Преподавание русского языка
Правописание частицы "не" с глаголами
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.08.25
Просмотров: 2435
Морковина Наталия Васильевна, учитель русского языка Форма урока: урок- практикум. Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение. Приложение: презентация – Приложение 2, листы опроса – Приложение 1. Цели: воспитательная: прививать детям любовь к родному языку, родной природе, окружающему миру; образовательная: - закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе и о правописании не с глаголом;
- повторить правописание слов, закрепить умение составлять схемы предложений с однородными членами;
развивающая: - сосредоточить внимание учащихся на художественных деталях поэтического текста, развивать образно-ассоциативные способности детей.
- формировать умение самостоятельно применять знания, осуществляя их перенос в новые условия.
Ход урока I. Орфографическая минутка. Вставьте пропущенные буквы. С…жусь я вчера за уроки. Вдру… наш кот появляет…ся. С…дит, на меня гл…дит, отвл…кает, уроки делать м…шает. Я его схв…тил за хвост и выбр…сил в окошко. А он цв…точные горшки с подоконника ур…нил. На п…лу ок…зались ч…репки да з…мля. Пришлось подм…тать. К…кие уж тут уроки! А кот в…рнулся, с…дит и жалобно м…укает. Я кота пр…стить готов, я ж…лею их, к…тов. Но зачем же г…в…рят, будто сам я в…новат? В какой части речи, в основном, пропущены гласные? Что такое глагол? Существует шуточное определение для этой части речи: часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется глагол. Есть ли какая-то нужная информация в этой шутке? Что такое глагол? Как он изменяется? Какие орфограммы в глаголе вам ещё известны? А сегодня мы с вами вспомним ещё одну «Правописание частицы НЕ с глаголами». II. Прочитайте стихотворение. Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась. Использование какого приёма оживляет картину весны? III. Составьте схему последнего предложения, выпишите глаголы по указанным признакам: - II спряжение, настоящее время, 3 лицо, единственное число;
- прошедшее время, женский род, единственное число, с частицей не.
Предлагаю перенестись на театральные подмостки! (Дети инсценируют сказку Феликса Кривина «Сила любви» под музыку из к/ф «История любви»): Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «НЕ люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам… IV. Восстановите пословицы, добавив в них глаголы с частицей НЕ! - Повинную голову меч
- За двумя зайцами погонишься – ни одного
- Слово – не воробей, вылетит –
- Кто не работает, тот
- Волков бояться – в лес
- Семеро одного
- Русский солдат преград.
- Одна ласточка весны
- Под лежачий камень вода
- Хвастать – не косить, спина
Дослушаем историю странствий Глагола? Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без другу не могут. А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом? V. В чём особенность слов, которые вы видите перед собой? - ненавидеть
- негодовать
- недоумевать
- недомогать
- неистовствовать
Образуйте от данных глаголов имена существительные. Сформулируйте правило правописания не с этими словами, общее для всех частей речи. VI. Замените выделенные слова или словосочетания глаголами, которые с не пишутся слитно. Я был крайне недоволен, возмущался. Не нужно её принуждать, заставлять делать что-то против воли. Отец чувствовал себя нездоровым с осени. Мы удивлялись, почему до сих пор все молчали. Проявлять ярость. Холить, лелеять. Находиться в недоумении. Есть недостаточно, плохо питаться. VII. Приготовьтесь писать выборочный словарный диктант. Записывайте только слова с не. Нам сказали: в Новый год Дед Мороз к нам в дом придёт. Мы /не/ ели, мы / не/ пили, Никуда мы /не/ ходили, /Не / гуляли, /не/ играли - Дед Мороза в гости ждали. Оказался он не дед, А дядя Стёпа, наш сосед! VIII. А теперь отгадайте загадки! - По земле ходит, неба НЕ видит.
- Ничего НЕ болит, а всё стонет.
- Конь стальной овса НЕ просит, а пашет и косит.
- Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит, НЕ лает, НЕ кусает, а в дом НЕ пускает.
- Без языка живёт, НЕ ест, НЕ пьёт, а говорит и поёт.
- В огне НЕ горит, в воде НЕ тонет.
Прослушайте в исполнении ребят стихотворения! В. Воскобойников «Я учу глаголы» | «Весёлые рифмы» А. Шибаев | Я пришёл из школы, Я учу глаголы… Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: «Кричать» – кричу, «Вертеть» – верчу, «Двигать» – двигаю, «Прыгать» – прыгаю. Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел!... Открываю: наш сосед… (Он живёт под нами). Не причёсан, не одет – В тапках и пижаме. Он кричит: Прошу прощенья! Это что – землетрясенье? Или, может быть, слоны Надо мной поселены?! Уважаемый сосед, Никого в квартире нет. Я пришёл из школы, Я учу глаголы… | – Слезь со стула! – Не хочу! – Упадёшь! – Не упаду! – Отойди! – Не отойду! – Приедешь? – Не приеду! – Придёшь? – Нет, не приду! – Услышишь? – Не услышу! – Найдёшь? – Нет, не найду! – Слезаешь? – Не слезаю! – Решаешь? – Не решу! – Мечтаешь? – Не мечтаю! – Молчишь? – Нет, не молчу! – Конфетку, может, хочешь? – Нет! Да, хочу, хочу! | Ю. Вронский | Завести велели мне новые привычки Никогда девчонок НЕ дёргать за косички! Никогда с братишкой НЕ Драться за обедом! На уроках больше НЕ говорить соседом! Я согласен даже НЕ рисовать на карте! Я согласен даже НЕ танцевать на парте! Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков, Если даже я и НЕ выучу уроков! | IX. Подведём итоги урока: НЕ с глаголом пишется раздельно! Если глаголы без НЕ НЕ употребляются, – слитно! Домашнее задание: выучить правило «Правописание частицы НЕ с глаголами», составить словарный диктант из 12 слов на это правило.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|