Преподавание русского языка
 Урок-соревнование по русскому языку
 
Notice:  Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 
 
Notice:  Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 
Добавлено: 2012.08.26 
Просмотров: 1124  
 Венцкене Татьяна Леонидовна   Тема: Фразеологизмы.  Тип урока: урок закрепления изученного материала.  Вид урока: урок-соревнование.  Цели урока:    - обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Фразеологизмы”;
  - развитие познавательного интереса к предмету;
  - воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы.
    Средства обучения: карточки с заданиями для команд.  ХОД УРОКА  I. Слово учителя.  Мы продолжаем знакомиться с фразеологизмами русского языка. Они украшают нашу речь, делают ее ярче и образней. Сегодня мы проведем обобщающий урок по теме “Фразеологизмы”. Урок пройдет в форме соревнования двух команд. Помните, что важно не только быстро выполнить задание, но и правильно.  II. Подготовительная работа.   - Учащиеся делятся на две команды, выбирают капитанов. 
  - Для оценки работы учащихся формируется жюри, в состав которого входят учителя русского языка.
    III. Соревнование команд.   1. Разминка.  Команды по очереди отвечают на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.  Вопросы:   - Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы?
  - Какие сочетания слов называются фразеологизмами?
  - На какие две группы делятся фразеологизмы?
  - Можно ли опустить или изменить слово во фразеологизме?
  - Какую синтаксическую роль могут выполнять фразеологизмы в предложении?
  - О чем можно узнать во фразеологических словарях?
    2. Конкурс “Найди значение фразеологизма”.  Учащиеся устанавливают соответствие фразеологизма (1 колонка) и значения (2 колонка). Каждый правильный ответ оценивается в один балл.     Задание для первой команды  |     | 1. Яблоко раздора  |  а) держаться самодовольно, заносчиво |     | 2. Бить баклуши  |  б) разглашать посторонним какие-либо тайны |     | 3. Носится в воздухе  |  в) причина ссоры |     | 4. Ходить гоголем  |  г) вводить в заблуждение |     | 5. Выносить сор из избы  |  д) оказаться в затруднительном положении |     | 6. Сбить с толку  |  е) бездельничать |     | 7. Оказаться в тупике  |  ж) ощущается, предугадывается |     Задание для второй команды  |     | 1. Быльём поросло  |  а) не имеет никакой ценности |     | 2. Гроша ломаного не стоит  |  б) согласиться при заключении сделки |     | 3. Держать камень за пазухой  |  в) давно забыто |     | 4. Ударить по рукам  |  г) богатырского сложения |     | 5. Косая сажень в плечах  |  д) иметь злобу против кого-либо |     | 6. Идти на все четыре стороны  |  е) меня это не касается |     | 7. Моя хата с краю  |  ж) куда угодно, куда хочется |        3. Конкурс смекалистых.  Учащиеся находят в каждой группе устойчивых выражений одно лишнее. Определяют, по какому признаку еще можно объединить другие фразеологизмы. За выполненное правильно задание команда получает один балл.   Задание для первой команды   - сломя голову; 
  - олух царя небесного; 
  - без царя в голове; 
  - голова два уха; 
  - голова садовая; 
  - медный лоб. 
    (Лишний фразеологизм – сломя голову, остальные являются синонимичными.)   Задание для второй команды   - пускать пыль в глаза; 
  - брать на пушку; 
  - обводить вокруг пальца; 
  - вертеть хвостом; 
  - втирать очки; 
  - драть горло. 
    (Лишний фразеологизм – драть горло, остальные являются синонимичными.)  4. Конкурс “Лексический”  Участники команд подбирают синонимы и антонимы к фразеологизмам. Количество баллов определяется по количеству правильных ответов.   Задание для первой команды  Из слов для справок подберите синонимы к фразеологизмам.   - быть не в духе; 
  - сам себе голова; 
  - ни то, ни сё; 
  - помолчать в тряпочку; 
  - кто в лес, кто по дрова.
     Слова для справок:   - кто во что горазд; 
  - ни рыба, ни мясо; 
  - держать язык за зубами; 
  - живет своим умом; 
  - быть не в настроении.
     Задание для второй команды  Из слов для справок подберите антонимы к фразеологизмам.   -  как кот наплакал; 
  - спустя рукава; 
  - набрать в рот воды; 
  - заварить кашу; 
  - через час по чайной ложке.
     Слова для справок:   - черепашьим шагом; 
  - засучив рукава; 
  - хоть пруд пруди; 
  - заливаться соловьём; 
  - расхлёбывать кашу.
    5. Конкурс капитанов  Капитаны команд определяют, какую профессию “представляют” данные фразеологизмы. Правильный ответ оценивается в один балл.   Задание для капитана первой команды   - этот номер не пройдет; 
  - быть на вторых ролях; 
  - под занавес; 
  - войти в роль. 
    (Профессия актера)   Задание для капитана второй команды   - снять стружку; 
  - топорная работа; 
  - разделать под орех; 
  - без сучка, без задоринки; 
  - бить баклуши. 
    (Профессия столяра)  6. Конкурс “Творческий”  Каждая команда выбирает конверт с фразеологизмами. С помощью жестов и мимики нужно изобразить значение фразеологизмов.  Конверты с заданиями:   - совать нос; ломать голову;
  - точить зуб; хоть глаз выколи;
  - держать ухо востро; с гулькин нос;
  - язык плохо подвешен; набраться терпения.
    IV. Подведение итогов соревнования.  Вот и окончено наше путешествие в мир фразеологии. Фразеологизмы делают нашу речь более ёмкой, образной, выразительной. В области изучения фразеологизмов сделано немало, но любое познание бесконечно. Мы призываем вас в путь, в дальнейший путь, который никогда не кончится, но всякое новое знание обогатит вас!   ЛИТЕРАТУРА   - М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Научный ред. Н.М. Шанский. Русский язык: Учебник для 6-го класса. М.: Просвещение, 2002. С. 44-48.
  - Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. Обучение русскому языку в 6-м классе. Методические рекомендации к учебнику для 6-го класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. С.37-41.
  - Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев. Русское слово: Факультативный курс “Лексика и фразеология русского языка (6-7 кл.)”; Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1987. С.95-135.
  - И.Д. Чаплыгина, Н.А. Герасименко, Н.Г. Ильинская и др. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С.131-148.
  - Под ред. Г.И. Канакиной, Г.В. Пранцовой. Уроки развития речи: Метод. Пособие для учителей-словесников по программе “Речь”: 6 класс. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С.9-15.
  - В.П. Фелицына, В.М. Мокиенко. Русские фразеологизмы: Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. М.: Русский язык. 1990. – 220 с.
    
Notice:  Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 
 
Notice:  Undefined offset:  1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 
 |