Преподавание русского языка Урок-путешествие по русскому языку в 6-м классе. Тема: "Фразеологизмы – мудрость народа"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2275 Груненкова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (454 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Тип урока: закрепление новых знаний (урок формирования умений и навыков, закрепления знаний и способов действий). Вид урока: урок-путешествие. Методы обучения: диалогический Эпиграф урока: «Такой великий язык мог быть дан только великому народу». (И.С.Тургенев) Цели:
Оборудование: мультимедийная поддержка. Предварительное домашнее задание: повторить теоретический материал по теме «Фразеологические обороты». Ход урока I. Организационный момент. II. Введение в тему урока. Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Подобно тому, как русское слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт, так и русский язык неотделим от духовной сущности нашего народа и истории. Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. Глубоко прав И.С.Тургенев, сказавший, что «такой великий язык мог быть дан только великому народу». (Слайд 1.) Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи... III. Сообщение темы и цели урока. Насколько ярки и точны фразеологические обороты, вы сможете убедиться сами. Сегодня вы сможете не только продемонстрировать свои знания, но и получить новые. Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по красочной стране Фразеология. Нас ожидает поезд под названием «Язык до Киева доведёт». (Слайд 2.) Поскольку наше путешествие необычное, поэтому и поезд наш тоже не простой, а волшебный: когда мы прибудем на станцию и выйдем на платформу, двери вагонов захлопнутся автоматически и откроются только тогда, когда мы покажем свои знания и выполним все задания. Чтобы получить билет на поезд, нужно продемонстрировать свои знания в области фразеологии. IV. Устный опрос. Поочерёдно подходим к кассе. (Учащийся-помощник в форме кассира железнодорожной станции называет вопросы, в обмен на правильные ответы выдаёт билеты). (Слайд 3.) Вопросы: 1) Отличаются ли фразеологизмы от свободных сочетаний? 2) Можно ли так говорить? А) Вы заблудились в трех елях? (Он заблудился в трех соснах.) Б) У него семеро четвергов на неделе. (У него семь пятниц на неделе.) В) Он привык из кильки делать кита. (Он привык из мухи делать слона.) Можно ли во фразеологизмах произвольно заменять слова? (Во фразеологизмах нельзя произвольно заменять слова, так как они обладают постоянством лексического состава). 3) В составе фразеологизмом порой используются слова, которые не всем понятны. Объясните значения слов. А) Попасть впросак? (Просак – стан для кручения верёвок). Б) Точить лясы? (Лясы – точёные столбики для поддержания перил). 5) Исходя из признака свободного словосочетания, определите признак фразеологизма. А) Любое из слов можно заменить другими словами. (В составе фразеологизма нельзя заменять слова по своему желанию). Б) Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. (Слова теряют свою смысловую самостоятельность). В) Слова в свободных словосочетаниях создаются в процессе речи, не требуют запоминания. (Фразеологизмы не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания). 6) Являются ли фразеологизмы членами предложения? Объясните на примерах. А) Он приехал на место происшествия к шапочному разбору. Б) Мы увидели на клумбе анютины глазки. В) На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды трактор. (Фразеологизм в предложении является одним членом предложения). 7) Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы? Подберите примеры. А) Тертый калач. (Стреляный воробей). Б) Ни зги не видно. (Тьма кромешная, хоть глаз коли). В) Жить своим умом. (Жить чужим умом). Г) Кот наплакал. (Куры не клюют). Молодцы! Благодаря своим знаниям, вы все смогли получить билеты. (Звучит гудок паровоза). Вы слышите, нас ждут приключения. Отправляемся в путь. Счастливого путешествия! V. Комментированное письмо. (Учащиеся поочерёдно дают ответы и делают записи на доске, выделяют орфограммы.) Перед нами первая станция «Фразеологическая разминка». (Слайд 4.)
VI. Работа в парах. Вторая станция «Загадочный мир фразеологии». (Слайд 5.) Некоторые люди из-за своего незнания считают, что фразеологизмы произошли сами по себе, не имея под собой никакой основы: ни мифологической, ни исторической... Вы придерживаетесь такого же мнения? Объясните значение и, по возможности, происхождение следующих фразеологизмов: А) Рог изобилия. (Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлён молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подарила его Зевсу. Тот подарил его воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться всё то, чего они бы ни пожелали. Так выражение стало символом неисчерпаемого богатства, достатка.) Б) Бить баклуши. (Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение «бить баклуши» превратилось во фразеологизм.) В) Крокодиловы слёзы. (Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву. В одном Азбуковнике (словаре) 17 века сказано о крокодиле: «Егда иметь человека ясти (то есть когда ловит человека, чтобы съесть его), тогда плачет и рыдает, а ясти не перестаёт.) Г) Заварить кашу. (В наши дни каша – только вид пищи, а раньше это слово имело ещё один смысл: свадебный пир, свадьба. О том, какое значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Приятно было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу, а последний отказался ехать в Москву, к молодому Дмитрию, которому в то время было 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами в Коломне. От этих хлопотливых «каш», в которое втягивался весь город, и родилось выражение заварить кашу.) VII. Работа по карточкам. (Взаимопроверка). Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведение животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология их не обошла стороной. Наверное, вы уже догадались, что наш поезд прибыл на станцию «Фразеологический зверинец». (Слайд 6.) Насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных, мы сейчас узнаем. Вставьте названия животных.
(Волк, осёл, сорока, индюк, лиса, свинья, заяц, ёж, рыба, бык.) Проверка. (Слайд 7.)
VIII. Подведение итогов игры. Проверочная работа. Как бы ни было интересно путешествие, всегда хочется вернуться домой. Последняя станция «Обобщаем, делаем выводы». (Слайд 8.)
IX. Выводы по уроку. Молодцы! Сегодня вы все показали, что дружны с фразеологией. …Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Берегите его, не портите, не искажайте, не заостряйте грубыми словами, штампами. (Слайд 9.) X. Домашнее задание. (Слайд 10.)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |