Преподавание русского языка Двоеточие. Употребление двоеточия в разных синтаксических конструкциях. 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.25 Просмотров: 1364 Каменцева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы В течение последних семи лет я работаю в Буденновском филиале Центра для одарённых детей “Поиск” методистом отделения русского языка и одновременно преподавателем русского языка. Преподавание языка в таком Центре – это одновременно и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому учитель может перестать совершенствоваться. Необходимо ежедневно расширять свою профессиональную компетентность, а занятия проводить такие, чтобы вооружать ребят не только знаниями, умениями (значимость которых невозможно оспорить!), но и вызывать у детей искренний интерес, подлинную увлечённость и творческое отношение к действительности. Преподавание русского языка с 5 по 11 классы ведётся по учебникам “Русский язык” под редакцией доктора педагогических наук, профессора С.И.Львовой. В соответствии с программой данного комплекса в распоряжении учащихся имеются справочники по русскому языку, схемы и таблицы по орфографии и пунктуации, этимологический словарик школьника, словарь “Давайте говорить правильно”, книга “Русской речи чудеса”. Но, наряду с использованием готовых методических пособий и учебников, я разрабатываю авторские курсы по русскому языку для учащихся 14-17 лет. На Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2011-2012 я предлагаю занятие из курса “Знаки препинания. Трудности русской пунктуации” на тему “Двоеточие. Употребление двоеточия в разных синтаксических конструкциях”, рассчитанное на 2 часа. Это седьмой урок по данному курсу в 9 классе. Основная цель данного курса – осветить наиболее трудные и важные вопросы пунктуации как в теоретическом, так и в практическом плане. В занятиях рассматриваются основы русской пунктуации, назначение знаков препинания. Изучение пунктограмм находится в органической связи с изучением синтаксиса и развитием речи. Особая роль отводится наблюдению над интонацией. Внимание уделяется особо сложным пунктуационным правилам и их практической отработке в текстах. В основу урока положена технология критического мышления, которая применяется мною в течение многих лет практически на каждом занятии в Центре для одарённых детей. Цель урока: обобщить, расширить и систематизировать сведения о постановке двоеточия в разных синтаксических конструкциях. Тип урока: изучение нового материала с опорой на раннее изученный. Вид урока: исследовательно – объяснительный. План урока
Это моя вторая методическая разработка, представленная на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Спасибо за предоставленную возможность поделиться своими методическими разработками. Цель урока: обобщить, расширить и систематизировать сведения о постановке двоеточия в разных синтаксических конструкциях. Ход занятияВ огромном городе моём – ночь. М.Цветаева Здравствуй, юный знаток словесности! Ты, наверное, догадался, читая строки стихотворения М. Цветаевой, что объектами нашего дальнейшего лингвистического исследования будут такие знаки препинания, как двоеточие и тире. Сегодня мы поговорим о двоеточии. Всё дело в том, что каждый (хотя бы раз в жизни) допускал ошибки, связанные с незнанием постановки этого знака препинания. А что известно тебе о двоеточии? Предлагаю вспомнить определение. Двоеточие — знак ____________ в виде двух расположенных одна над другой _________ (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана ________, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: Двоеточие — знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним. Немного о двоеточии Известно, что древнегреческий философ Платон иногда заканчивал двоеточием целые разделы книги. Знаешь ли ты, что в большинстве языков двоеточие ставится непосредственно после слова, а после себя требует пробела; в некоторых (например, во французской письменности) оно отбивается (отделяется узким неразрывным пробелом) и от предыдущего слова. А в церковнославянской письменности двоеточие в целом было эквивалентно русскому знаку “точка с запятой ”, но также используется и в функциях многоточия и даже точки на конце сокращений. Двоеточие, как знак сокращения, вообще было присуще старым европейским письменностям (в русском языке так было до середины XIX века). Среди языков нового времени эта функция двоеточия сохраняется в шведском и финском, причём даже в середине слова: H:ki (Helsinki). Мой юный друг, ты знаешь, что двоеточие ставится в разных синтаксических конструкциях. Задание 1.Экспресс – вопрос. Вспомни! Двоеточие ставится: 1) в простом предложении после обобщающего слова перед однородными членами предложения; ___________________ Ответ: 1,2,4,6 С первым заданием ты уже справился. Чтобы выполнить остальные, отправимся в путешествие по страницам Знаний. Страница первая. Рассмотрим правила употребления двоеточия в простых предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. Конечно, ты знаешь, что обобщающими называются слова или словосочетания, выступающие в функции члена предложения, который служит более общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Давай повторим пунктуацию при обобщающих словах и однородных членах предложения. 1. Если однородным членам предшествует обобщающее слово или словосочетание, то перед ним ставится двоеточие, например: Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (К. Паустовский). 2. Если после обобщающего слова (словосочетания) стоят слова как-то, а именно, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие, например: Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями (И.Тургенев). Поработаем с заданиями и попытаемся разрешить некоторые проблемы. Задание 1. Укажите предложение с обобщающим словом.
Ответ: 4 Задание 2. Укажите предложение, в котором нет обобщающего слова.
Ответ: 3 Задание 3. Укажите предложение, в котором двоеточие не ставится.
Ответ: 4 Проблемная ситуация № 1 Перепиши предложение и найди место двоеточию! Из-под сена виднелись самовар, кадка с мороженной формой и ещё кое-какие привлекательные узелки и коробочки (Л.Н.Толстой). ________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кое-какие привлекательные узелки и коробочки (Л.Н.Толстой). Ты не знаешь, почему поставлено двоеточие при однородных членах предложения без обобщающего слова? Мой друг, двоеточие ставится ещё и в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление. Отдохни с пользой! Известно ли тебе, что очень часто употреблялся этот знак в XVIII в.: 1) при противопоставлении, например: Одно ясно и подробно понимаем: другия хотя ясно в уме представляем, однако подробно изобразить не можем (М. Ломоносов); 2) перед подчинительным союзом, начинающим придаточную часть, например: Им обогащающийся никого не обидит: за тем что неистощимое и всем обще предлежащее сокровище себе приобретает (М. Ломоносов) 3) перед противительным союзом, например: Испытание натуры трудно, Слушатели: однако приятно, полезно, свято (М. Ломоносов) 4) перед присоединительным предложением, например: Известно в Италии в недавнем времени учинилось, что громовые удары иногда из погребов выходили: и ради того причина оных со всем разныя от Електрической силы была назначена (М. Ломоносов) Можно заметить, что функции этого знака оформлялись сложно, противоречиво. Процесс, как видим, был длительным, но определенным – знак неуклонно шел путем накопления пояснительно-разъяснительной значимости. В этом смысле интересно обратить внимание, например, на то, что в сочинениях М.В. Ломоносова довольно часто двоеточие стоит на стыке главной части предложения и придаточных причинных (с причинными союзами). С современной точки зрения знак этот лишний, так как значение причины передается лексически – причинными союзами. И вот постепенно, закрепившись в такой позиции, знак стал ассоциироваться со значением причины, обоснования. Именно поэтому уже в бессоюзном предложении он как бы взял на себя причинное значение, стал знаком содержательно значимым. Разъяснительно-пояснительная функция двоеточия стойко сохраняется, однако, как увидим далее, юный любитель словесности, знак этот начинает утрачивать некоторые (далеко не все и не всегда!) позиции и уступать место другому знаку – тире. Именно в этом состоит своеобразие судьбы двоеточия: при четкости функции утрата позиций, где эта функция проявляется. Проблемная ситуация № 2 Перепиши предложение и найди место двоеточию! И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый что он тронут и она тронута (Л.Толстой). ___________________________________________________________________________________________ Ответ: И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута (Л.Толстой) Только сейчас ты узнал, что двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующем главном предложении содержится особое предупреждение о последующем разъяснении ( в этом месте делается длительная пауза и можно вставить слова а именно). Страница вторая О правилах употребления двоеточия в простых предложениях с прямой речью. Мой друг! Внимательно изучи таблицу и уясни постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Заполни таблицу своими примерами.
Если у тебя всё получилось, то ты, конечно, заметил, что после слов автора, находящихся перед прямой речью, ставится двоеточие; авторская же ремарка, идущая после прямой речи, пишется с маленькой буквы. Внимание! Вопрос: всегда ли это происходит? Правильно, не всегда. Если слова автора не содержат обозначений речи, мысли, мимики и движений или чувств говорящего и не допускают вставки после себя глаголов речи, то после слов автора перед прямой речью ставится точка, а в случаях, когда авторская ремарка идет после прямой речи, используется прописная буква. Кстати, только при этом условии перед тире может стоять точка. Сравни: Он глянул с усмешкой (и сказал): – Так я тебе и поверил! Мне надоели постоянные споры. – Оставьте меня в покое! Задание 4. Найди и исправь ошибки в расстановке знаков препинания, внесённые нами в текст. 1. Ты говорил, а я думал – “Ну и крепкая же машинища человеческий организм!” _____________________________________________________________________ Ответ: в этом предложении должно быть двоеточие, а не тире перед прямой речью. 2. Она сказала: – Это был, вероятно, прекрасный обычай в старину. Теперь он выходит из моды даже во дворцах. И, чтобы загладить резкость, она прибавила, улыбаясь – Впрочем, и дворцы выходят, кажется, из моды. _____________________________________________________________________________________ Ответ: необходимо двоеточие в словах автора перед последней репликой. Найди “третье лишнее” предложение и объясни свой выбор, например: 1а, реплики разных лиц стоят рядом, а в двух других предложениях реплики разделены словами автора. Знаки препинания не расставлены. 1. ___________________________________________________________________ а) Я кажется слишком долго засиделся сказал он со смущённой улыбкой. Ответ: 1в, слова автора стоят перед прямой речью, в двух других – прямая речь стоит перед словами автора. 2. ___________________________________________________________________ а) Фельдшер почтительно возразил Дмитрий Васильевич да вы идите спать. Ответ: 2б, прямая речь стоит перед словами автора, в двух других – наоборот. 3. ___________________________________________________________________ а) Токарев вспомнил как Таня спрашивала Не жёстко будет тебе и расхохотался. Ответ: 3а, слова автора прерываются прямой речью, в двух других – прямая речь прерывается словами автора. 4. ___________________________________________________________________ а) Сидеть на стуле и молчать яростно крикнул он Чтоб я твоего голоса больше не слышал. Ответ: 4а, прямая речь прерывается словами автора, в двух других – наоборот. 5. ___________________________________________________________________ а) Вдруг со своею быстрою усмешкою маляр громко сказал Я так рассуждаю что вы неправильно об этом говорите! Это насчёт чего спросил литейщик. Ответ: 5в, в предложениях с прямой речью реплики разных лиц разделены словами автора; в остальных реплики разных лиц стоят рядом. 6. ___________________________________________________________________ а) Земляк что ли будет тебе сочувственно спросил парень в блузе. Земляк пробурчал мужик не глядя на парня и сел. Ответ: 6б, реплики разных лиц стоят рядом, в двух других реплики разделены словами автора. Страница третья Проверь свои знания по постановке двоеточия в разных синтаксических конструкциях, отвечая на блиц-вопросы. Вопрос 1. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении. В продолжение утра Оленин весь был погружён в арифметические расчёты: сколько он проехал верст, сколько остаётся до первой станции, сколько до первого города. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части. 2) Несколько частей бессоюзного сложного предложения раскрывают содержание первой части. 3) Придаточные части сложноподчинённого предложения поясняют содержание первой части. 4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами. Ответ: 2 Вопрос 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Не копай другому ямы: сам в неё и свалишься. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Ответ: 1 Мой юный друг! Ты, наверное, уже понял, что на этой странице Знаний речь пойдет о постановке двоеточия в СБП. Предлагаю вспомнить определение сложного предложения. Бессоюзное сложное предложение – это _____________, части которого взаимосвязаны по ___________ и _____________ и соединены без помощи _________ или союзных слов интонацией и _________________________. _______________________________________________________________________________________________________________ Ответ: бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого взаимосвязаны по смыслу и строению и соединены без помощи союзов или союзных слов интонацией и порядком следования частей. Немного теории Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: 1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова “а именно”), например: В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Гоголь); 2) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т. п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов); Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала – запятая вместо двоеточия; 3) если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов “и увидел, что”, “и услышал, что”, “и почувствовал, что” и т. п., например: Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами (Лермонтов).
NB! Обрати внимание! В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь – вода дремала (Шишков); Он выглянул из комнаты – ни одного огонька в окнах (В. Панова), – однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие. 4) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку), например: И Жилин приуныл: видит – дело плохо (Л. Толстой); 5) если вторая часть представляет собой прямой вопрос, например: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов). Итак, подходит к концу наше шестое занятие по дистанционному курсу “Трудности русской пунктуации”. Как много ты уже знаешь! Предлагаю завершить нашу встречу контрольной работой. Желаю успехов всем знатокам русского языка! Контрольная работа 1. На месте каких цифр должны быть знаки препинания? 1. Я люблю Пушкина (1) за веселье (2) и мудрость (3) и грусть (4) и благородство. а) 1, 2, 3 Ответ: б 2. Всё вложено в роман “Евгений Онегин” (1) ум (2) сердце (3) молодость (4) мудрая зрелость (5) минуты радости (6) и горькие часы без сна. а) 1 — двоеточие, 2, 3, 4, 5 — запятые Ответ: а 3. И в Онегине (1) и в Татьяне (2) и в Ленском (3) важно другое (4) их духовный облик (5) мечты (6) страдания (7) мысли. а) 1, 2, 5, 6, 7 — запятые, 4 — двоеточие Ответ: а 4. Никто (1) ни мать (2) ни отец (3) ни Ольга (4) ни соседи (5) ни даже Ленский (6) не в состоянии понять Татьяну. а) 1, 2, 3, 4, 5, 6 Ответ: б 5. Пушкин (1) не только понимает свою героиню (2) но любит (3) и жалеет её. а) 2 Ответ: а 6. Поэт замечает милые мелочи быта (1) самовар (2) китайский чайник (3) душистый запах крепкого чая. (По Н. Долининой.) а) 1 – двоеточие, 2, 3 — запятые Ответ: а 7. Прогулки (1) чтение нравоучительных романов (2) игра в шахматы (3) стихи в альбоме (4) всё это вполне возможные занятия для влюблённых. а) 1, 2, 3 — запятые, 4 — двоеточие Ответ: б 8. Настоящий писатель (1) это то же (2) что древний рок (3) он видит яснее (4) чем обычные люди. (А. Чехов.) а) 2, 4 — запятые, 4 — тире Ответ: б 9. Творчество природы (1) и творчество человека различается отношением ко времени (2) природа создаёт настоящее (3) человек создает будущее. (М. Пришвин.) а) 2 — двоеточие, 3 — тире Ответ: а 10. Моя поэзия есть акт дружбы с человеком (1) отсюда моё поведение (2) пишу (3) значит (4) люблю, (М. Пришвин.) а) 2 — двоеточие, 3 — тире, 4 — запятая Ответ: б 11. Книги роднили меня с миром (1) книги пели о том (2) как многообразна и богата жизнь (3) как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте. (М. Горький.) а) 1 — двоеточие, 2, 3 — запятые Ответ: б 12. Вся разница между умным и глупым в одном (1) первый всегда подумает (2) и редко скажет (3) второй всегда скажет (4) и никогда не подумает. (В. Ключевский.) а) 1 — двоеточие, 3 — запятая Ответ: а 13. Гордиться славою своих предков не только можно (1) но и должно (2) не уважать оной есть постыдное малодушие. (А. Пушкин.) а) 1 — запятая, 2 — точка с запятой Ответ: а 14. Борьба есть условие жизни (1) жизнь умирает (2) когда оканчивается борьба. (В. Белинский.) а) 1 — тире, 2 — запятая Ответ: б Я уверена, что контрольная работа оказалась для тебя непростой. Потому что постановка тире тоже требует пристального внимания и серьёзного изучения. Именно об этом мы и поговорим на следующем занятии. До встречи! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |