Преподавание русского языка "О великий и могучий" (Обобщающий урок по теме "Сложносочинённое предложение")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.09.01 Просмотров: 1206 Кирпичёва Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (2,31 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Тип урока: обобщающий Форма урока: исследование языкового материала с применением информационных технологий. Цели урока: 1) совершенствовать знания учащихся о сложноподчинённых предложениях; Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды, дидактический материал (предложения о русском языке, фрагмент выступления философа И.А.Ильина (1882-1954) на Пушкинском юбилее) Ход урокаI. Организационный момент(Сообщение темы и цели занятия, указание на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе) (Слайд №1 – тема урока, слайд №2 – стихи) Учитель: Ребята, от каких определений неотделимо словосочетание русский язык? (Это словосочетание неотделимо от определений: “прекрасный”, “великий”, “ могучий”, “свободный”, “правдивый”, “небесный”, “нетленный””…) Проходят годы, меняются поколения, а он, русский язык, как и испокон веков, верой и правдой служит обществу, образованию, духовному развитию России.
(В.Кузин) Именно ему, “великому и могучему”, посвящается наш урок. А эпиграфом пусть будут слова Александра Филиппова: (Cлайд №3 – эпиграф)
Задача нашего урока: обобщить изученный материал по теме “СПП” и систематизировать полученные знания. (Cлайд №4 – уметь и знать) II. Повторение и обобщение изученного материала:Фронтальный опрос. (слайд № 5) – Какое предложение называется сложноподчинённым? – Чем прикрепляется придаточное предложение к главному? – Где находится в СПП подчинительный союз или союзное слово? – Озвучьте краткую запись (слайд № 6) – Чем отличается союз от союзного слова? (слайд №7) – Охарактеризуйте предложения: (слайды № 8,9,10) 1. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…(И.С.Тургенев) 2. И хвалён ты, и бранью изранен, 3. Русский язык – это могучий и прекрасный язык, на котором создана великая литература, пользующаяся славой и признанием во всём мире. – На какие группы по значению и строению делятся СПП? (Слайд №11) Учитель: Вы, конечно же, помните алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения (слайд №12) – Каковы отличительные признаки придаточных определительных? (слайды №13, 14) – Каковы отличительные признаки придаточных изъяснительных? (слайд 15) – Что вы можете сказать о придаточных обстоятельственных? (слайд №16) III. Применение теоретических знаний на практике.(слайд №17-19)1. Расставить знаки препинания. Указать главную и придаточную часть. Определить вид придаточного предложения. Выполнить синтаксический разбор 3-го предложения. А. Необходимо помнить что русский язык – душа России её святыня…(В.Троцкий) Б. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости с которой всё выражается на нём. (А.И.Герцен) В. Одарённый чудесной сжатостью соединённый с ясностью русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы. (Проспер Мериме) 2. – Ребята, какими видами придаточных предложений передаётся косвенная речь? (Изъяснительными) Преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными. (Слайд №20) 1 . М.В.Ломоносов уверял: “Русский язык ни единому европейскому не уступает”. 2. А.Н.Толстой пророчески предсказал: “Русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара”. IV. Коллективная работа с текстом.(Текст – на экране (слайд № 21-22) и дидактические карточки перед учащимися) – Чтение текста (Фрагмент выступления философа И.А.Ильина (1882-1954) на Пушкинском юбилее (на фоне музыки) Наш дивный, наш могучий, наш поющий русский язык – это ещё один дар, который дала нам наша Россия. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов; и простота, и размах; и сила, и ясность, и красота… Всё доступно нашему языку… В нём громы небесные и плески, чуть слышные. В нём – вся поющая русская душа… Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его – его язык… Не жалеть его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу родину. – Выполните лингвистический анализ текста(слайд № 23) – Какова тема текста? (“наш дивный, могучий, поющий русский язык”) – Почему на Пушкинском юбилее И.А.Ильин говорит о русском языке? (Потому что А.С.Пушкин является создателем литературного русского языка) – Определите стиль речи, укажите ведущую функцию стиля речи (задачу речи). (Это текст публицистического стиля речи. Очень эмоциональный, образный, в нём много слов, свойственных ораторской речи (“самобытный национальный характер”, “призван достигнуть”,“наша Россия”, “значит не любить родину”…).