Преподавание русского языка Уроки речеведения при изучении темы "Прошедшее время глагола"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.08.13 Просмотров: 1424 Алексеева Ольга Владимировна, доцент кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка Формирование коммуникативной компетенции как одна из целей обучения русскому языку в школе предполагает освоение учащимися правил построения текста и отбора языковых средств. Методическая наука видит возможность решения обозначенной проблемы во внедрении в школьную практику функционального принципа изучения единиц языка, который заключается в показе функций (то есть роли) языковых явлений в языке и в речи. При изучении единиц языка на основе функционального подхода реализуется единство «формы – значения – функции», образующее теоретические основы научной концепции курса русского языка в школе. Цель школьного этапа изучения грамматики - научить учащихся сознательно и произвольно оперировать своими знаниями и умениями. Реализуя замысел текста (писательский или свой, ученический), школьник должен уметь выбрать грамматические формы для передачи авторского отношения к изображаемому, авторской оценки происходящего, для создания выразительного текста. Функциональный подход к изучению единиц языка раскрывает возможности грамматических форм в создании текста, ведь в тексте грамматические формы, помимо своего основного назначения – быть средством коммуникации, сообщения, несут дополнительную нагрузку, являясь художественным средством изображения действительности. Соединение линий языка и речи происходит на “речевом фрагменте” урока грамматики. “Речевым” мы называем фрагмент урока, содержание которого включает вопросы функционирования единиц языка в речи. Система “речевых фрагментов” вместе с уроками обучающего изложения и обеспечивает повышение коммуникативной компетенции учащихся благодаря знаниям школьников о текстообразующей и выразительно-изобразительной функциях глагольной формы и умениям сознательного употребления грамматических форм для реализации авторского замысла в тексте. Речевые фрагменты темы «Прошедшее время глагола» 1 этап. Целевая установка этапа состоит
«Речевой фрагмент» № 1 - Прочитайте текст. Как можно его озаглавить? Текст (модель текста: повествование в прошедшем времени + описание в прошедшем времени)
– Определим тип речи. (Повествование.) – Вспомним схему строения текста - повествования. Составим план текста.
– Определим время глаголов в тексте - повествовании. (Прошедшее.) Вывод: В тексте-повествовании о прошедших событиях обычно употребляются глаголы прошедшего времени. – Выделим (подчеркнем, выпишем) глаголы, которые организуют сюжет: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию. Определим их вид. – Какие глаголы организуют фрагменты описания? Определим их вид. По заполненной примерами таблице делаем вывод. Анализ текста
Вывод: Глаголы прошедшего времени совершенного вида выполняют в тексте текстообразующую роль – функцию организации сюжета. Глаголы прошедшего времени несовершенного вида выполняют в тексте текстообразующую функцию – создание фрагмента описания. – С какой целью автор употребляет в тексте глаголы прошедшего времени совершенного и несовершенного вида? – У этих глаголов разная текстообразующая функция. Глаголы прошедшего времени несовершенного вида реализуют не только информативный уровень – с их помощью рисуется картина перехода сумерек в ночь, дается описание незнакомых мест, что помогает понять чувство тревоги автора. Вывод: Глаголы прошедшего времени несовершенного вида выполняют в тексте изобразительно-выразительную функцию. «Речевой фрагмент» № 2. Содержанием этого фрагмента является ознакомление учащихся с функцией глаголов прошедшего времени совершенного вида (перфект) на примере анализа текста «Зимний дуб» (по Ю. Нагибину), где глаголы данной формы выполняют а) текстообразующую функцию – организацию кульминации в повествовании, б) изобразительно-выразительную – создают художественный образ дуба как эстетическую категорию прекрасного, ведь именно дуб помог учительнице «открыть» своего ученика. Данный текст формирует умения учащихся различать глаголы прошедшего времени совершенного вида (аорист) в функции организаторов повествования и глаголы прошедшего времени совершенного вида (перфект) в функции создания описания. Текст (модель текста: повествование в прошедшем времени с элементами описания)
Анализ текста
План повествования представлен глаголами прошедшего времени, описание природы (пейзаж зимнего леса) – глаголами настоящего времени (значение настоящее историческое). Изобразительный характер форм настоящего времени несовершенного вида отчётлив в данном контексте: “Кругом белым-бело. Лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берёз, и тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба”. Описание носит характер картины. Развитие повествовательного сюжета данного текста обеспечивают глаголы прошедшего времени совершенного вида с аористическим значением: вступили, сомкнулись, перенеслись, сбежала, обогнула, шагнула, качнул. Особую роль в повествовательном сюжете данного текста играет описание дуба. Сюда, к дубу, вела лесная тропинка Савушкина и учительницу, встреча с дубом – цель лесного путешествия, кульминация повествования. Могучий лесной красавец обострит чувства учительницы, поможет ей понять, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках. Но чтобы это открытие состоялось, автор находит точные и образные слова, представляя предмет описания /дуб огромный и величественный, как собор, в сверкающих одеждах/, характеризуя его с разных сторон /в глубоких трещинах коры снег, ствол толстый, в три обхвата, будто прошит серебряными нитями; листва не облетела, усохнув, а превратилась в снежные чехольчики/. Сколько восхищения в последнем предложении /Так вон он, зимний дуб!/, которое выражает эмоциональную оценку предмета описания. Мастерство писателя в описании дуба проявляется на лексическом уровне и грамматическом – синтаксическом и морфологическом. Рассмотрим особенности употребления глагольных форм в данном фрагменте рассказа Ю.Нагибина. Повествовательный план текста представлен глаголами прошедшего времени совершенного вида в аористическом значении, которые обозначают действия, имевшие место в прошлом, полностью отрешенные от настоящего. Фрагмент, представляющий кульминацию развития действия, одновременно является по типу речи описанием. Поэтому в нем употребляются глаголы прошедшего времени совершенного вида /как в повествовании/, но другого значения – перфектного, т.е. глаголы имеют значение такой результативности в прошлом, которая теснейшим образом связана с настоящим. Действительно, эстетическая категория прекрасного (зимний дуб) переходит в область настоящего, существует в нем: ветви шатром раскинулись над поляной, снег набился в морщины коры, листва не облетела. При выделении глаголов, организующих развитие сюжета, учащиеся устанавливают, что это глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые обозначают последовательные действия: вступили - сомкнулись - перенеслись - сбежала - обогнула - раздался - шагнула - нагнул. Учитель вводит определение – «цепочка» глаголов развития сюжета. – Прочитаем фрагмент кульминации текста. В чем особенность фрагмента? (Это описание дуба.) – Почему описание дуба автор выносит в кульминацию текста? В чем вы видите авторский замысел? (Описание дуба играет особую роль в повествовательном сюжете данного текста. Авторский замысел выделить этот эпизод заключается в объединении «сильных» фрагментов: кульминации как высшей точки развития действия и описания как средства создания художественного образа.) – Давайте посмотрим, какими же глагольными формами реализует автор важный эпизод? Определим время и вид глаголов. (Прошедшее время совершенного вида.) – Отличаются ли эти глаголы прошедшего времени совершенного вида (раскинулись, набился, не облетела) от глаголов прошедшего времени совершенного вида, которые организуют цепочку развития сюжета (вступили - сомкнулись - перенеслись....)? Учитель помогает учащимся установить отличия данных форм (аориста и перфекта) в значении (выражают ряд сменяющих друг друга фактов прошлого – значение качественного состояния предмета в прошлом, результат действия актуален и для настоящего), в типах сочетаемости («цепь» сменяющих друг друга последовательных действий – «пучок» одновременных состоянии), по функции в тексте (организация сюжета – организация описания) и вводит условный термин: глаголы со значением перфекта или глаголы со значением качественного описания. – Почему глагольные формы прошедшего времени совершенного вида со значением перфекта использует автор в таком важном эпизоде? (Глаголы данной формы имеют значение результативности в прошлом, которая теснейшим образом связана с настоящим. Получается, что образ зимнего дуба из рассказа о прошедшем переходит в настоящий план, существует в нем как эстетическая категория прекрасного.) Так учащиеся подводятся к пониманию связи содержания и формы в художественном произведении: замысла автора и его реализации на уровне композиции, выбора языковых средств, в частности глагольных форм. Вывод: Глаголы прошедшего времени совершенного вида (перфектное значение) выполняют в тексте текстообразующую функцию – организации описания и изобразительно-выразительную функцию – создания художественного образа. «Речевой фрагмент» № 3. – Прочитайте текст. Подчеркните глаголы, которые организуют развитие действия рассказа. Жильцы старого дома
Учащиеся подчеркивают глаголы: почувствовал (завязка действия); оглянулся, замер, побелели, потянулся (развитие действия); изловчился, хлоп (кульминация). Выделение глагола хлоп вызвало затруднение в определении принадлежности слова к части речи. – Сравните фрагменты текста. Какой из них выразительнее? Позиция 1. Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху. Позиция 2. Степан изловчился и хлоп Фунтика по вывернутому уху. Ученики чувствуют выразительность формы хлоп по сравнению с ударил, поэтому называют как более выразительный второй текст. Через сравнение глагольных форм по значению (значение одинаковое – действие, только форма хлоп подчеркивает стремительность, неожиданность действия), по функции (одинаковая –сказуемое) школьники приходят к осознанию грамматических признаков – прошедшее время, совершенный вид. Различия форм: ударил – нейтральная в стилистическом плане форма, хлоп – экспрессивная форма. Вывод: Экспрессивные глаголы прошедшего времени совершенного вида выполняют в тексте выразительно-изобразительную функцию. 2 этап. Целевые установки этого этапа заключаются в формировании умений опознавать глагольные формы прошедшего времени в их текстообразующих и изобразительно-выразительных функциях в тексте-повествовании, сравнивать глагольные формы прошедшего времени по роли в создании текста; формирование умения обосновывать выбор автором языковых средств в соответствии с замыслом. «Речевой фрагмент» № 4. – Продолжаем работать с рассказом И.С. Тургенева «Бежин луг». Прочитаем текст и сравним роль глаголов прошедшего времени совершенного и несовершенного вида в создании текста-повествования. Текст (модель текста: повествование в прошедшем времени + описание в прошедшем времени).
Важно обратить внимание учащихся на последовательность действий – операций при подготовке ответа, что является обучением учащихся способу действия. – Определим последовательность действий при решении поставленной задачи. (Составление типологической схемы текста, определение модели текста, глаголы – организаторы фрагментов текста: время, вид.) Последовательное выполнение действий по решению познавательной задачи – поставленного вопроса о роли глаголов прошедшего времени совершенного и несовершенного вида – приводит к заполнению таблицы – анализа текста:
При ответе на поставленный вопрос учащиеся на основании схемы строения текста делают вывод о модели текста – это повествование с элементами описания; фрагменты повествования организуют глаголы прошедшего времени совершенного вида, фрагменты описания организуют глаголы прошедшего времени несовершенного вида. Следовательно, роль глаголов указанных форм различна: глаголы прошедшего времени совершенного вида – организаторы сюжета повествования, а глаголы прошедшего времени несовершенного вида, участвуя во фрагментах описания, выполняют ещё и изобразительно-выразительную функцию – создание художественного образа наступающей ночи. Использование алгоритма при решении задач об особенностях употребления глагольных форм сначала просматривается в вопросах учителя в ходе анализа текста, потом на определенную последовательность действий обращается внимание учащихся: обучение способу действия практикуем при зрительном ознакомлении с текстом, в дальнейшем – при слуховом восприятии. 3 этап. Целевая установка – воспроизведение глагольных форм в репродуцируемом тексте в их разнообразных текстообразующих и изобразительно-выразительной функциях. «Речевой фрагмент» № 6. Мини-изложение. Цели самостоятельной работы учащихся:
Солнечная капля
Итак, при изучении темы «Прошедшее время глагола» учащиеся работали с моделью текста «повествование + описание в прошедшем времени»; содержание обучения включало ознакомление с понятиями текстообразующая и изобразительно-выразительная роль глаголов прошедшего времени в тексте; формирование умений определять текстообразующие функции глагола (функцию организации сюжета и функцию организации описания), а также изобразительно-выразительную функцию глаголов прошедшего времени. При анализе текстов на «речевых фрагментах» уроков учащиеся овладевали умениями обосновывать выбор глагольных форм авторским замыслом и воспроизводить глаголы в указанных функциях в репродуцируемом тексте. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |