Преподавание русского языка Урок русского языка в 3-м классе. Тема: "Однородные члены предложения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.30 Просмотров: 951 Шарова Юлия Геннадьевна, учитель начальных классов Цели : знакомство с понятием однородных членов предложения, установление связи между однородными членами, закрепление знаний о предложении, развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, развитие умения сравнивать полученные результаты и делать выводы. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Мотивация. На доске записана пословица: “Не пером пишут, а умом”. (Ученики объясняют смысл написанного.) 3. Актуализация знаний. – Сегодня на уроке вы откроете для себя новые “секреты” языка, будете себя оценивать: “Что я как ученик знаю, а что нет”. – Прочитайте слова, записанные на доске: М. рковь, г.рох, к.пуста, в.сна, .гурец, п.м.дор, к.ртофель – Какое задание будем выполнять? (Списывать, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы.) – Что объединяет эти слова? (Имена существительные, неодушевленные.) – Какое слово “лишнее”? (Весна, т.к. все остальные слова относятся к тематической группе “овощи”.) Самопроверка. (Дети отмечают “+” правильное написание, “– “ – написание с ошибкой.) – Кто написал без ошибок? – Подберите имена прилагательные к слову “весна”. (Прекрасная, ранняя, поздняя, долгожданная, радостная.) – Составим словосочетания. На доске записаны 2 столбика слов:
– Прочитайте 2 столбика слов. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные. Отметьте орфограммы. Проверка – по одному выходят ученики и составляют словосочетания, вставляя окончания прилагательных. Зеленая травка, звонкие ручьи, радостное пение, набухшие почки, первые цветочки. – Кто справился без ошибок? У кого возникли затруднения? – С любым словосочетанием составьте предложение. (Выслушиваются ответы детей.) – Я тоже составила предложение. Давайте его запишем, обозначим орфограммы. 1 ученик у доски, остальные в тетрадях. Выполняется синтаксический разбор предложения. Сердце радуют первые цветочки. – А теперь прочитаем еще одно предложение. 4. Постановка проблемы. Сердце радуют первые цветочки, зеленая травка и пение птиц. – Чем оно отличается от предыдущего? (Больше слов, появились другие слова.) – Давайте сравним по грамматическим основам. Сколько их? Найдем подлежащие, на какой вопрос отвечают эти слова? Какой частью речи выражены? (Именами существительными.) Понаблюдаем, с какой интонацией мы их произносим? (С интонацией перечисления.) Вывод: – сколько подлежащих? (3) А Сказуемых? (Одно.) Значит, три подлежащих относятся к 1 сказуемому. – А может быть одно подлежащее и несколько сказуемых? (Предположение детей.) – Проверим наши предположения – откроем учебник , упражнение 418. – О ком говорится во всех предложениях? О бабочках. – Какие действия они совершали? Перечисляют их. – Поставьте вопрос от подлежащего. Что делали бабочки? (Порхали, кружились, вились.) – С какой интонацией произносятся эти слова? С интонацией перечисления. – Запишите последнее предложение, выделите основу. Сколько подлежащих? Сказуемых? Прочитаем правило и узнаем как называются такие члены предложения. 5. Изучение нового материала. Такие члены предложения называются однородные. Что означает это слово? (Оно сложное, означает один род.) Однородный – относится к тому же роду, разряду, т.е. одинаковый. (Толковый словарь.) Итак, однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, являются одними и теми же членами предложения, могут быть подлежащими, сказуемыми и произносятся с интонацией перечисления. На доску вывешивается опорная таблица. – Вернемся к предложениям. Как назовем слова цветочки, травка, пение? Однородные подлежащие. Как назовем слова: порхали, кружились, вились? Однородные сказуемые. 6. Первичное закрепление. Каждому выдаются листки с заданиями. Обсуждается задание – списать предложения, выделить основу в каждом предложении и найти однородные члены. Наступила радостная и шумная весна. Талая вода шумит и клокочет. Пробуждается каждый кустик, дерево и травинка. Птички кричат и вьют гнезда. Все рады весне! Проверка. В каком предложении встретились однородные подлежащие? Однородные сказуемые? – Прочитайте 1 предложение. Что заметили? Однородными являются второстепенные члены предложения. Кто сам справился с заданием? Кому было трудно? Вывод: однородными могут быть и подлежащие, и сказуемые, и второстепенные члены предложения. – Составьте предложение с однородными членами, употребив словарные слова: морковь, капуста, горох. Итог урока:
Выставляются отметки и записывается домашнее задание. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |