Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы и ИЗО "Идеал и действительность в художественном мире повести Н.В. Гоголя «Портрет»"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы и ИЗО "Идеал и действительность в художественном мире повести Н.В. Гоголя «Портрет»"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.09.04
Просмотров: 1690

Лобода Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  1. Раскрыть идейно-эстетическое значение и художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя «Портрет».
  2. Обучение аналитическому чтению художественного текста.
  3. Развитие монологической речи, формирование коммуникативных умений в обсуждении проблемных вопросов урока.
  4. Развитие эстетического чувства, воспитание нравственной ответственности за зло мира.

Тип урока: проблемно-поисковый семинар с опережающими заданиями.

Принципы: наглядности, доступности, научности, системности.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемной подачи материала, частичного поиска.

Учебные формы: аналитическая беседа, работа с видеоматериалом, индивидуальные сообщения на основе опережающих заданий, работа в поисковых группах.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, видеоэпизод уч. фильма «Что такое искусство», репродукция картины А. Иванова «Явление Христа народу», иконы «Рождество Христово»; словарь и цитаты урока, эпиграф урока, опорный конспект темы, Толковый словарь С.И. Ожегова, компьютерная презентация «Портрет в русской живописи»

Эпиграф:

Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою.
Н.В. Гоголь

Ход урока:

  • Орг. момент
  • Запись темы; знакомство с целями урока
  • Словарная работа:
    Творчество
    Вдохновение
    Искусство
    Духовность
    Гармония
    Талант
    Творец
    Портрет

Первая учебная ситуация

Читательская пятиминутка. Высказывания восьмиклассников о повести «Портрет». Учитель: выявление читательского восприятия.

Вторая учебная ситуация. Вступительная беседа

Учитель: подготовка класса к восприятию темы

- Проанализируйте описание картинной лавочки на Щукином дворе. Как автор относится к такого рода «произведениям искусства»? Какую проблему поднимает?

Проблема противостояния искусства и ремесла

Просмотр видеоэпизода (учебный фильм «Что такое искусство»).

- Что такое искусство? Как соотносятся понятия «искусство» и «ремесло»? Что противопоставляет художника и ремесленника?

Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным способом; профессия, занятие.

Художник постигает тайны мира, его искусство приносит ему духовное удовлетворение.

Знакомство с презентацией «Портрет в русской живописи», см. Приложение (ученик выступает на основе опережающего домашнего задания).

- Что отличает художественный портрет от фотопортрета? Почему на документах недопустимы художественные фотографии и изображения?

Третья учебная ситуация. Работа в группах по вопросам семинара.

Учитель: обучение аналитической работе с текстом. Работа в поисковых группах на основе опережающего домашнего задания

- Каких художников показывает Гоголь в повести «Портрет»? Чем отличается их отношение к творчеству?

Чартков. Работа в поисковой группе под руководством учителя.

- Что мы узнаем об этом молодом художнике в начале повести?
- О чём предупреждал Чарткова профессор живописи?
- О каких двух путях раздумывает он, когда видит деньги, найденные в раме портрета?
- Случайно ли то, что произошло с Чартковым?

Нет, сон раскрывает черту характера, которой воспользовался дьявол-искуситель.

- Как Гоголь говорит о том, что Чартков стал терять талант?

«Кисть его хладела и тупела…» Мастерство художественной детали.

- Понимал ли это сам художник?

«… как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке… но этих толков не слышал упоённый художник». Мастерство психологической детали.

- В чём проявляется борьба Добра и Зла, светлого и дьявольского начал в жизни Чарткова?

Он талантлив, но ему хочется скорее прославиться и разбогатеть.

- Что пробудила в Чарткове картина его товарища?

Зависть – один из смертных грехов!

- Какую истину открывает для себя Чартков?

«Слава не может дать наслажденья тому, кто украл её, а не заслужил…»

Чартков, погнавшись за деньгами и славой, растратил свой талант. В нём угасла Божья искра. Он не выполнил своё назначение в этом мире, т.к. служил своему тщеславию, за что был наказан духовной смертью.

2. Другой тип художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант. Работа в поисковой группе.

- Что помогло этому художнику стать настоящим Мастером?

- Как об этом пишет Гоголь?

«…всем пренебрёг, всё отдал искусству», и «стало ясно даже непосвящённым, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией природы».

3. Высший тип художника. Работа в поисковой группе.

- О чём думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи?

«Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьёт всех моих святых и ангелов, они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!» Увлечение, дьявольское наваждение руководило талантом.

- Какими качествами должен обладать истинный Художник?

Чистота сердца. Ведь в мире постоянно борются Добро и Зло. Зло может подчинить себе человека.

- Как об этом рассказывает Гоголь?

Написав портрет ростовщика, художник потерял чистоту творчества, совершил тяжкий грех, прикоснувшись к дьяволу. Изобразив зло, он дал ему возможность влиять на мир и на людей.

-- Чем искупает художник этот тяжкий грех?

Подвижническим служением.

- Почему первая картина не получилась, а «Рождение Христа» стало гениальным творением настоящего Художника? Подтвердите свою мысль текстом.

Очистившись от скверны, изжив дьявольскую страсть, он был награждён святой, высшей силою.

Он занимался не светской живописью, а религиозной. В этом заключается глубокий смысл, ведь искусство призвано пробуждать в человеке высшие, духовные ценности. «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину…» Гоголь был глубоко верующим человеком, и его мировоззрение отразилось в «Портрете». Гоголь считал, что истина есть результат молитвенно-аскетического опыта.

Четвёртая учебная ситуация. Фронтальная работа.

Учитель: Создание опорного конспекта.

- Прочитайте описания двух картин. Как они символизируют идеал и действительность в художественном мире повести Гоголя «Портрет»?

- Какую заповедь произносит художник, напутствуя сына? Как вы понимаете эти слова?

Художник, ставший орудием антихриста и замоливший свой грех в суровом монашеском подвиге, говрит сыну: «У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его… Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, то чище всех должен быть душою».

Концепция урока

Мысль о нравственной ответственности Художника за своё творчество, за зло мира: если так могущественно зло и если в мире оно проникает в святые помышления и даже овладевает вдохновением, то как велика ответственность Художника, гений которого может, незаметно для него самого, стать орудием антихриста! (См. эпиграф урока). И кто определить грань между Добром и Злом в искусстве? Эти страшные сомнения всю жизнь терзали и самого Гоголя. Одно непреложно: творчество – это прежде всего духовное деяние.

Пятая учебная ситуация

Знакомство с картиной А. Иванова «Явление Христа народу». Инд. сообщение (на основе опережающего задания под руководством учителя ИЗО).

Учитель: активизация межпредметных связей, углубление представлений о произведении искусства

В большой картине, ставшей делом жизни Иванова, раскрывается тема нравственного преобразования и озарения человека и человечества. Момент появления Мессии перед людьми, принимающими Крещение от Иоанна, был связан в представлении автора с началом дня человеческого.

Художник много лет писал то грандиозное полотно. Это изображение не только чуда Божественного явления, но и чуда духовного пробуждения и нравственного преображения человека.

Подведём итоги

- Каков, на ваш взгляд, идеал Гоголя-художника? Сформулируйте письменно.

Учитель: инд. помощь

- Как бы вы обозначили основную тему повести?

Тема Добра и Зла в искусстве, назначения Художника, смысла Творчества.

Учитель: обобщение открытий урока

Оценка деятельности класса.

Домашнее задание.

  • Эссе «Повесть Гоголя «Портрет». Мои читательские открытия».

Индивидуальные и групповые задания (по желанию и выбору учеников):

  • «Я портретист» (представление живописного портрета). Для тех, кто увлекается живописью, учится в художественной школе.
  • Портретная галерея (защита мини-реферата «Портрет в русской живописи», «Портрет в творчестве художника…»)
  • Портрет в живописи и литературе (защита проектной работы). Возм. как тема будущей научной работы

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21