Преподавание литературы Урок литературы и ИЗО "Идеал и действительность в художественном мире повести Н.В. Гоголя «Портрет»"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.04 Просмотров: 1690 Лобода Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели:
Тип урока: проблемно-поисковый семинар с опережающими заданиями. Принципы: наглядности, доступности, научности, системности. Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемной подачи материала, частичного поиска. Учебные формы: аналитическая беседа, работа с видеоматериалом, индивидуальные сообщения на основе опережающих заданий, работа в поисковых группах. Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, видеоэпизод уч. фильма «Что такое искусство», репродукция картины А. Иванова «Явление Христа народу», иконы «Рождество Христово»; словарь и цитаты урока, эпиграф урока, опорный конспект темы, Толковый словарь С.И. Ожегова, компьютерная презентация «Портрет в русской живописи» Эпиграф: Кто заключил в себе талант, Ход урока:
Первая учебная ситуация Читательская пятиминутка. Высказывания восьмиклассников о повести «Портрет». Учитель: выявление читательского восприятия. Вторая учебная ситуация. Вступительная беседа Учитель: подготовка класса к восприятию темы - Проанализируйте описание картинной лавочки на Щукином дворе. Как автор относится к такого рода «произведениям искусства»? Какую проблему поднимает? Проблема противостояния искусства и ремесла Просмотр видеоэпизода (учебный фильм «Что такое искусство»). - Что такое искусство? Как соотносятся понятия «искусство» и «ремесло»? Что противопоставляет художника и ремесленника? Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным способом; профессия, занятие. Художник постигает тайны мира, его искусство приносит ему духовное удовлетворение. Знакомство с презентацией «Портрет в русской живописи», см. Приложение (ученик выступает на основе опережающего домашнего задания). - Что отличает художественный портрет от фотопортрета? Почему на документах недопустимы художественные фотографии и изображения? Третья учебная ситуация. Работа в группах по вопросам семинара. Учитель: обучение аналитической работе с текстом. Работа в поисковых группах на основе опережающего домашнего задания - Каких художников показывает Гоголь в повести «Портрет»? Чем отличается их отношение к творчеству? Чартков. Работа в поисковой группе под руководством учителя. - Что мы узнаем об этом молодом художнике в начале повести? Нет, сон раскрывает черту характера, которой воспользовался дьявол-искуситель. - Как Гоголь говорит о том, что Чартков стал терять талант? «Кисть его хладела и тупела…» Мастерство художественной детали. - Понимал ли это сам художник? «… как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке… но этих толков не слышал упоённый художник». Мастерство психологической детали. - В чём проявляется борьба Добра и Зла, светлого и дьявольского начал в жизни Чарткова? Он талантлив, но ему хочется скорее прославиться и разбогатеть. - Что пробудила в Чарткове картина его товарища? Зависть – один из смертных грехов! - Какую истину открывает для себя Чартков? «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл её, а не заслужил…» Чартков, погнавшись за деньгами и славой, растратил свой талант. В нём угасла Божья искра. Он не выполнил своё назначение в этом мире, т.к. служил своему тщеславию, за что был наказан духовной смертью. 2. Другой тип художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант. Работа в поисковой группе. - Что помогло этому художнику стать настоящим Мастером? - Как об этом пишет Гоголь? «…всем пренебрёг, всё отдал искусству», и «стало ясно даже непосвящённым, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией природы». 3. Высший тип художника. Работа в поисковой группе. - О чём думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьёт всех моих святых и ангелов, они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!» Увлечение, дьявольское наваждение руководило талантом. - Какими качествами должен обладать истинный Художник? Чистота сердца. Ведь в мире постоянно борются Добро и Зло. Зло может подчинить себе человека. - Как об этом рассказывает Гоголь? Написав портрет ростовщика, художник потерял чистоту творчества, совершил тяжкий грех, прикоснувшись к дьяволу. Изобразив зло, он дал ему возможность влиять на мир и на людей. -- Чем искупает художник этот тяжкий грех? Подвижническим служением. - Почему первая картина не получилась, а «Рождение Христа» стало гениальным творением настоящего Художника? Подтвердите свою мысль текстом. Очистившись от скверны, изжив дьявольскую страсть, он был награждён святой, высшей силою. Он занимался не светской живописью, а религиозной. В этом заключается глубокий смысл, ведь искусство призвано пробуждать в человеке высшие, духовные ценности. «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину…» Гоголь был глубоко верующим человеком, и его мировоззрение отразилось в «Портрете». Гоголь считал, что истина есть результат молитвенно-аскетического опыта. Четвёртая учебная ситуация. Фронтальная работа. Учитель: Создание опорного конспекта. - Прочитайте описания двух картин. Как они символизируют идеал и действительность в художественном мире повести Гоголя «Портрет»? - Какую заповедь произносит художник, напутствуя сына? Как вы понимаете эти слова? Художник, ставший орудием антихриста и замоливший свой грех в суровом монашеском подвиге, говрит сыну: «У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его… Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, то чище всех должен быть душою». Концепция урока Мысль о нравственной ответственности Художника за своё творчество, за зло мира: если так могущественно зло и если в мире оно проникает в святые помышления и даже овладевает вдохновением, то как велика ответственность Художника, гений которого может, незаметно для него самого, стать орудием антихриста! (См. эпиграф урока). И кто определить грань между Добром и Злом в искусстве? Эти страшные сомнения всю жизнь терзали и самого Гоголя. Одно непреложно: творчество – это прежде всего духовное деяние. Пятая учебная ситуация Знакомство с картиной А. Иванова «Явление Христа народу». Инд. сообщение (на основе опережающего задания под руководством учителя ИЗО). Учитель: активизация межпредметных связей, углубление представлений о произведении искусства В большой картине, ставшей делом жизни Иванова, раскрывается тема нравственного преобразования и озарения человека и человечества. Момент появления Мессии перед людьми, принимающими Крещение от Иоанна, был связан в представлении автора с началом дня человеческого. Художник много лет писал то грандиозное полотно. Это изображение не только чуда Божественного явления, но и чуда духовного пробуждения и нравственного преображения человека. Подведём итоги - Каков, на ваш взгляд, идеал Гоголя-художника? Сформулируйте письменно. Учитель: инд. помощь - Как бы вы обозначили основную тему повести? Тема Добра и Зла в искусстве, назначения Художника, смысла Творчества. Учитель: обобщение открытий урока Оценка деятельности класса. Домашнее задание.
Индивидуальные и групповые задания (по желанию и выбору учеников):
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |