Преподавание русского языка Урок обучения грамоте по теме "Буква мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.19 Просмотров: 1176 Воинкова Ирина Ивановна, учитель начальных классов Цели урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний. - На какие две группы делятся все буквы? (гласные и согласные). - Что вы знаете о согласных звуках? - Почему одни из них произносятся твердо, а другие мягко? - Когда буквы Я, Е обозначают два звука? - Как вы думаете, почему об одних людях говорят, что у них мягкий характер, а про других, что у них твердый характер? - Какой характер у вас? - Про что еще можно сказать "мягкий" или "твердый", придумайте предложение. III. Постановка темы и цели урока.
- (На доске нарисована туча, капли в виде Ь). Вот она, дождевая тучка, нахмурилась, расплакалась дождем. - Оторвалась капелька от тучки и полетела вниз. Закапал дождь на землю, умыл молодую весеннюю травку, пробудившиеся от зимнего сна деревья. Одна капелька прилетела к нам в класс и села ко мне на ладошку. Какая она маленькая, нежная. Я ее не выпущу и оставлю в классе, пусть она послушает, как мы умеем читать, рассказывать (модель капли прикрепляю на доску). - Ребята, капелька у меня одна, а вас много. Что же нам делать? Как быть? Возьмите листочки и нарисуйте капельку дождя, которую наша гостья подарила каждому (у каждого на парте листок, цветные карандаши, дети рисуют каплю). - На какую букву похожи капельки воды? (на Ь знак). Сегодня на уроке мы будем говорить о Ь знаке - показателе мягкости согласных звуков. IV. Работа с новым материалом. 1. Звуковой анализ слов. - Назовите изображенные предметы (гусь, лоси, голуби, снегири, конь, медведи). Посмотрите, запомните порядок (игра "День-ночь"). Что изменилось? (провести 2-3 раза). На какие две группы разделим предметы? (птицы; звери). В каждой группе назовите лишний предмет (гусь, конь). Почему? (ед.число). Выберите, к какой схеме относится слово гусь. Слово соотносится со схемой. - Сколько в слове слогов? Как узнали? (сколько в слове гласных, столько и слогов). - Из чего слово состоит? (из слияния твердого согласного с гласным и мягкого согласного за слиянием). - Составьте слово из букв разрезной азбуки (печатают в печатниках). - Как составить это слово, чтобы было ясно, что последний звук надо произносить мягко? (поставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука). - Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко. 2. Знакомство с новой буквой.
- Найдите, где спряталась буква (на доске рисунки) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) 3. Чтение с доски. 4. Чтение текстов с мягким знаком (с.138 "Русской азбуки"). - Где паслись гуси? Что сделал Петя? Что ему сказали? Что значит "за себя постоять"? - Озаглавьте рассказ ("Не дразни гусей!"). Повторное чтение и разбор прочитанного (Задания: прочитать слова с мягким знаком; определить, мягкость каких звуков обозначена с его помощью; прочитать слова, в которых мягкость согласного обозначена по- иному). Дети составляют рассказ о том, как надо заботиться о птицах. 5. Игра "Слово или не слово?". Дети читают написанное на доске и объясняют слово или не слово они прочитали.
С объяснением "не слова" превращаются в слова. 6. Чтение на с.136 - Как вы понимаете слово "ударили"? - Какое еще может быть значение этого слова? (ударили морозы) 7. Развитие внимания, интереса к родному языку.
8. Выводы по уроку.
V. Итоги урока (рефлексия). - Что нового узнали о согласных звуках? (согласная звучит мягко, если на письме после нее стоит мягкий знак). - Какую роль в слове играет мягкий знак? Возьмите свою капельку и прикрепите ее к той картинке, которая выражает ваше настроение (с каким настроением вы уходите с урока) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |