Учебные элементы | Учебные материалы | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ 1 | Входной контроль. Цель: проверить готовность к восприятию модуля. | Выполняется в тетради (10 мин.) |
1 вариант | 2 вариант |
1. Укажите неверное утверждение: А. Глагол – часть речи, которая обозначает действие. Б. Глаголы изменяются по временам. В. В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам. Г. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. | Внесите балл за правильный ответ в таблицу. |
2. Найдите глаголы СВ: а) найти; б) бить; в) доказать; г) отдыхать. | 2. Найдите глаголы НВ: а) изобретать; б) купить; в) прятаться; г) пожелтеть. | Внесите балл за правильный ответ в таблицу. |
3. Укажите предложения с переходными глаголами. А. Люблю родную сторону во всём её наряде скромном. Б. Мужество рождается в борьбе. В. Верить в победу добра и справедливости. | 3. Укажите предложения с непереходными глаголами: А. Я ничего не хочу. Б. Бороться за мир во всём мире. В. Красота спасёт мир. | Внесите балл за правильный ответ в таблицу. |
4. Укажите глаголы в повелительном наклонении: а) б) в) г) Расскажи о том, что было, будет, есть. | 4. Укажите глаголы в будущем времени: а) б) в) г) Расскажи о том, что было, будет, есть. | Внесите балл за правильный ответ в таблицу. |
5. Укажите безличные глаголы: а) светает; б) загорается; в) вечереет. | 5. Укажите безличные глаголы: а) волнуется; б) не спится; в) не спит. | Внесите балл за правильный ответ в таблицу. |
6. Какую букву (и или е ) нужно писать в окончаниях глаголов в следующем предложении: Лес не только уч..т, но и переучивает. а) В 1 слове е, во 2-м – и. б) В 1 слове и, во 2-м – е. в) В обоих словах е. г) В обоих словах и. | 6. Какую букву (и или е ) нужно писать в окончаниях глаголов в следующем предложении: Ветер крепко ду..т и гон..т тучи по небу. а) В 1 слове е, во 2-м – и. б) В 1 слове и, во 2-м – е. в) В обоих словах е. г) В обоих словах и. | Внесите балл за правильный ответ в таблицу. |
| 7. В каком из слов данных предложений нужен ь? Над водой клубит..ся туман. Туман начинает клубит..ся по над водой. а) В обоих словах нужен ь. б) В обоих словах не нужен ь. в) В 1-м слове нужен ь. г) Во 2-м слове нужен ь. | 7. В каком из слов данных предложений нужен ь? Грамоте учит..ся – всегда пригодит..ся. а) В обоих словах нужен ь. б) В обоих словах не нужен ь. в) В 1-м слове нужен ь. г) Во 2-м слове нужен ь. | Внесите балл за правильный ответ в таблицу. |
| 8. Укажите предложение, в котором не с глаголом пишется раздельно: а) Ребята, (не) трогайте гнёзда птиц. б) Я бы (не) жалел о потраченном времени на чтение книг. в) Всю ночь (не) истовствовал ураган. | 8. Укажите предложение, в котором не с глаголом пишется раздельно: а) Ребята, (не) разрушайте муравейники. б) Я бы (не) повторял ошибки своих друзей. в) Петя (не) доумевал, как это могло случиться. | Внесите балл за правильный ответ в таблицу. |
| 9. Какую букву нужно вставить в словах следующих предложений. Выберите правильный ответ. 1. Если вы его окликн..те, то он не отзовётся. 2. Ребята, окликн..те Васю. А. В 1-м предложении – е – глагол стоит в изъявительном наклонении, во 2-м – в повелительном наклонении – и. Б. В 1-м предложении – и – глагол стоит в повелительном наклонении, во 2-м – в изъявительном наклонении – е. В. В обоих предложениях – в повелительном наклонении – и. Г. В обоих предложениях – в изъявительном наклонении – е. | 9. Какую букву нужно вставить в словах следующих предложений. Выберите правильный ответ. 1. Выйд..те через калитку!. 2. Когда выйд..те, поверните направо. А. В 1-м предложении – е – глагол стоит в изъявительном наклонении, во 2-м – в повелительном наклонении – и. Б. В 1-м предложении – и – глагол стоит в повелительном наклонении, во 2-м – в изъявительном наклонении – е. В. В обоих предложениях – в повелительном наклонении – и. Г. В обоих предложениях – в изъявительном наклонении – е. | Внесите балл за правильный ответ в таблицу. |
| 10. Укажите глаголы с суффиксом -ева, -ова-: а) продл..вать; б) воспит..вать; в) совет..вать; г) чувств..вать. | 10. Укажите глаголы с суффиксом -ева, -ова-: а) наста..вать; б) забол..вать; в) присутств..вать; г) рисовать | Внесите балл за правильный ответ в таблицу. |
| 11. Укажите разноспрягаемые глаголы: а) искать; б) гнать; в) дать; г) хотеть. | 11. Укажите разноспрягаемые глаголы: а) бежать; б) кушать; в) лечь; г) есть. | Внесите балл за правильный ответ в таблицу. |
| Инструкция № 1. 1. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. 2. Если ответ неверный или сделана ошибка хотя бы в одном слове – 0 баллов. 3. Если вы допустили ошибку в № 1, выполняйте УЭ 2 № 2 – УЭ 3 № 3 – УЭ 4 № 4 – УЭ 5 № 5 – УЭ 5 № 6 – УЭ 5 № 7 – УЭ 5 № 8 – УЭ 5 № 9 – УЭ 5 № 10 – УЭ 5 № 11 – УЭ 5 За каждое правильно выполненное задание ставьте себе 1 балл в карточку учёта. 4. Если же вы выполнили УЭ 1 без ошибок, то приступайте к выполнению УЭ 13. | Заполните карточку учёта. |
УЭ 2 | Цель: актуализировать знания по теме «Определение глагола как части речи и его морфологические признаки». Задание: 1) прочитайте параграф учебника; 2) укажите правильный ответ: Глагол – часть речи, не имеющая следующего признака: а) падежа; б) лица; в) наклонения; г) вида. Сверьте свой ответ с приложением № 2. Если ответ ошибочный, то прочитайте ещё раз параграф и исправьте ошибку. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 2. Приступайте к выполнению УЭ 13. | Выполняется в тетради самостоятельно (2 мин.) |
УЭ 3 | Цель: актуализировать знания по теме «Вид глагола». Прочитайте правило: если глагол отвечает на вопрос что делать?, то это глагол несовершенного вида; если глагол отвечает на вопрос что сделать?, то это глагол совершенного вида. Задание. Выпишите из предложения глаголы несовершенного вида: Под лучами осеннего солнца краснеют и желтеют осиновые листья. Сверьте свой ответ с приложением № 3. Если ответ ошибочный, то обратитесь за помощью к учителю. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 3. Приступайте к выполнению УЭ 13. | Выполняется в тетради самостоятельно (2 мин.) |
УЭ 4 | Цель: актуализировать знания по теме «Переходные и непереходные глаголы». Задание: 1) прочитайте параграф учебника; 2) рассмотрите пример с образцом рассуждения: Люблю грозу в начале мая. Люблю – сочет. С сущ. грозу (В.п. без предлога), значит, переходный глагол. 3) Выполните упражнение: Желтели листья на деревьях. Выпишите из предложения глагол и укажите, он переходный или непереходный. Сверьте свой ответ с приложением № 4. Приступайте к УЭ 13. | Выполняется в тетради самостоятельно (2 мин.) |
УЭ 5 | Цель: актуализировать знания по теме «Наклонения глаголов». Задание: 1) прочитайте правило в учебнике; 2) выполните задание: укажите глагол в повелительном наклонении: Не смейте забывать учителей, Ведь лучшее всё в нас – От их усилий: Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей. Сверьте свой ответ с приложением № 5. Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 5. | Выполняется в тетради самостоятельно (2 мин.) |
УЭ 6 | Цель: актуализировать знания по теме «Безличные глаголы». Задание: 1) прочитайте правило в учебнике; 2) выполните упражнение: найдите безличный глагол в предложении, определите, в какой форме он употреблён. К утру посвежело. Сверьте свой ответ с приложением № 6. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 6.Приступайте к выполнению УЭ 13. | Выполняется в тетради самостоятельно (2 мин.) |
УЭ 7 | Цель: актуализировать знания по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов». Задание: 1) вспомните правило написания безударных личных окончаний глаголов: 1. Если глагол имеет приставку вы-, то попытайтесь отбросить её. Если без приставки ударение падает на окончание, то пишите полученную букву. Если ударение не падает на окончание, то выполняйте задание 2. 2. Поставьте глагол в начальную форму (сохранить вид). 3. Определите по суффиксу спряжение. 4. Если I спр. – в окончании е, ут, ют. Если II спр. – и, ат, ят. 2) выберите правильный ответ (е или и в окончаниях глаголов 3-го лица ). | а) | б) | в) | г) | рассвета..т | е | и | и | е | осмотр..т | и | и | е | и | пряч..тся | е | е | и | е | завис..т | е | и | е | и | Сверьте свой ответ с приложением № 7. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 7. Приступайте к выполнению УЭ 13. | Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.) |
УЭ 8 | Цель: актуализировать знания по теме «ь в глаголах». Задание: 1) вспомните правило: Ь пишется в глаголах – II л. ед.ч. (ешь, ишь) – начал. формы (беречь, купаться) – повелит. накл. в ед. мн. ч. (режь - режьте, сядь - сядьте) 2) выполните упражнение: вставить где следует ь в глаголах отреж.., отреж..те, радоват..ся, купает..ся, позвониш.., придумаеш.. . Сверьте свой ответ с приложением № 8. Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учета в УЭ 8. Приступайте к выполнению УЭ 13. | Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.) |
УЭ 9 | Цель: актуализировать знания по теме «НЕ с глаголами». Задание: 1) вспомните правило: не с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда глагол без не не употребляется; 2) рассмотрите пример с образцом рассуждения: негодовать – пишется слитно с не, т.к. нет слова «годовать», не_поехал в гостиницу – пишется раздельно с не, т.к. употребляется глагол «поехал»; 3) выполните упражнение: раскрыть скобки: а) (не) забудь об экскурсии; б) (не) посоветовался с другом; в) (не) здоровилось поутру. Сверьте свой ответ с приложением № 9. Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 9. Приступайте к выполнению УЭ 13. | Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.) |
УЭ 10 | Цель: актуализировать знания по теме «Различение на письме форм изъявительного и повелительного наклонения». Задание: 1) рассмотрите примеры рассуждений: Выйдите из комнаты! Выйдите – повел.накл. Когда выйдете, прикройте дверь. Выйдете – будущ.вр., изъявит.накл.;выйти – I спр., значит, в окончании пишется е. Когда выходите из автобуса, будьте осторожны. Выходите – наст.вр., изъявит. накл.; выходить – II спр., значит, в окончании пишется и. 2) выполните задание: вставьте букву в глаголах Выбер..те себе книгу поинтереснее. Когда выбер..те, дайте почитать своему другу. Сверьте свой ответ с приложением № 10. Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 10. Приступайте к выполнению УЭ 13. | Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.) |
УЭ 11 | Цель: актуализировать знания по теме «Правописание гласных в суффиксах глаголов». Задание: 1) прочитайте алгоритм (порядок рассуждения). Алгоритм. 1. Если поставить глагол в форму 1 лица ед. ч., то суффикс 2. Поставить ударение в глаголе. 3. Суффикс –ва-, а перед суффиксом стоит другой суффикс (того глагола, от которого произошёл данный глагол) или часть корня. 2) рассмотрите пример: Танцевать – я танцую (выпадает суффикс, значит, -ова- (-ева-)). Наливать – я наливаю (суффикс не выпадает, значит, это или суффикс ыва (ива) или ва; ударение падает на суффикс, значит, ва, перед ним пишется буква и, т.к. корень – налить). 3) выполните упражнение: Воспит...вать Запечатл..вать Закр..вать. Сверьте свой ответ с приложением № 11. Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 11. Приступайте к выполнению УЭ 13. | Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.) |
УЭ 12 | Цель: актуализировать знания по теме «Разноспрягаемые глаголы». Задание: 1) прочитайте параграф учебника; 2) выполните задание УЭ 1 № 11, другой вариант. Сверьте свой ответ с приложением № 12. Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 12. Приступайте к выполнению УЭ 13. | Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.) Проверяется с помощью смарт-доски. |
УЭ 13 | Цель: систематизация и обобщение знаний по теме «Правописание окончаний и суффиксов глаголов». Задание: Вставьте пропущенные буквы в окончаниях и суффиксах глаголов и расставьте знаки препинания. Начина..т светать и пробужда..тся природа. Просыпаются птицы и расп..вают на все лады. Хоч..тся вдохнуть свежести и ты выход..шь из дома. Ещё прохладно но ты с наслаждением идёшь босиком по мокрой траве. Пахн..т сыростью но дыш..тся легко. Если вам посчастлив..тся то вы увид..те белочку. Встреча с этим зверьком подним..т вам настроение. Выйд..те из дома и почувствуйте прелесть раннего утра! Проверьте свою работу с помощью смарт-доски. Поставьте себе оценку: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4»,3-4 ошибки – «3», 5 и более ошибок – «2».Приступайте к выполнению УЭ 14. | Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.) |
УЭ 14 | Цель: систематизация и обобщение знаний по теме «Правописание ь в различных частях речи». Задание:Вставьте, где это необходимо, ь. Помощ.., рассеч.., плащ.., свеж.., колюч.., струит..ся (река), намаж.., выгониш.., раздуеш.., помоч.., согрет..ся, надеят..ся, надеют..ся, степ.., воз..му, познаком.., познаком..ся, пахуч.., спряч.., спряч..тесь, спряч..ся, спряч..те, вееш.., вращаеш.. . Выпишите через запятую номера тех слов, где ь не нужен. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте. Приступайте к выполнению УЭ 15. | Выполняется на листочке (5 мин.) Оцените работу соседа: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2». |
УЭ 15 | Цель: систематизация и обобщение знаний по теме «Не с разными частями речи». Задание: Спишите в тетрадь, раскрывая скобки. 1. Машины скрылись в (не) проглядной яме. 2. С первыми оттепелями раздаётся (не) грустное, а весёлое щебетание воробьёв. 3. Я (не) хочу пропускать занятия. 4. Овраг (не) глубокий, но широкий. 5. (Не) решительность вратаря привела к проигрышу. 6. Сестра купила (недорогую) игрушку. Выпишите номера тех предложений, где не пишется слитно со словом, на листочек и сдайте учителю. Приступайте к УЭ 16. | Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.) Записывается на листочке, сдаётся учителю. |
УЭ 16 | Цель: творчески применять полученные знания в новых условиях. Задание: 1) составьте 3 предложения с глаголами: перебрасывались, закутывались, разгорался; 2) придумайте глагол по его морфологическим признакам: несовершенного вида, непереходный, стоит в прошедшем времени, мужском роде, единственном числе. Составьте с ним сложное предложение. Приступайте к УЭ 17. | Выполняется в тетради (5 мин.) Проверяется учителем. |
УЭ 17 | Цель: творчески применять полученные знания в новых условиях. Задание: 1) Составьте миниатюру (6-7 предложений) на тему «Весна пришла!» 2) Используйте в тексте глаголы разных наклонений, подчеркните окончание глаголов. Приступайте к выполнению УЭ 18. | Выполняется в тетради (5 мин.) Проверяется учителем. |
УЭ 18 | Выходной контроль. Цель: оценить уровень подготовки к контрольному диктанту, уровень усвоения всей темы. Задание: напишите проверочный диктант. | Выполняется в тетради (15 мин.) |