Задача выступления – воздействие на массы.) – Какие типы речи сочетаются в тексте?(текст представляет собой рассуждение с элементами описания. Есть тезис (1и 2 предложения), аргументы, есть вывод ; элементы описания: “ласковые шорохи…”). – Определите способы и средства связи предложений в тексте. (Связь между предложениями в тексте параллельная. Одинаково построены многие предложения, иногда повторяется первое слово. Предложения не сцепляются одно с другим. В тексте используются лексические средства: слова одной тематической группы – “Россия, русский народ, наш язык, национальный характер”; прямой повтор – “ в нем, наш язык”. Морфологические средства: очень много союзов; синтаксические: ряды однородных членов; синтаксический параллелизм предложений; расчленение конструкции). – Какие изобразительные средства использованы в этом тексте? (Тропы. Очень много; метафорических эпитетов: “мысль режущая, острая”, “вихри зыбкие”. Стилистические фигуры: анафора, многосоюзие, парцелляция) – Каково лексическое значение слова “блюсти”? (посмотреть в “Толковом словаре”) (“блюсти” – беречь, охранять) – От кого или от чего нужно охранять русский язык? (попросить ребят за день до урока подумать над этим вопросом) Из ответов учащихся: 1.“Русская речь в наше время страдает от внедрения вульгарных слов, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется словами-паразитами, жаргонными оборотами. Нормы русского языка очень часто не соблюдаются, неоправданные иноязычные заимствования всё чаще встречаются в речи ведущих телепрограмм и радиопередач, в речи политиков и государственных чиновников. Лингвисты, писатели, педагоги – все те, кому дорог наш язык, настойчиво говорят о деградации русской речи, которая свидетельствует об обеднении мышления” 2. “…Особенно меня возмущают многие телепрограммы канала ТНТ. Там стало уже привычным произношение матов, ненормативной лексики, неправильной речи” 3. “ В наш современный язык стремительно врываются иностранные слова, слова – паразиты, которые непростительно искажают наш прекрасный, красивый, могучий русский язык… И сегодня он не меньше, чем другое национальное достояние, нуждается в нашей защите, внимании и заботе. Судьба языка – это судьба народа, потеря языка равнозначна потере нации.” – Сформулируйте основную мысль текста (она заключена в предпоследнем предложении. Мы должны относиться к русскому языку как к национальному достоянию, осознавать его огромную роль в жизни народа. Ведь русский язык – это государственный язык, это язык межнационального общения народов России, это язык Великой литературы, это мировой язык.) V. Контроль усвоения пройденного материала.– Найдите СПП в тексте И.А.Ильина, запишите их, укажите вид придаточных. VI. Подведение итоговУчитель: (слайд № 24) – Ребята, перед вами диаграмма, на ней вы видите ответы учителей нашей школы на вопрос: “Какое “завтра” ожидает “великий и могучий” русский язык?” Что вы думаете по этому поводу? Из ответов учащихся: 1.“ Я разделяю мнение 70 % учителей нашей школы, что русский язык будет по-прежнему “великим и могучим”. Упреки в том, что русский язык становится “бедным, примитивным, невыразительным”, не относятся к самому языку, а характеризует часть его носителей, пусть даже и немалую. Мощь, мудрость и красота русского слова открывается во всей своей широте только перед человеком просвещённым и знающим. Проблема заключается в неумении пользоваться богатством русского языка. Неумение – причина недостаточного ума, или воспитания, или самовоспитания.” 2.“А я боюсь, что скоро образцы лексически грамотной русской речи останутся только в произведениях классиков, потому что многие наши сверстники не только не умеют, но и не желают контролировать свою речь.” 3.“А я считаю, что в сердце каждого из нас должно быть святое место, где можно спрятать то, что никому нельзя трогать, то, что не покоробится и не помнётся под прессом навязчивого пиара и гламура. Язык-это наше достояние, наша визитная карточка, наш пароль, в конце концов! Он как священный код, дарованный русскому народу, оберегает его, даёт повод гордиться своей нацией. У каждой страны есть свой талисман – язык, без которого существование в этом мире просто не имеет смысла, и каждая страна гордится своим языком, пусть самым простым или самым сложным, но всё же своим.” Учитель: Ребята, я благодарю Вас за работу. Наш урок подошел к концу, а завершить его я хочу словами В.Кузина: (слайд № 25)
VII. Домашняя работа:Напишите мини-сочинение, прокомментировав в нём одно из высказываний о русском языке, подтвердив примерами главную мысль. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |