Преподавание русского языка
Урок "Деепричастие как часть речи"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.09.04
Просмотров: 1182
Постникова Светлана Владимировна, учитель русского языка Цель: формирование лингвистической грамотности как качества цельной личности. Учебно-воспитательные задачи: - дать учащимся представление о деепричастии как части речи; формировать умение находить слова данной части речи в тексте; расширить речевую компетентность учеников;
- развитие речевых навыков, навыков правильного употребления деепричастий; развитие внимания, логического мышления;
- формирование у школьников представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного анализа текста; воспитание чуткого отношения к окружающим.
I. Организационный момент. II. Ход урока. 1. Пятиминутка Доброта – единственное одеяние, которое никогда не ветшает. - Как вы понимаете эти слова?
- Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
- Замените выражение “одеяние, которое никогда не ветшает” словосочетанием, соответствующим модели (прич. + сущ.).
- Выполните разбор данного словосочетания.
2. Вспомним изученное по теме “Причастие как часть речи” Какая часть речи называется причастием? Назовите морфологические и синтаксические признаки причастия. Что называется причастным оборотом? III. Объяснение нового материала. 1. Сравните два предложения: Уж вполз высоко в горы, там лёг в сыром ущелье, свернулся в узел и стал глядеть в море. Уж вполз высоко в горы, там лёг в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. М. Горький - Назовите глаголы, встречающиеся в первом предложении. (Вполз, лёг, свернулся, стал глядеть)
- Что обозначают эти слова? (Действия, признаки, одинаковые по важности)
- Назовём глаголы второго предложения. (Вполз, лёг)
- Можно ли отнести к глаголам слова свернувшись и глядя? Почему?
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- От слов какой части речи они образованы?
- Что они обозначают?
- Как изменяются глаголы?
- Попробуйте изменить слова свернувшись и глядя. (Они не изменяются)
- Какая часть речи не изменяется? (Наречие)
- Какой вывод следует сделать?
Перед нами слова, которые совмещают в себе признаки двух частей речи – глагола и наречия. Такие слова называются деепричастиями. Тема сегодняшнего урока Деепричастие как часть речи (записывается тема урока). Сегодня мы познакомимся с деепричастием как частью речи, научимся видеть различия между деепричастиями и глаголами, находить деепричастия в тексте. 3. Работа с термином - Деепричастие. Из каких двух частей состоит данное слово? - Обратимся к этимологическому словарю. Деепричастие произошло от двух слов дее (от деяти в значении делать) + причастие (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века. - Работа с опорной таблицей. Cхема 4. Подведём итог Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? Морфологические признаки – объединение в одном слове свойств глагола и наречия. Синтаксическая роль – в предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. От глаголов уважать, расположиться, сыграть, стучать образовать деепричастия, выделить суффиксы. 5. Работа с текстом Старый повар Почти двести лет назад на окраине Вены в маленьком доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Всё убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, посуда, покрытая трещинами и клавесин – единственное богатство его дочери Марии. Когда Мария, умыв умирающего, надела на него чистую рубаху, он сказал: “Я никогда не любил священников, но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедовать умирающего. Тебе никто не откажет”. Мария, накинув платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец, она вернулась. Вместе с ней в комнату вошёл очень молодой, маленький, худой человек. Он сел, подвинув к кровати табурет, и сказал: “Говорите! Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души”. И старик рассказал о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела, врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини золотое блюдо и, разбив его, продал. “Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил её не трогать ни пылинки с чужого стола. Если бы я знал, что золото не поможет Марте, разве я мог украсть!” “То, что вы совершили, не грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю”. Тогда старик, неожиданно улыбнувшись, сказал: “Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад весной. Но я понимаю, что это невозможно…” Подойдя к клавесину, незнакомец сел на табурет. “Слушайте и смотрите, - сказал он”. Звучит музыка (Моцарт “Фантазия”), на экране появляется визуальный ряд. Незнакомец перестал играть, как будто заколдованный собственной музыкой. Старик, сильно задыхаясь, сказал: “Я видел всё так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав ваше имя. Имя!” Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. По К. Г. Паустовскому Клавесин * - старинный струнный щипковый клавишный музыкальный инструмент. Поразмышляем над прочитанным - Почему старику важно исповедоваться первому встречному?
- Имеет ли место в данном случае разговор о милосердии? Кто проявляет милосердие по отношению к ближнему?
- Донн Джон сказал: “Быть милосердным значит делать всё, что в наших силах”. Как связаны эти слова с рассказом Паустовского?
Словарная работа Учащиеся записывают слова милосердие, человеколюбие, благородство, знакомятся с их лексическим значением, составляют словосочетание, соответствующее модели (дееприч. + сущ.). Работа с текстом - Докажите, что перед нами текст.
- Какого он стиля?
- К какому типу речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ.
- Какова основная мысль?
- Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы.
- Учащимся предлагается записать следующее предложение: Подойдя к клавесину, незнакомец сел на табурет.
- Как вы думаете, как называется конструкция (подойдя к клавесину)? Аргументируйте свой ответ.
- Выпишите из текста другие предложения с деепричастными оборотами.
Рефлексия Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал(а)… Мне особенно понравилось… Я могу похвалить себя за … Домашнее задание: § 141 (теория), записать 7 пословиц, в которых используются деепричастия. Приложение 1 Приложение 2
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|