Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Сложные предложения с различными видами связи". 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.16 Просмотров: 1127 Гудилина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Цель урока: помочь учащимся практически усвоить понятие “сложное предложение с различными видами связи”, показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения. Задачи урока. Обучающая (повторить материал сложных предложений, углубить понятие “сложное предложение с различными видами связи”). Развивающая (развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования). Воспитывающая (отработка навыков самостоятельной деятельности учащихся, патриотическое воспитание, развитие исторической памяти). Тип урока: объяснение нового материала. Оборудование урока: 1) раздаточный материал; 2) учебник “Русский язык. 9 класс” Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; 3) репродукция с картины П.А. Кривоногова “ Поединок”. Ход урока I. Оргмомент. - Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”. II. Актуализация прежних знаний. 1. Фронтальная беседа по теории сложного предложения. - Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним. - Какие предложения называются “ сложными”? - На какие 2 группы делятся сложные предложения? - Какие вы знаете союзные предложения? - Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных? - Какие предложениря называются сложноподчиненными? - Какие предложения называются сложносочиненными? 2. Работа со схемами. Схема на доске. - Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор. 1) а) [ ],и[]. б) [ ], (чтобы.. .). в) [ ], ( когда.. ..). г) [ ], [ ] 2 ) а) [ ], ( что. . . ) б) [ ], но [ ] в) [ ], а [ ] г) [ ], и [ ] 3) а) [ ] - [ ] б) [ ]: [ ] в) [ ], и [ ] г) [ ]; [ ] 3. Тест. У учащихся на руках таблицы и предложения, отпечатанные на листках (Карточка №1). Знаки не расставлены. Правильный ответ пометить крестиком. III. Новый материал 1. Синтаксическая минутка. Предложение записано на доске. Найти ГО, объяснить синтаксис предложения. Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на ее необъятных просторах формировались воинские части и соединения, которые сыграли важную роль в решающих сражениях второй мировой войны. 2. Возникло затруднение с определением типа сложного предложения. 3. Обращение к учебнику (§ 37, с.141). Выделить главное. (Работа в группах). 4. Обобщить. Тему формулируют учащиеся.
5. Слово учителя. - Так вот иногда людям, писателям просто не хватает рамок обычного сложного предложения, и тогда они используют сложные предложения с различными видами связи. В 10 классе на уроках литературы вы будете знакомиться с великими произведениями Л.Н. Толстого, и вот его язык, его стиль состоит из таких предложений, которые иногда занимают целые абзацы. - А какая же задача сегодня будет стоять перед нами? 6. Давайте составим алгоритм работы с такими предложениями. Запишем предложение. Шумел сурово Брянский лес, Спускались темные туманы, И сосны слышали окрест, Как шли на битву партизаны. - Докажите, что это сложное предложение с различными видами связи. Алгоритм работы 1. Выделяем ГО. 2. Определяем вид связи простых предложений в составе сложного. 3. Построение схемы. - Запишите его себе в тетради. IV. Закрепление материала. 1. Работа в группах постоянного состава; задание дифференцировано. Списать обозначенное предложение. Начертить схему. (Карточка.№ 2). 2. Защита своих схем у доски. 3. Беседа. - Правильно ли мы решили поставленную перед нами задачу? - А есть ли еще гипотезы по построению схем к предложениям? 4. Слово учителя. - На схемах можно выделять части предложения прямоугольниками. Например, схема первого предложения будет выглядеть так: - Внесите дополнения в свои схемы. 5. Найдите предложения, соответствующие схемам. Самопроверка по ключу. Выставление оценок. (Карточка №3) Схемы записаны на доске. 1) [ ],[ ],[]. 2) [ ], (где...) 3) [ ], а [ ] 4) [ ]; [ ], [ ], а [ ]. 5) [ ], (которых ...) : [ ] . - Укажите предложения с различными видами связи. Докажите, опираясь на алгоритм. V. Сочинение-миниатюра по репродукции с картины Кривоногова “Поединок” - Составьте предложения с различными видами связи.. - Зачитываются составленные предложения. VI. Запись домашнего задания § 37, y.212. “3” - Списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО. “4” - Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеруйте простые предложения. “5” - Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеруйте простые предложения. Составить схемы этих предложений. VПI. Итог урока - Справились ли мы с задачей, которую перед собой ставили? - А на какую тему были подобраны все предложения? Почему? - Я считаю, что те задачи, которые ставила я, составляя урок, мы выполнили. Спасибо Вам. Я сегодня особенно довольна работой. До свидания. Карточка №1 1. Захватили первую и частично вторую линию траншеи бой принял затяжной характер. 2. Священным местом в Новокузнецке является бульвар Героев в память о павших земляках горит там вечный огонь. 3. Снежный ком обращенный в горошину 4. Вот бомбами разметанная гать 5. По русским обычаям только пожарища 6. Три отважных воина - сибиряка приняли одно решение они 6ез команды 6росились на амбразуры вражеских дзотов и закрыли их своими телами. 7. Будет мир наступит тишина. 8. Перед дивизией была поставлена задача совместно с l83-й танковой бригадой ударом на север уничтожить опорные рубежи. 9. Началась война Матюшина направляют в штаб стрелковой дивизии начальником боепитания. Таблица для проведения теста (раздаётся на каждого ученика).
Карточка №2 1. Новокузнечане сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны и во всех рядах войск они участвовали во всех сражениях которые предопределили нашу победу. 2. В памяти тех кто в 1942 году штурмовал Пехово навсегда останется подвиг выпускника Кемеровского пехотного училища Авдюнова Н. Д. трижды он водил свой батальон в атаку был ранен но до последнего дыхания старший лейтенант продолжал управлять боем. 3. Никто солдату не ответил 4. Мы знаем что ныне лежит на весах 5. В суровый час раздумья нас не троньте Карточка №3 1. Его зарыли в шар земной 2. Батареи издали рокочут 3. Летит клубясь над танкодромом 4. Пусть помнят те 5. Довела фашистская неволя Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |