Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в 9-м классе "Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 9-м классе "Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.08.13
Просмотров: 2969

Фролова Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • помочь учащимся почувствовать и понять “странную” любовь поэта к Родине;
  • его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России “страны рабов, страны господ”;
  • углубить представления о духовных поисках Лермонтова; воспитывать любовь к Родине;
  • развивать монологическую речь.

Ход урока

Люблю отчизну я, но странною любовью…

1. Сообщение темы и целей урока.

Здравствуйте! Тема нашего урока: “Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова”.

2. Вступительная беседа на восприятие.

- Что такое Родина?

Звучит песня “С чего начинается Родина?”

- А как вы бы ответил на этот вопрос: “С чего начинается Родина?” М.Ю. Лермонтов?

- Мне кажется, что Лермонтов ответил словами, сказанными в минуту грусти: “ Москва есть и будет мое отечество. Там я родился, там много страдал и там же был счастлив”

- В Москве много мест, связанных с именем поэта. Это дом у Красных Ворот, где родился поэт, это дом на Малой Молчановке, где поэт готовился к поступлению в пансион (1829 – 1832 г.г.). Москва вошла в жизнь и творчество поэта, о ней будет сказано много замечательных строк

“Москва! Москва! .. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно”.

- Какие ещё места связаны у Лермонтова с понятием “родина”?

- Тарханы, имение бабушки, где Лермонтов провел свое детство.

- Кавказ, потому что он неоднократно бывал на Кавказе, любил его. Помните, как он писал: “Люблю я Кавказ…”?

- Москва, Тарханы, Кавказ – все это любимые места М. Ю. Лермонтова. В толковом словаре слово “родина” трактуется по-разному.

Родина – Отчизна, Россия

Место, где человек родился.

Сейчас мы говорили о втором значении, а тема нашего урока связана в большей степени с первым понятием. Россия, Отчизна. Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он “понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно”. Оно написано в 1841 году.

- Что это за год? (год смерти поэта)

- Оно одно из итоговых, это обобщенное отношение поэта к родине, России. Ещё за десять лет до этого Лермонтов писал: “ Я родину люблю, и больше многих…”. Он и теперь начинает стихотворение с утверждения, в котором возражение тем, кто сомневается в его любви к Родин: “Люблю отчизну я, но странною любовью…”. Давайте послушаем это стихотворение.

3. Чтение стихотворения.

4. Анализ стихотворения.

- Прочитайте первую строчку.

- Как вы думаете, почему странною любовью? Наша задача – разобраться, каково отношение Лермонтова к родине, в чем странность его любви.

- А какие ещё стихотворения вы знаете про родину у Лермонтова? (“Бородино”, “Песня про купца Калашникова…”)

- Это более ранние произведения, и они совсем другие, в них есть поэтика, торжественное прославление истории России, подвиги русских людей. А стихотворение “Родина” отличается, оно совсем другое. Это уникальный образец чистого, не осложненного ничем произведения. Здесь все просто, все понятно, а вместе с тем глубоко поэтично. Такое стихотворение мог написать только зрелый мастер. Давайте попробуем это стихотворение проанализировать, посмотрим, что получится.

5. Работа в группах.

1 группа – определить тему, идею, композицию.

2 группа - определить размер и рифму.

3 группа – художественные особенности.

4 группа – сопоставить стихотворения “Родина” и “Прощай, немытая Россия”.

6. Опрос.

Тема стихотворения – родина, идея – показать странную любовь.

- Какая строчка, на ваш взгляд, содержит идею? (1)

- Сколько раз употребил поэт слово “люблю”? (4) и один раз – любовь.

- Какова композиция? (2 части; первая – негатив, вторая – положительная)

- Каков размер? Какой это ямб? Сколько стоп?

- Как вы думаете, почему меняется размер? (меняется настроение лирического героя, картина, микротема)

- Какая самая короткая строчка? (…не слава, купленная кровью…)

- Это важный момент для поэта. Он и раньше писал обличительные стихи. Здесь все сжато, но ёмко. Со слов “люблю…” - четырехстопный ямб. Этим размером он показал разделение.

- Какая рифма? (чередуется мужская и женская). Используются все виды рифмовки.

- Почему рифма меняется? (меняется настроение). Слишком много чувств. Эта странность раздирает душу поэта.

- Какие художественные средства использует поэт? (анафора, эпитеты, слово “взор” высокого стиля)

- Стихотворение выстроено от образов, от поэтики, от деталей переходит к конкретным вещам, предметам (обоз, деревни и т.д.). В этом ясность и простота, именно поэтому Белинский писал Боткину 13 марта 1841 года: “Если будет напечатана его “Родина”, - то, аллах-керим, - что за вещь пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских”.

- Вот она ясность и простота. Давайте вернемся. Какую задачу мы ставили? Доказать, что любовь странная. А выполнили мы эту задачу? Где же странность? Вот они негативы, в первых строчках, но если так делить, то любви посвящено гораздо больше места. Странность в том, что поэт любит свою родину со всеми её недостатками.

- Мы просили четвертую группу сопоставить стихотворения.

7. Чтение стихотворения “Прощай, немытая Россия”.

- Когда оно было написано? 1841 год 20 апреля (по дороге в ссылку, в Петербурге). В ответ на новое изгнание появляется одно из самых сильных политических стихотворений. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, никак не напоминавшем его прошлые поездки. Он чувствует, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение могло быть?

- Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? (“немытая”, “страна рабов”)

- Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая?

- Обратите внимание на самое главное.

- Какое первое слово? (прощай) Он предчувствует свою гибель.

- Страна рабов, страна господ – что это за приём? Антитеза.

- О чем говорит поэт? ( о крепостном праве)

- Мундиры голубые – о чем идет речь? Жандармы.

- Что это за прием? Синекдоха.

- Стихотворение можно разделить на две части: Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России.

8. Выводы.

Это стихотворение доказывает странность чувств Лермонтова. Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стане. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны.

9. Домашнее задание. Проанализировать стихотворение “Дума”.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21