Преподавание русского языка Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений в специальной коррекционной школе VIII видаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.31 Просмотров: 1419 Осипова Ольга Ксенофонтовна, учитель русского языка В современной науке под психическим развитием понимают не столько количественные преображения, сколько качественные и структурные новообразования психики, характеризующиеся необратимостью, направленностью и закономерностью. Речевое развитие как один из показателей общего психического развития имеет те же характеристики, которые проявляются в процессе восприятия и продуцирования языковой личностью продуктов речевой деятельности. Особенность программного материала по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит в том, что именно на этом этапе учащиеся впервые приступают к изучению языка как системы. Основу этой системы составляет грамматический строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций; способов словопроизводства. В этом аспекте грамматика представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова и словоформы, словосочетания, предложения, а также тексты. Однако в этом и заключается особая сложность овладения грамматическим строем языка, так как грамматические формы, категории и единицы абстрактны и обобщены. Исходя из этого, можно определить задачи обучения русскому языку учащихся с нарушением интеллектуального развития. Специальные задачи – формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры связной речи, грамотно писать, т. е. выработка учебно-языковых умений. Коррекционно-развиваиющие задачи – развитие сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической); коррекция психических процессов, мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы. Воспитательные задачи – привитие интереса к русскому языку, к урокам русского языка. Думаю, что для решения данных задач на уроках русского языка в коррекционной школе возможно использование нового типа лексико-орфографических упражнений, которые по определению профессора Бакулиной Т.А. именуются комплексными интеллектуально-лингвистическими. Считаю, что они направлены на существенную коррекцию недостатков интеллектуального развития умственно отсталых школьников, на повышение интереса к русскому языку и, как следствие этого, на усиление эффективности его изучения. Комплексность данных упражнений многоаспектная.
Что касается интеллекта учащихся коррекционной школы, то указанные упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств – внимания, памяти, мышления, наблюдательности, речи и т.д. Лингвистические знания, умения и навыки приобретаются умственно отсталыми учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания учащийся совершает несколько умственных операций (например: сравнение, группировку, обобщение) и использует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. I. Работа со словом 1. Упражнение «Криптограмма» Задание: Расшифруй слова. Что объединяет это слова? Найди лишнее слово. Почему оно лишнее? р , г, з , а, с, у, т, л, и, ь. 2. 1. 6. 5. 10. грусть Задание: Расшифруй слова. Что объединяет это слова? Найди лишнее слово. Почему оно лишнее? д, о, в, е, а, н, ц, т, и, ь, к, й, с. 1. 3. 4. 6. 5. 1. 7. 8. 10 двенадцать Задание: Расшифруй слова. Что объединяет это слова? Найди лишнее слово. Почему оно лишнее? в, а, ч, т, р, е, ы, с, н, д, ь, й, ц. 3. 6. 4. 7. 5. 6. 8. 4. 2 четыреста Задание: Расшифруй слова. Что объединяет это слова? Найди лишнее слово. Почему оно лишнее? б, ч, е, и, к, л, у, н, т, ь. 7. 2. 3. 8. 4. 5. ученик Варианты данного упражнения могут быть различны. 2. Упражнение «Шифровальщики»
Задание: Расшифруй слово, учитывая очередность букв алфавита.
Этот вариант можно использовать как самостоятельную работу с карточками, так и в виде диктанта в словарно-орфографической работе, а также при закреплении изученной темы. Задание: Прочитайте стихотворные строки. Найдите однокоренные слова. Запишите однокоренные слова, сгруппировав их.
Можно дополнить упражнение следующим заданием: запишите еще несколько однокоренных слов в столбики.
II. Работа с предложением 1. Задание: Прочитайте пословицы. Объясните их значение. Запишите пословицы в такой очередности, чтобы существительное «труд» соблюдало порядок падежей в падежной таблице.
2. Задание: Допишите пословицы, используя слова для справок. Сгруппируйте пословицы по темам. Подчеркните орфограммы.
3. Задание: Прочитайте пословицы. Разделите их на группы по двум признакам одновременно. Подчеркни орфограммы, объясни их.
4. Задание: Прочитайте пословицы. Выпишите пословицы в следующем порядке: а) в которых прилагательное стоит в И.п.; б) в которых прилагательное стоит в В.п. объясните смысл пословиц.
5. Задание: Прочитайте предложения. Определите порядок записи по таблице. Вставьте пропущенные орфограммы.
III. Работа с текстом 1. Задание: Рассмотри картинку. Прочитай текст. Выбери только те предложения, которые описывают картину И. И.Левитана «Золотая осень». Запиши предложения так, чтобы получился рассказ. Вставь пропущенные буквы. Найди однокоренные слова. Известный русский художник Левитан очень любил ос…нь. В Сибири растет кедр. Это ценное хвойное дерево. Кругом разлит осенний покой. По бер…гу словно свечки стоят ж…лтые б…резки. Сколько шишек созревает к ос…ни на кедре! Прекрасная к…ртина большого мастера радует нас. 2. Задание: а) Выпиши предложения так, чтобы получился рассказ о картине В.М.Васнецова «Аленушка». Вставь пропущенные орфограммы. Дремучий сказочный лес вводит зрителя в мир фантастики. Из этого леса выскакивает волк, неся на себе Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Села Аленушка на камушек у самого края озера. А вода в озерце словно и неживая. Сидит Аленушка на камушке и думу думает невеселую. В картине, прежде всего, поражают красота лиц и яркая красочность национальной одежды. Все вокруг словно сказка. И поляна, и лес, и сама Аленушка будто вышла из сказки. Притихла, любуется красотой вокруг. Оттого, что на природе такой и говорить громко совестно. Красоту вокруг спугнуть можно. Я показала часть универсальных лексико-орфографических упражнений, которые использую на уроках русского языка. Практика показала, что данные упражнения могут быть использованы не только на уроках русского языка, но и во внеклассной работе по предмету, а также воспитателями как на самоподготовке, так и на внеклассных занятиях во второй половине дня. Данные упражнения развивают творческое воображение учащихся, корригируют мыслительные процессы учащихся коррекционной школы VIII вида, формируют самостоятельность и интерес учащихся, повышают эффективность процесса обучения. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |