Преподавание русского языка "Имя существительное". Повторение орфографииNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.21 Просмотров: 842 Седельникова Людмила Михайловна, учитель русского языка Цели:
Ход урока 1. Проверка домашнего задания А) Давно живу я в мире этом, Учитель: О какой части речи идёт разговор? Дайте определение имени существительного. Б) Самопроверка упражнение 122 [2] Один ученик заранее выполнил на доске. Делаем вывод: как мы определяем, когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных? 2. Правописание о-е после шипящих и Ц Учитель: У почтальона случилось несчастье: от дождя конверты расклеились и всё, что в них было, выпало. У слов даже смылись некоторые буквы. Помогите почтальону вставить эти буквы и разложить слова по конвертам (три конверта: Куда: Орфография. Кому: Буквы “О” и “Е” после шипящих и “Ц” в корне, окончании, в суффиксах существительных). Каланч..й, реч..нка, ш..лк, нож..м, вареж..к, ж..лудь, полотенц..м, подуш..чка, ш..рох, невеж..й, друж..к, ш..пот, пальц..в, мыш..нок, крыж..вник. Проверка. 3. Правописание суффиксов –ек-, -ик- Учитель: А что писать в словах замоч..к, ключ..к –ек- или –ик-? Это правило нам поможет вспомнить сказка “Вовка в тридевятом царстве”. Ученик: “Наконец-то Вовка у заветных дверей царства. Хотел войти – но не тут-то было: закрыта дверь на замок. Ключ рядом висит, но открыть дверь сможет лишь тот, кто правильно напишет слова ключик и замочек. Вот где понадобилось правило, которое Вовка никак учить не хотел. Думал-думал и наконец, вспомнил: надо изменить слово, в форму родительного падежа поставить. Поставил. И что же видит? Ключик – ключика. Буква “И” твёрдо стоит на ногах, с места не сдвинется, да ещё перекладинка у неё есть, чтобы не шаталась. А вот буква “Е” в слове замочек совсем по – другому себя ведёт: только Вовка начал слово изменять - буква “Е”, как червячок, раз и уползла. Нет её в родительном падеже, нет и во множественном числе: замочка, замочки. Понял Вовка, как пишутся эти слова, - дверь царства перед ним распахнулась. Царства знаний”. Учитель: Составим алгоритм. Итак, что сначала мы будем делать? Затем? Алгоритм. 1) Поставь слово в Р.п. 2) Есть ли беглая гласная?
Учитель: А сейчас проведём литературную викторину “Кто больше” - привести примеры из известных литературных произведений со словами орфограммы –ек-, -ик-. Например: - Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек. – Я отыщу секрет, и ларчик вам открою. – Ой, конёчек – горбунёчек, прибегай ко мне, дружочек. – Вот смиренный домик, где жил я с бедною нянею моей. В это время двое учеников у доски по индивидуальным карточкам (“Дидактический материал” 6-й класс). 4. Правописание не с существительными 4.1 Учитель отметил в тетради ученика следующую ошибку: “небыл”. Ученик не согласился и объяснил, что он заменил “не был” синонимом без не – “отсутствовал”. Кто прав? Итак, очень важно определить, с какой частью речи употреблено не, так как разные правила регулируют правописание не с существительным и глаголом. Группа А: составьте таблицу “Правописание не с существительными” и приведите по 2-3 примера.
Один работает у доски. Группа Б: выпишите только те существительные с не, к которым можно подобрать синоним. Группа В: выпишите только те существительные с не, которые без не не употребляются. (Не)приятель, (не)нависть, (не)воля, (не) брежность, (не)правда, (не) взгоды, (не)счастье, (не)ряха, (не)здоровье, (не)дотёпа. Проверка. 4.2. Устно. Объясните правописание не в пословицах. Слепая ненависть – плохой советчик. Из двух болезней самая опасная – невежество. На сердце ненастье, так в хорошую погоду дождь. Не игла шьёт, а руки. Славен человек не словами, а делами. Не бросай друга в несчастье. Недруг поддакивает, а друг спорит. Видно неряху по грязной рубахе. Не силой борются, а умением. 5. Словарный диктант на повторение суффиксов – чик-, – щик - По лексическому значению определить и записать слово.
6. Итог урока Учитель подводит итог урока и выставляет оценки. 7. Домашнее задание Группа А: сочинить сказку, используя любое правило, которое повторяли на уроке. Группа Б: сочинение-миниатюра “ На стройке”, используя слова с суф. -чик – щик – Группа В: упражнение 152 [2]. Список литературы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |