ты вправду плачешь? Так ведь это всё сон. - Плачу, дура старая. Во сне, во сне:" "Сердце мальчика облилось жалостью и болью" "Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё: Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать" Важная роль в создании образа бабы Дуни отводится совокупности мотивов, мотивным линиям "сна - сердца", которые на протяжении всего рассказа слиты воедино.
Гриша удивлён, что настоящие слёзы могли быть вызваны чем-то нереальным, увиденным во сне ("Ты вправду:.." стр. 24) Воспоминание о бабушкиных слезах "резануло по сердцу мальчика", "сердце мальчика облилось жалостью и болью". В финале рассказа всё то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим ("слёзы катились:" стр. 27)
(сон для бабы Дуни - реальность) 5. Итоговые задания.
Давайте обратимся к записям на доске, которые были сделаны в начале урока. Перечитайте формулировки темы рассказа, его проблематики. Внесите коррективы. (тема: как внук помог бабушке; проблемы: гуманное отношение к страдающему человеку, последствия войны для мирных людей, выбор линии поведения в обращении с другими людьми, нравственное взросление; главный герой произведения - Гриша, именно этот образ дан в развитии) Давайте вернёмся к самому началу урока и его теме - "Эхо войны".
В рассказе затрагивается проблема последствий войны ("эха войны"), которые испытывает героиня спустя многие годы после её окончания.
(могут быть записаны слова горе, слезы, смерть и т.д.) 6. Выводы по обсуждаемой проблеме. Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий (как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны. В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Б. Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужны наша помощь, поддержка, понимание, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию. Ребята, на уроке мы обратились с вами к рассказу, героиня которого пережила Великую Отечественную войну. Но ведь это было так давно. Может быть, проблематика этого произведения сегодня уже не актуальна? (Вспышки военных действий во всём мире, мирные люди, которые пытаются спрятаться от войны. Чечня - Беслан. Вспомните свой первый в жизни школьный день. Праздник - мальчишки в строгих костюмах, девочки с большим белым бантом, букеты цветов, такие большие, что из-за них не видно первоклассников. И вдруг всё это в один миг пропадает, перед глазами только люди в черных масках, пояса, начиненные взрывчаткой, бомбы под ногами террористов, готовые в любой момент разрушить всё вокруг. А потом несколько дней кошмара: Освобождение и жизнь: Смогут ли забыть ужасы этих нескольких дней люди, пережившие это? Это не забывается: Это та же болезнь, требующая исцеления. Способны ли мы с вами на зрелое сочувствие к таким людям, и не просто так, на словах, а в конкретном действии, негромком поступке? Домашнее задание. Подумайте над этим вопросом дома и напишите мини-сочинение, в котором попытайтесь раскрыть ваш взгляд на эту проблему. Я хотела бы закончить наш урок сегодня строками из стихотворения школьницы Михайловой Любы (выступление учащегося):
Список литературы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |