Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Предупреждение речевых недочетов
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Предупреждение речевых недочетов


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.09.04
Просмотров: 841

Маслова Лилия Александровна, учитель русского языка и литературы

Предупреждение речевых (в основном лексико-фразеологических) недочетов – это, прежде всего своевременное объяснение слов и фразеологизмов (их стилистической значимости), отобранных из художественных произведений (предусмотренных школьной программой), критических статей, учебника с учетом того, что такие слова и фразеологизмы должны войти в активный словарь учащихся; это и наиболее целесообразное закрепление объясненных и повторение изученных слов и фразеологизмов.

Работа по предупреждению речевых недочетов должна проводиться в соответствии с возрастом и знаниями учащихся: в 5–6 классах даются менее сложные задания по предупреждению ошибок, учитываются более простые случаи нарушения литературной нормы в области лексики и грамматики, в 7-8-х и в последующих классах усложняются словарно-грамматические упражнения.

Наиболее целесообразно проводить словарную работу в связи с изучаемым материалом по русскому языку и литературе. Она не должна отвлекать внимания учащихся от основных задач изучения грамматики и литературного произведения.

При изучении различных частей речи новые слова необходимо вводить в примеры на закрепление грамматических правил и при этом указывать учащимся не только на значение слова, но и на его употребление в речи, на то, как слово связывается с другими членами предложения, какие имеет синонимы.

Словарная работа в связи с изучением произведения в 5-8 и 9-11 классах заключается в объяснении слов из произведения, которые ученики не знают или могут неверно понимать. Среди таких слов могут оказаться архаизмы (типа глас- голос, обречь - предназначить к какой-либо неизбежной участи, уготовить кому-либо какую-либо участь и т.п.), книжные слова (типа тризна, исполинский, предначертания и др.) и даже самые обычные слова (вроде гам, багровый и т.п.), фразеологизмы (типа спустя рукава, диву даешься, без году неделя и т.п.). Заметим: сейчас эта работа в известной мере облегчается тем, что в хрестоматиях по литературе и русскому языку непонятные слова объясняются в сносках на страницах и в конце книги дается небольшой словарь толкований значений слов и литературоведческих терминов.

Словарная работа проводится на разных этапах изучения художественного произведения: во время вступительной беседы (акцентируется внимание на словах, необходимых для уяснения идейного содержания произведения), в процессе комментированного чтения (обращается внимание на “ключевые” слова), анализа произведения.

Так, определив типичную черту героя или основное свойство какого-либо явления и охарактеризовав их по возможности одним или несколькими словами, учитель проводит с учащимися работу по раскрытию значений этих слов, подбору синонимов, составлению предложений с этими словами и их синонимами. Эту работу можно начать в классе и продолжить дома в процессе подготовки к сочинению.

Назовем приемы объяснения непонятных (или неизвестных) слов:

1)изображение (показ рисунка, фотографии) или показ самого предмета, обозначаемого словом; 2) выяснение, раскрытие значения слова с помощью контекста (учащиеся “вчитываются” в контексте в случаях, когда контекст – малый и большой дает возможность установить значения слова); 3) морфологический и словообразовательный анализ слова (устанавливается значения производящей основы и словообразовательного элемента); 4) подбор родственных слов с целью выяснения их значения (ср.: наследство - наследие - наследственность, служба - служение, единичный - единственный – одинокий, крепостник – крепостной, несвоевременный - несовременный); 5)выяснение этимологии слова (ср.: бездна, благодарить, вдохновить и т.п.; примеры можно брать из “Краткого этимологического словаря русского языка”); 6) описательное толкование слова; 7)сопоставление со словами, близкими по значению (синонимами).

Учитель уже с 5 класса знакомит учащихся с основными способами толкования значений слов.

1. Синонимический способ определения. Значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождественным (или близким по значению) словом – синонимом (синонимами): зодчий – архитектор; оригинал – подлинник; инертный – бездеятельный, неподвижный; ревностный – старательный, усердный, исполненный рвения к чему-либо.

2. Перечислительный способ определения – значение слова или выражения раскрывается путем перечисления тех объектов, которые называются данным словом: морфема – это приставка, корень, суффикс, окончание; гнус – комары, мошки, слепни; цитрусовые – лимоны, апельсины, мандарины и др.

3. Логическое определение – определение через указание более широкого класса и отличительных признаков. Определение состоит из двух частей: 1) широкого по значению слова, указывающего на родовую отнесенность поясняемого слова; 2) словосочетания или слова, указывающего на видовой отличительный признак предмета: сапфир - драгоценный камень синего или голубого цвета: форум – собрание, которое имеет большое значение для общественной жизни страны (или стран).

4. Описательный способ определения. Здесь необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами: ноша – то, что несут на себе; апологет – тот, кто выступает с предвзятой защитой каких – либо идей, учения и т.п.; источник – то, из чего берется, черпается что–либо, то, что дает начало чему-либо, служит основой чего-либо.

5. Отрицательные определения. Указываются такие свойства предмета, которые у него отсутствуют: суша – часть земли, не покрытая водой; азот – газ без цвета и запаха, неядовит; нереальный - не существующий в действительности.

Эти способы определения значений слов затем закрепляются путем выполнения соответствующих тренировочных упражнений (можно проанализировать толкования целого ряда слов, данных в словарике-приложении в учебнике русского языка). Известную пользу принесет и отгадывание кроссвордов, чайнвордов, а также определение значения слов, по которым надо узнать слово.

Объяснение слов посредством подбора синонимов является самым экономным по времени. К нему прибегают при чтении в классе отрывков произведения, чтобы не ослабить впечатление от них излишними пространными объяснениями.

После объявления значения новых слов и записи в словарики необходимо перейти к закреплению, к использованию их в речи, так как именно в процессе применения учащимися слов в своей речи происходит наиболее глубокое и прочное их усвоение.

Предлагаемый урок-практикум по развитию речи проводится после написания нескольких творческих работ. Подобные занятия также помогут при подготовке к ЕГЭ: преодолению трудностей, связанных по конструированию предложений.

Речевые ошибки: их предупреждение и коррекция

Цели:

  • Образование: овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах; редактирование текста.
  • Развитие: развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха.
  • Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Хорошо писать – это в тоже время хорошо мыслить, (хорошо чувствовать и хорошо передавать – это иметь ум, душу, вкус).

Ж.Бюффон, французский естествоиспытатель XVIII века.

Оборудование:

  • опорный конспект
  • тетради с печатной основой
  • карточки с заданиями для групп

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Предлагаю, ребята, Вам вступить сегодня в роли корректоров. Функция корректора заключается в том, чтобы текст дошел до читателя в самом привлекательном для него виде, т. е. читался легко, был доступен для понимания. Чтобы этого добиться я предлагаю вам ряд заданий, которые помогут совершенствовать навыки текстов.

II. Лекция-напоминание “Основные способы толкования значения слов”.

См. вступительную статью.

P.S. индивидуальное сообщение (подготовленно зарание).

III. Работа группами. Каждая группа должна получить свое задание. По выполнении лист сдать экспертной комиссии.

Экспертная комиссия состоит из учащихся, наиболее справляющихся с творческими заданиями. Руководит работой экспертной группы учитель.

P. S. Задания у всех одинаковые, так как последнее обсуждение требует олинакового языкового материала.

Лист заданий.

  1. Составьте предложения с данными словами. Доверие, дарование, удовлетворение, достижения.
  2. Выясните значение слова при помощи толкового словаря. Смертный, смертельный.
  3. Замените иноязычные слова русскими. Аналогия, гипотеза, абстрактный.
  4. Исправьте ошибки в предложениях:
    • На одно мгновение мальчики забылись (растерялись)
    • К Павлу стали обращаться с уважением (относиться)
    • Перед нами возникает мещанская семья (предстает)
    • Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
    • Многие из крестьянских изб, сохранившимся с прошлого столетия в Архангельске, расписаны узорами из небывалой красоты растений.
    • Преподаватель отобрал и посоветовал учащемуся воспользоваться дополнительной литературой.
    • Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал поэтичность и живописность.
  5. Подберите к каждому прилагательному существительное. (работа с правописанием) Бережный – бережливый, деловой – деловитый.
  6. Устраните повторы в предложениях.
    • В этой игре все игроки действуют с огоньком, смело вступая в игровые единоборства с физически и технически сильными игроками другой команды.
  7. Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.
    • Она поборола боязнь и страх.
    • Ученик много думал и размышлял.
    • Вскоре он воротился обратно.
  8. Составьте предложения, включив в них книжные и разговорные фразеологизмы.
    • Покорить, подчинить – поставить на колени (книжный)
    • Очень много – хоть пруд пруди (разговорный)
    • Беспощадно, жестоко – огнем и мечом (книжный)
  9. Составьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях. Дать помощь, сделать впечатление, оказать вред.

IV. Обсуждение результатов (возможны дебаты по спорным вопросам при конструировании предложений). Особо отмечается званием “Самые грамотные” - группа, добившаяся наиболее высоких результатов.

P.S. В зависимости от степени подготовленности класса занятие проводиться либо урок, либо 2 урока.

V. Домашнее задание.

Работа над собственным текстом (устранение речевых недочетов).


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21