Преподавание литературы Сценарий гостиной "Чистейшей прелести чистейший образец", посвященной Наталье Николаевне ПушкинойNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.25 Просмотров: 1119 Крюкова Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы Ведущий. Мы рады приветствовать гостей. В нашей гостиной зажжены свечи, привезенные из храма Большого Вознесения, что в Москве – из храма, где венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова. 8 сентября был Натальин день – именины Натальи Николаевны. 9 сентября, жене поэта исполнилось 193 года со дня рождения. Сегодняшняя гостиная посвящена той, в ком поэт, по словам академика Н.Н. Скатова, “увидел главное – помимо ума.., даже сверх красоты – нечто органичное и натуральное, врожденное, как гений… Женственность. Идеальную, светлую, чистую женственность…” Потому гостиная наша называется “Чистейшей прелести чистейший образец”. Звучит аудиозапись песни “Натали” в исполнении Н. Баскова (музыка Е.Мартынова, стихи А. Дементьева). Две светские пары. – Дамы и господа! Гончарова! Появляется Наталья Николаевна. Дамы и кавалеры приветствуют ее. Ведущий. Давайте послушаем Наталию Николаевну. Н.Н. Гончарова. Я родилась в судьбоносном для России 1812 году, в не менее знаменательный день – сразу же после Бородинского сражения. Родилась на Тамбовщине. Куда, спасаясь от нашествия французских войск, временно переехала из родового поместья на Полотняный Завод Калужской губернии моя семья. Две светские пары. – В ней главную прелесть составляет отсутствие всякого жеманства и естественность. Ведущий. По шутливому признанию поэта. Гончарова была его 113 любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему теперь. Стремление к семейному счастью, желание любить и быть любимым, иметь свой дом – вот о чем мечтал Пушкин теперь. Пушкин. Первая встреча моя и Натали произошла зимой 1828/29 гг. на балу у знаменитого московского танцмейстера Петра Андреевича Йогеля. Там я обратил внимание на 16-летнию, необыкновенно красивую девушку. Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина “Мадонна” (1830 год). Две светские пары. Разноголосица. – Бедная! Она так молода, так невинна. Он такой ветреный, такой безнравственный. Стихотворение Н. Доризо “Наталия Пушкина” (см. Приложение 1). Две светские пары. – Эта женщина не будет счастлива, я в этом уверена! Ведущий.
– Это строки из ученической тетради Таши Гончаровой. Она была одной с Пушкиным “поэтической крови”. Пушкин (пишет письмо). “Живо воображаю 1-е число. Тебя теребят за долги. Параша, повар, извозчик, аптекарь. У тебя не хватает денег. Ты беспокоишься, сердишься на меня и поделом. Я перед тобой кругом виноват в отношении денежном. Были деньги, и проиграл их. Но что делать? Я так был желчен, что надо было развлечься чем-нибудь…” Ведущий. Довольно часто она обращалась с просьбами к брату, проявляя при этом редкую деликатность; даже настойчивость ее выражалась в очень мягкой, ненавязчивой форме. Из писем мы узнаем, как понимала Наталия Николаевна всю тягость положения Пушкина, как старалась помочь ему, щадя при этом его самолюбие. Натали. “…Я тебе откровенно признаюсь, что мы в таком бедственном положении, что бывают дни, когда я не знаю, как вести дом, голова у меня идет кругом. Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам, и, следовательно, в таком настроении не в состоянии работать, чтобы обеспечить нам средства к существованию; для того, чтобы он мог сочинять, голова его должна быть свободна… Стихотворение Ю. Друниной “Наталья Пушкина” (см. Приложение 2). Ведущий. Из всех посланий Наталии Николаевны к мужу сохранилось лишь одно. Другие загадочным образом исчезли. Но все письма Пушкина к ней Натали сберегла: их насчитывают за 6 лет совместной жизни 78. (Для сравнения: Петру Вяземскому за более чем 20-летнюю дружбу Александр Сергеевич написал 72 письма.) Звучат строки писем Пушкина к жене. – Здорова ли ты, душа моя? И что мои ребятишки? Что дом наш, и как ты им управляешь? Ведущий. Согласитесь, что трудно найти книгу о любви, которая была столь достоверной, искренней, лишенной всяческих прикрас, земной, по-бытовому прозаичной и вместе с тем достигающей божественных высот. Как при своем мастерстве слова Александр Сергеевич, по наблюдению А.И.Куприна, “мог быть нежен, ласков, обаятелен в шутке, трогателен в признаниях”! Звучит аудиозапись песни “Наталия Николаевна” в исполнении Н. Караченцова (музыка В. Быстрякова, стихи В. Гоцуленко). Стихотворение Н. Кучер “Натали, Натали в кудряшках” (см. Приложение 3). Фрагмент видеофильма Л.Черкашиной “Три жизни Натали” (5 мин.) о последних часах жизни А. С. Пушкина и первых днях вдовства Наталии Николаевны. Ведущий. Наталии Николаевне суждено было стать первой хранительницей памяти поэта. Помня его просьбу, “чтоб не пропала ни строка пера моего для тебя и для потомства”, она отправляет крестьянина к управляющему Болдинским имением. Сценка “Натали пишет письмо”: “Милостивый государь, в находящемся под управлением Вашим селе Болдине какие только есть принадлежащие покойному мужу моему А. С. Пушкину книги, бумаги, письма и вещи – все без остатку, сделайте одолжение, выдайте для доставления ко мне.” Пауза. Слуга (актер) доставляет вещи, книги. Натали. Я выписала сюда все сочинения мужа и пыталась их читать, но у меня не хватает мужества. Слишком сильно и мучительно они волнуют. Читать его – все равно, что слышать его голос, а это так тяжело. Стихотворение А. С. Пушкина “Что в имени тебе моем” (1830 г.) Ведущий. Всего через три года после смерти поэта появилась фотография. Подумать только: каких-то три года и мы могли бы достоверно, точно знать, каким был первый поэт России. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Выступают 3 участника, рассказывая о 3 портретах Наталии Николаевны. 1-й рассказчик. Перед нами акварель Александра Павловича Брюллова – наиболее ранний портрет Натальи Николаевны. Он дает возможность судить о том, какой она была в период своих первых светских успехов. Молодая девушка с правильным удлиненным овалом лица, с высоким лбом, который чуть прикрыт каштановыми волосами, разделенными пробором на две стороны. 2-й рассказчик. На акварели Вольдемара Гау Наталья Николаевна изображена в бальном туалете, с обнаженными плечами и короткими рукавами, левая рука прикрыта отороченной горностаем накидкой. Волосы разделены пробором и опускаются по сторонам лица длинными локонами. На затылке небольшая шляпа с полями и страусовым пером. На шее черная бархатка, скрепленная драгоценным камнем. Акварель не подписана и не датирована. Однако, принадлежит она именно Гау, и считается одним из лучших его произведений. 3-й рассказчик. А вот еще один портрет, написанный Вольдемаром Гау. Он выполнен по случаю 50-летия Николая 1 и помещен в альбоме Конно-Гвардейского полка, где служил второй муж Натальи Николаевны – Петр Петрович Ланской. Ведущий. Долгое время не уходили в прошлое предрассудки и предвзятости в отношении Наталии Николаевны. Но постепенно с прежней красотой предстает перед нами создание гения – прекрасный образ русской женщины – матери. Русской мадонны. Стихотворение Д. Чимид “Наталья Гончарова” (см. Приложение 4). Звучит музыка Г.В. Свиридова (музыкальные иллюстрации к “Метели” - “Тройка”) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |