Преподавание русского языка Орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классахNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.16 Просмотров: 899 Габышева Ангелина Яковлевна, учитель начальных классов Формирование орфографической грамотности – одна из наиболее трудных задач в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Связано это и с самой сложностью орфографической системы русского языка, и тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут усвоить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой “нужно” и “нельзя”. Также как и ряд передовых школ республики, наша школа придерживается принципов развивающего обучения. Вот уже около десяти ведётся обучение по системе Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, “Школа – 2100”, а я начала работать по технологии по УМК “Гармония”. Почему я выбрала именно УМК “Гармония”? главной формой организации учительского труда является урок. Именно от грамотной организации учебного процесса во многом зависит успех творческой работы педагога. Повышения эффективности урока – вот главная задача, которая состоит перед учителем. Успех её решения во многом зависит от методики обучения, позволяющей вооружить школьников глубокими и прочными знаниями, научить их трудиться с интересом. За годы своей работы я старалась дать прочные знания учащимся, заинтересовать, развивать их. Как и многих учителей начальных классов волнует проблема грамотности письма учащихся. Ещё в период обучения грамоте (УМК “Гармония”) я поставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости – слуховому восприятия, а затем зрительной зоркости – зрительному вниманию, которые сливаются в одну орфографическому задачу. Но в этот период у меня не получилось систематической, целенаправленной работы по этой проблеме. Так как меня тогда больше интересовали вопросы, как научить детей мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и.т.д. эту задачу мы с детьми решили, и сейчас перед нами остро встала проблема орфографической грамотности. Центральное место в обучении, особенно на подготовительном этапе, занимает фонетическая работа. Звуковой анализ в данной системе осуществляется по технологии разработанной Д.Б.Элькониным, т.е. путём многократного проговаривания слова с задержкой на очередном звуке, с последующим обозначением выделенных звуков условными знаками на схеме, который был введён Д.С.Фониным, а именно: - гласный звук (рот открыт, преграды во рту нет); - твёрдый согласный звук (во рту есть преграда, но только одна); - мягкий согласный звук (во рту две преграды, губы и язык или одна, но увеличенная подъёмом спинки языка к нёбу). К трём основным знакам в дальнейшем, по примеру В.В.Репкина, добавили ещё обозначение точками “включение голоса” только для звонких и сонорных согласных:
Деление слов на слоги чёрточками, как в традиционной системе не применяется, т.к. чёрточки затрудняют восприятия ребёнком целостного слова. В необходимых случаях слоги обозначаются подчёркиванием их дугами под словом. Машина, семья. Составной частью работы над языком и законами его использования в устной и письменной речи является пропедевтическое освоение орфографии. Решению этой задачи в данном комплекте уделяется большое внимание. Как известно, одна из причин недостаточной грамотности школьников кроется в том, что у них отсутствует орфографическая зоркость, т.е. умение обнаруживать “ошибкоопасные места”. Основы орфографической зоркости должны быть сформированы до начала изучения основных орфографических правил т.е. в первом классе. Большие возможности для проведения соответствующей работы представляет период обучения грамоте. Вот почему данный комплект ставит задачу: на основе сформированного действия звукового анализа и знакомства с обобщёнными признаками наиболее частотных орфограмм гласных и согласных (“опасных” при письме мест) научить детей обнаруживать такие “ошибкоопасные” места. Во время проведённых контрольных и проверочных работ учащихся. В ходе, которого выявлены наиболее частые орфографические ошибки, допускаемые учащихся. Частые ошибки, допускаемые учащихся: 1. Пропуск замена вставка Причины:
Как устранить ошибки:
2. Безударные гласные Причины:
Как устранить ошибки:
3. Разделительный мягкий знак Причины:
Как устранить ошибки:
Работа над этими ошибками включала следующие методы и приёмы:
В итоге целенаправленной систематической работы (работы над ошибками, разнообразия словарных работ и упражнений) я добилась положительных результатов. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |