Преподавание литературы Урок литературы по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема: "Проблема чести и долга в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.26 Просмотров: 2718 Козырь Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защитить то, что любишь, чем жив. Ход урока
Каждый из нас идёт по своей дороге жизни. Совесть – компас, определяющий верность пути. Честь, чувство долга помогают не размагничиваться прибору совести и не сбиваться с курса. - Так что же такое честь и долг в вашем понимании?
Давайте прочитаем, как эти определения даются в толковом словаре: Честь - хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Долг - круг обязанностей, безусловных для выполнения. - Отражены ли эти понятия в «Песне про…»? Ответы детей. - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Ответы детей. - Да, тема урока – «Проблемы чести и долга в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про…». Работа с эпиграфом. - Эпиграфом к уроку я взяла слова Максима Горького (зачитываю эпиграф). Почему это стыд и мучение, мы выясним в ходе урока?
Наш урок – урок-следствие. Расследуются причины убийства, произошедшего на страницах поэмы Лермонтова «Песня про…». В ходе следствия рассмотрим проблему чести и долга в произведении, определим мотивы действий героев, выдвинем обвинения и организуем защиту персонажей. У каждого из вас в числе раздаточных материалов есть и чистый лист бумаги. В ходе следственных действий вы можете проявить своё творчество: записать свои мысли, составить цитатную характеристику героев или синквейн, набросать рисунок, написать сочинение-миниатюру по теме урока.
Прежде чем начинать следствие, восстановим хронологию конфликта. То есть композицию произведения. Итак, что предшествовало конфликту? Дети: царский пир и признание Кирибеевича царю о любви к Алёне Дмитревне; - В чём завязка конфликта? Дети: в грубых домогательствах Кирибеевича Алёны Дмитревны; - Назовите основные этапы развития конфликта. Дети: объяснения Калашникова с женой, сообщение братьям о своём решении отомстить обидчику; - что является кульминационным моментом произведения? Дети: кулачный бой; - Какова развязка поэмы? Дети: казнь Калашникова. Итак, вырисовываются причинно-следственные связи: Любовь свидание кулачный бой Составим аналитическую карту, чтобы выявить отношение героев к понятиям чести и долга, так как именно они во многом определяют жизненные принципы и действия героев. В первой графе записаны ключевые слова и их общепринятое толкование, я её для вас заготовила, во второй графе мы поместим, как это понимает Кирибеевич, в третьей – Калашников.
Дети: Это страсть, это болезнь, преследующая везде и всюду. - Подтвердите свои мысли цитатами из произведения. Дети: «Сердце жаркое не залить вином, думу чёрную – не запотчевать», «Тяготит она (голова) плечи богатырские, и сама к сырой земле она клонится»,
- А для Калашникова? Дети: Это ответственность, это объект защиты и заботы. - А как по тексту? Дети: «Чтоб… моё имя честное не порочила», «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание». - Какой тип любви больше соответствует вашему представлению о прекрасном чувстве? (хотели бы для себя такой любви?)
Дети: это шаг отчаяния, попытка найти какой-то выход из положения. - Какие строки подтвердят установленное? Дети: «Лишь не дай мне умереть смертью грешною: полюби меня, обними меня». - Чем стала для Калашникова встреча Кирибеевича с Алёной Дмитревной? Дети: Это позор не только для жены, но и для семьи, всего рода. - Как об этом говорится в произведении? Дети: «А смотрели в калитку соседушки, смеючись на нас пальцем показывали…», «Опозорил, осрамил меня…», «Опозорил семью нашу честную злой опричник царский Кирибеевич…» - Кому такое свидание принесло радость? Дети: Никому. - А почему? Дети: Мне кажется, что никто не испытал радости: Кирибеевич не нашёл взаимности, Алёна Дмитревна пережила испуг, позор, страх перед мужем, людьми, Степан Парамонович испытал чувство унижения собственного достоинства, позора семьи и рода.
Дети: я считаю, что для Кирибеевича это возможность послужить царю и показать свою силу, потешить народ; - Поработаем с текстом, найдём подтверждающие цитаты. Дети: «На просторе опричник похаживает, над плохими бойцами посмеивается…», «Так и быть, обещаюсь для праздника: отпущу живого с покаянием, лишь потешу царя нашего батюшку…», «Чтобы было чем и похвастаться…». - А Калашников? Дети: Для Калашникова – это бой не на жизнь, а на смерть, способ отомстить обидчику, защитить честь семьи. - Что об этом говорит Лермонтов? Дети: «Я выйду тогда на опричника, буду насмерть биться, до последних сил…» «За святую правду-матушку», «Вышел я на страшный бой, на последний бой…» - Давайте посмотрим внимательно на составленную таблицу. Есть ли понятия долга и чести в жизненных принципах Кирибеевича? Дети отвечают - А у Калашникова? Дети отвечают. - Чья честь пострадала в ходе этих событий? Дети: Обоих, и Кирибеевича, и Степана Парамоновича. - На чьей стороне ваши симпатии? Ответы детей - Ваши мнения разделились, но в следствии надо прийти к истине, Как вы помните, первым совершил убийство Калашников. Попробуем объяснить, а, может, и оправдать мотивы этого преступления. Перед вами различные характеристики героя. О некоторых из них мы говорим сегодня, другие вы выяснили раньше. Распределим их на положительные и отрицательные (Устная работа по распределению). Положительные обозначьте +, а отрицательные - . Какие из характеристик вы отнесли к положительным, к отрицательным. Если бы у вас была возможность составить таблицу, то она была бы такой. (Высвечивается таблица). Давайте посмотрим, не найдём ли мы поводов, чтобы отрицательные характеристики Калашникова свидетельствовали в его же пользу?
- А чтобы легче вам было это сделать, ответьте на ряд вопросов: зачем герой совершил умышленное убийство во время потешного боя? Дети: Он хотел защитить честь жены, семьи, всего рода перед лицом народа. - Совершив убийство, почему не оправдывается перед царём? Дети: Не желал предать огласке позор жены, не боялся смерти, так как считал, что шёл на правое дело, такие свои действия считал долгом. - Почему нарушил христианскую заповедь «Не убий»? Дети: не нарушив этой заповеди, он не смог бы защитить честь семьи. - Действительно, ребята, в этом трагедия Калашникова. А в чем, по-вашему, двойственность поступка героя? И может ли быть оправдано его поведение? Дети: с одной стороны, он становится на защиту чести, с другой стороны, для тех, кто не знает истинной причины, он совершает преднамеренное убийство во время потешного боя, Чтобы защитить христианские обычаи, ему необходимо было нарушить закон. - Так можно ли отрицательные характеристики после ответов ребят перевести в разряд положительных? Дети отвечают. - Да, я с вами согласна. Именно купец Калашников обладает лучшими человеческими качествами, только такой отец и муж мог выйти на кулачный бой, чтобы восстановить доброе имя своего рода, постоять за поруганную честь жены, по большому счёту против самого царя.
- Проведя следственные действия, защитив нашего героя, давайте составим читательскую характеристику в виде синквейна. Вот его алгоритм. В ваших раздаточных материалах имеется такой же. Работа по составлению синквейнов. (Бегущая строка). Учащиеся зачитывают и комментируют свои синквейны.
- Перед нами купец, у которого своя лавка в Москве. Он молодой, честный, за что уважаем народом. Но сегодня в его лавку никто не зашёл. Опечаленный тяжкими мыслями, не пошёл ли дурной слух о нём в народе, он пошёл домой. Он готов к любым испытаниям, к любым жизненным проблемам, он есть сама решимость.
- Купец Калашников – настоящий муж, любящий, понимающий. Решает выйти на защиту чести своей жены, не боится смерти, выходит и убивает своего обидчика. Он настоящий защитник.
- Вы замечательно справились с составлением синквейнов, ваши комментарии подтверждают общий вывод урока, что Калашников смог достойно защитить то, что он любил, чем жил. - У кого в ходе урока возникло желание проявить своё отношение к теме урока? (Проверка творческих работ). - Молодцы, ребята, вы все замечательно справились с творческими заданиями, показали хорошее знание текста, понимание его проблем, умение анализировать.
- В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить читательскую характеристику другого героя, Кирибеевича. Это можно сделать при помощи синквейна. И подумайте, как решать современные жизненные ситуации, связанные с проблемами чести и долга.
Дети: долг, честь, достоинство. Порядок написания синквейна:
Примеры выполнения домашнего задания.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |