Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 11-м классе по теме "Искусство вести дискуссию, или Истина рождается в споре"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 11-м классе по теме "Искусство вести дискуссию, или Истина рождается в споре"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.08.25
Просмотров: 1055

Круглова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы

Эпиграфы:

1.

…Призыв бросаю, - ты ответствуй,
Иду, - ты будь готов к борьбе!

В.Я.Брюсов.

2.

Будьте принципиальны.
Нам нужна истина и только истина.

Академик В. Обручев.

Тип урока: урок формирования и совершенствования новых знаний.

Форма проведения: интегрированный урок (логика, риторика, русский язык, литература).

Цели урока:

  1. Помочь учащимся осознать богатство, точность, выразительность русской речи.
  2. Сформировать понятие о дискуссии как разновидности устного выступления, дать понятие о законах логики, на основе которых строится дискуссия, о нормах речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной сферах общения.
  3. Развить умение частичного анализа текста с определенной целью и навыки извлечения необходимой информации из учебно-научных текстов, справочной литературы.
  4. Совершенствовать способность и готовность к речевому взаимодействию, умение создавать и оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности поставленных коммуникативных задач.

Оборудование: доска, мел, учебно-научная и справочная литература, роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», раздаточный материал.

(Раздаточный материал составлен по подобию смешанного модуля, содержащего ключевые слова, основные понятия, цели работы, конкретные задания для каждой группы, рекомендации по их выполнению).

Текущий контроль: устные выступления учащихся.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Называется тема урока, определяются его цели, осмысливается эпиграф, объясняется практическая направленность урока: умение дискутировать – формулировать тезис, выстраивать доказательства, отстаивая свою точку зрения, правильно вести себя во время спора и т.п. -, необходимо каждому человеку, тем более тем, кто в будущем видит себя общественным деятелем, политиком, юристом, ученым, журналистом и т. д. После этого сообщается план работы на уроке.

2. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель организует самостоятельную работу в группах, раздавая распечатанные карточки-задания и дидактический материал. Во время работы выступает в качестве помощника, консультанта.

Первая группа («логики») работает с учебно-научным текстом «Развитие логического мышления». Задание – кратко сформулировать законы логического мышления, объяснить, как они используются во время дискуссии.

Вторая группа («лексикологи») работает со «Словарем иностранных слов», определяя значение и происхождение слов: дискуссия, тезис, аргумент, полемика, оппонент, абсурд и др.

Третья группа («историки») подготавливает краткое сообщение об истории ораторского искусства, подчеркивая качества, которыми должен обладать искусный оратор, чтобы одержать победу в споре.

Четвертая группа («аналитики») выполняет упражнение 438, отвечая на вопрос: Какой прием использовал адвокат, для того чтобы добиться оправдательного приговора?

Пятая группа («актеры») подготавливает выразительное чтение по ролям фрагментов из десятой главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - спор П.П.Кирсанова и Е.Базарова.

Шестая группа («филологи») анализирует тот же художественный текст, обращая внимание на поведение спорящих, подчеркнутое авторскими ремарками, задумывается над словами Фенечки: «Помните, прежде вы с ним спорили. Я и не знаю, о чем у вас спор идет, а вижу, что вы его и так вертите, и так».

Седьмая группа («языковеды») читает и анализирует текст № 6 (стр.120, «ЕГЭ. Русский язык. 2003-2004»): определяются тема, основная мысль, стиль, тип речи, позиция автора, собственная точка зрения.

Восьмая группа («психологи») работает с теоретическим материалом учебника (стр. 278), составляя практические рекомендации для участников дискуссии.

В каждой карточке предусматривается дополнительное задание на случай, если работа будет завершена группой раньше других: подумать над «Памяткой участника дискуссии»; для 8 группы – упр. 395 (об акад. Д.С.Лихачеве).

3. Представление «образовательных продуктов».

Выступают один за другим представители каждой группы. «Лексикологи» по ходу работы объясняют значение ключевых слов.

«Логики» помогают осмыслить законы логического мышления (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания), нарушение которых ведёт к логическим ошибкам в споре (отступление от предмета обсуждения – потеря или подмена тезиса, противоречивые мысли, непоследовательность речи, отсутствие доказательств к утверждению и др.). Основные положения записываются в тетради.

«Историки» дают краткие сведения из истории ораторского искусства (Древняя Греция, Древний Рим, Средние Века, Россия конца18 – начала 20 века), раскрывая секреты ораторского мастерства, помогающие одержать победу в споре (умение обращаться со словом, остроумие, находчивость, логика речи, краткость, выразительность, владение нормами культуры речи и т. д.). Отмечается, что на русское ораторское искусство сильное влияние оказало судебное красноречие.

В качестве примера «аналитики» приводят текст упражнения об адвокате Ф.Н. Плевако, рассказывают об использованных им приёмах в речи на суде, которые позволили добиться оправдательного приговора в, казалось бы, безнадёжной ситуации.

После выразительного чтения эпизода спора Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова (И.С.Тургенев «Отцы и дети») «филологи» делятся своими наблюдениями над поведением спорящих, объясняя, почему, по их мнению, победа осталась за Базаровым.

Тему поведения полемистов в споре продолжает текст из сборника материалов для ЕГЭ, проанализировав который, «языковеды» подчеркивают: поведение спорящих существенно влияет на успех обсуждения, «поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов…позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре».

Завершая работу, «психологи» представляют сформулированные ими правила ведения дискуссии и дают практические советы участникам спора. В обсуждении принимает участие весь класс.

4. Рефлексия, подведение итогов урока, выставление оценок (что показалось интересным, нужным, что необязательным, что запомнилось, какие выводы для себя сделали и т.п.).

Памятка участника дискуссии.

  1. Говори ясно, логично и последовательно.
  2. Говори то, что тебя волнует, в чем ты убеждён.
  3. Не утверждай того, в чем сам не разобрался.
  4. Имей мужество признать свою ошибку.
  5. Не ввязывайся в пустую полемику.
  6. Не повторяй того, что до тебя уже было сказано.
  7. Избегай многословия, пустых фраз, научись свободно произносить трудные слова, проверь в них правильность ударения.
  8. Уважай того, кто с тобой спорит.
  9. Не прибегай к недобросовестным средствам, спорь по-честному: не искажай мыслей того, с чьим мнением ты не согласен.
  10. Не повышай тона, лучшее доказательство – точные фразы, железная логика.
  11. Мимика должна быть спокойной и доброжелательной, а жесты – скупыми.

5. Домашнее задание.

Выучить законы логического мышления, подготовиться к уроку-практикуму.

Подобрать материал для дискуссии о современном состоянии русского языка (засилье ненормативной лексики, заимствованных слов, нарушение норм литературного языка), используя тексты упражнений 267 – 271, 274, 275, а также газетные и журнальные статьи, телепередачи. Продумать роли «докладчика» и оппонента.

Литература:

  1. Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Воробьева В.В. Интенсивный курс русского языка. Язык, речь, культура речевого поведения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  3. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Москва - Воронеж: 1998.
  4. Тургенев И.С. Отцы и дети. – М.: Дрофа, 2002.
  5. Единый государственный экзамен. Русский язык Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2003.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21