Преподавание литературы Урок литературы в 10-м классе по теме: "Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе "Обломов"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.31 Просмотров: 1830 Целикова Марина Васильевна, учитель русского языка Цели урока:
Материалы к уроку:
Ход урока I. Вступительное слово учителя. Продолжаем работу над романом И. А. Гончарова “Обломов” - произведением, которое “обязывает к долгим и сложным раздумьям человека над собой”. Публикация романа началась в январе 1859 г. и стала долгожданным событием. В качестве мотивации к постановке основного вопроса урока используется инсценировка диалога критиков. (Подготовлена заранее). Автор: Зимой 1859 г. в редакции журнала “Отечественные записки” литераторы делились впечатлениями о новом романе И. А. Гончарова “Обломов”. 1-й критик: - Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. Вы совершенно переноситесь в мир героев, и перед вами открывается душа каждого лица. 2-й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что господин Гончаров знает такие приемы изображения, секрет которых доступен не каждому. (Ученики – “критики” проходят на свои места). Учитель предлагает учащимся сформулировать вопрос, над которым размышляли критики (данный вопрос и будет основным вопросом урока). Вопросы урока:
По вопросу учащиеся определяют и записывают тему урока. Тема. Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе “Обломов” Учитель: - Можно ли слова критиков использовать в качестве эпиграфа к уроку? Почему? (они выражают основную мысль…) Учащиеся проводят групповую исследовательскую работу – анализ эпизодов – с целью поиска ответа на вопрос урока. II. Исследование. План.
В классе работает экспертная группа (по своему плану), которая сможет оценить правильность и полноту выводов групп и аргументировать оценку (экспертной группе выдается задание, рабочий лист и текст “Художественное мастерство И. А. Гончарова” - Приложение 1). Задание экспертной группе.
Рабочий лист экспертной группы. Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе “Обломов”.
Каждая группа работает над определенным художественным приемом и эпизодом. В группы даны карточки с названием художественного приема, указанием границ эпизода и тематическими вопросами, для анализа роли художественного приема в данном эпизоде. Группа 1 Пейзаж как средство раскрытия образа героя. Часть I, глава 9. Эпизод: “Не таков мирный уголок” до слов “…под журчанье которых сладко дремлется”. Илья Ильич воспитывался и рос на лоне такой природы.
Группа 2 Художественная деталь и ее роль в романе. Часть II, глава 1. Эпизод: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его…” до слов “…непременно попадал в них сразу”.
Группа 3 Речевая характеристика героя. Часть II, глава 4. Эпизод: “Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни…” до слов “…говорил с одушевлением, не останавливаясь”.
Группа 4 Сквозной мотив еды и его роль в романе. Мотив – маленькая часть сюжета. Мотив может повторяться в произведении, т.к. помогает выделить характерную черту какого-либо образа. (Мотив бегства, мотив одиночества, мотив еды). Часть I, глава 9. Эпизод: “Не главною заботою была кухня и обед…” до слов “… пеклись в Обломовке”.
Группа 5 – экспертная Экспертная группа заполняет свой рабочий лист, работая с текстом “Художественное мастерство Гончарова в романе “Обломов””. Группы заполняют таблицы в тетради и оформляют записи на листах. На доске общая таблица для групп. При исследовании распределяются роли для отчета. Прописывается на лист заголовок эпизода, роль художественного приема и вывод группы. III. Отчет групп. Группы помещают оформленные результаты исследования в таблицу на доске и отчитываются по плану (у доски). Начало ответа: С целью поиска художественных приемов мы проанализировали эпизод, который озаглавили:… Эпизоды анализируются по вопросам. На доске таблица.
Задача слушателей
IV. Оценка экспертной группы. Проверка выводов группы. Экспертная группа рассказывает о результатах своей работы по тексту и представляет аргументированную оценку отчетов групп: отмечает полноту, правильность выводов, дополняет ответы. Учащиеся знакомятся с экспертным листом. Лист экспертной группы, по сути, повторяет таблицу на доске. V. Обобщение. Итог урока. Ответ на вопрос. Какие художественные приемы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся? Обратить внимание учащихся, что связывание выводов групп представляет характеристику Обломова посредствам художественных приемов. VI. Применение. Творческое задание. Создание и запись текстов (5 мин.). Жанр – по выбору. Группа1. Стихотворение о халате (Сожаление о старом халате, хвала любимому халату ..) Группа 2. Хвала еде. Группа 3. Репортаж с места событий (из Обломовки). (Группы выступают 8 – 10 мин.) Домашнее задание. Учитель: - Штольц не смог пробудить Обломова к жизни. Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. Используйте в письме художественные приемы и средства убедительности речи. VII. Рефлексия. Учитель задает вопросы:
Ответы учащихся анализируются учителем, учитываются при планировании дальнейшей работы. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |