“ќѕ 20 статей сайта

 Х —очинени€ по литературе
 Х ‘илологи€ - рефераты
 Х ѕреподавание литературы
 Х ѕреподавание русского €зыка

 Ќј…“» Ќј —ј…“≈:


   –екомендуем посетить






























































ѕреподавание русского €зыка

ѕовторительно-обобщающий урок по теме "ѕредложени€ с однородными членами"

ƒобавлено: 2013.08.09
ѕросмотров: 914

ћуравьЄва »рина ¬алерьевна, учитель русского €зыка и литературы

ѕ–ќ√–јћћј: учебный комплекс под редакцией ¬.¬. Ѕабайцевой

 Ћј——: 5

“≈ћј: Ђ ѕ–≈ƒЋќ∆≈Ќ»я — ќƒЌќ–ќƒЌџћ» „Ћ≈Ќјћ»ї

Ќј«¬јЌ»≈ ”–ќ ј: Ђ¬«√Ћяƒ ¬ Ѕ”ƒ”ў≈≈ї

÷≈Ћ» ”–ќ ј:

  • дифференцировать однородные члены предложени€
  • закрепить пон€тие обобщающего слова при однородных членах
  • повторить способы соединени€ однородных членов и знаки препинани€
  • провести повторение по разделам €зыкознани€
  • развитие речи учащихс€
  • развитие логического мышлени€, творческого мышлени€

ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈: дидактический материал: словарна€ стать€ (текст в конспекте), распечатка текста.

’ќƒ ”–ќ ј

1. ќргмомент. ѕриветствие

2. ѕостановка учебной цели и задач.

ќбращение к схемам на доске:

[ќ, ќ]. [ќ, а ќ]. [ќ и ќ]. [ќ: ќ, ќ,ќ].

”„»“≈Ћ№: ƒанные схемы говор€т нам о теме нашего урока.  акова же она, на ваш взгл€д? Ќад чем мы будем работать сегодн€?

ƒ≈“»: ћы будем работать над однородными членами предложени€.

”„»“≈Ћ№: »так, действительно, тема нашего урока Ђѕредложени€ с однородными членамиї, а проведем мы его под рабочим названием Ђ¬згл€д в будущееї. («апись даты и темы в тетради).

3. –абота со словарной статьей.

”„»“≈Ћ№: ¬згл€д в будущее. Ќаверное, невозможно его представить теперь без компьютера. ѕоэтому, слово, о котором будем говорить, -  ќћѕ№ё“≈–.

¬ своих словар€х запишите данное слово (производ€тс€ записи в ученических словар€х). Ќепровер€ема€ гласна€ в первом слоге ќ, разделительный м€гкий знак, звук [т] произноситс€ твердо.

¬ы€сним этимологию слова по словарной статье. (–абота со словарной статьей).

 ќћѕ№ё“≈– -а, м. (англ. сomputer- лат. сomputare- считать, вычисл€ть) јвтоматическое устройство, действующее по заданной определенной программе и обрабатывающее в кратчайшие сроки большие объемы информации дл€ решени€ научных или промышленно- хоз€йственных задач.
* омпьютеризаци€.  омпьютерный.

ƒ≈“»: —лово пришло к нам из английского €зыка, имеет латинский корень.

”„»“≈Ћ№: ¬ы€сним лексическое значение слова.

ƒ≈“»: читают статью.

”„»“≈Ћ№: ƒанна€ стать€ вз€та из Ўкольного словар€ иностранных слов 1990 года издани€.  акую новую информацию вы бы добавили? ѕочему она по€вилась?

ƒ≈“»:  омпьютер служит средством общени€ ( »нтернет). ћожно получить всю необходимую информацию, например, подготовить сообщение.

∆изнь мен€етс€, компьютер совершенствуетс€, и это несет изменени€ в значение слова.

”„»“≈Ћ№:  акие слова образуютс€ от основы слова  ќћѕ№ё“≈–Ш

ƒ≈“»: отвечают по статье

4. —тилистическа€ разминка

”„»“≈Ћ№: ќпределите, чем различаютс€ пары слов: компьютер-комп, клавиатура-клава?

ƒ≈“»: —ферой употреблени€, нормой употреблени€.

5. ќбъ€снительный диктант.

”„»“≈Ћ№: Ќа следующем этапе работы запишем словосочетани€, лексически св€занные с темой Ђ омпьютерї, повторим правописание окончаний имен существительных в падежах. (ƒиктовка).

ѕо€вл€етс€ на экране, загл€нуть на сайт, корпус из пластика, переключаетс€ автоматически, работать на компьютере, запись на диске, нажать на клавишу, объем пам€ти, в новой модели, найти файл.

”ченики выход€т к доске, записывают словосочетани€, комментируют, выдел€ют окончани€, определ€ют падеж.

”„»“≈Ћ№:  акими €вл€ютс€ словосочетани€ в нашей диктовке? ƒокажите.

ƒ≈“»: ѕодчинительными. ≈сть главное и зависимое слово. ќт главного к зависимому можно задать вопрос. Ќапример, объем (чего?) пам€ти.

”„»“≈Ћ№:  акими сочетани€ми слов €вл€ютс€ однородные члены предложени€?

ƒ≈“»: —очинительными. ќни равноправны по отношению друг к другу.

6. ”стный опрос.

”„»“≈Ћ№: „то называетс€ однородными членами предложени€?

 акие члены предложени€ €вл€ютс€ однородными?  ак св€зываютс€ между собой однородные члены предложени€?

ƒ≈“»: дают теоретически обоснованные ответы.

7. –абота с предложени€ми.

”„»“≈Ћ№: ѕроверим теоретические знани€ на практике.

- Ќаверное, ваши мамы говор€т, что от компьютера вас за уши не оттащишь. ¬ы любите отстреливать страшных монстров, зарабатывать тыс€чи очков, путешествовать по виртуальным лабиринтам, обожаете компьютерные игрушки. «накомьтесь, это компьютерные игры.

Ќа доске записаны предложени€ (возможно использование интерактивной доски):

—уществуют различные жанры компьютерных игр аркады квесты ролевые игры стратеги€ симул€торы.

¬ аркадах нужно выбрать оружие прицелитьс€ и разнести в клочь€ врагов- монстров.

¬ квестах выбираетс€ одно из возможных решений. Ѕрать или не брать телефонную трубку отдать кому-то что-то или не отдавать.

¬ ролевых играх учитываютс€ не только сила и боекомплект но и навыки заклинани€

ћечтаешь о карьере великого автогонщика или космонавта? “огда игра Ц симул€тор дл€ теб€.

«адание: найти однородные члены предложени€, , определить их синтаксическую роль, найти обобщающее слово, расставить знаки препинани€, составить схемы. (¬ыполн€етс€ коллективно с комментари€ми).

”„»“≈Ћ№: —делаем выводы: каким еще членом предложени€ может быть?  акие союзы соедин€ют однородные члены предложени€? ќбратите внимание на союз, соедин€ющий однородные члены в четвертом предложении. Ёто составной союз не только, но и

ƒ≈“»: отвечают на вопросы

”„»“≈Ћ№: —оставить предложени€ по схемам (э.2), отвечающие на вопрос: Ђ акие игры нрав€тс€ вам или в какие вы бы хотели сыграть?ї

ƒ≈“»: я люблю играть в аркады, квесты. ћне нрав€тс€ симул€торы, а не стратеги€.

8. –еализаци€ домашнего задани€.

”„»“≈Ћ№: ¬озможно, компьютерные игры Ц один из вариантов будущего. ј каким оно представл€етс€ вам? ¬ качестве домашнего задани€ вам было предложено написать мини- сочинение Ђ¬згл€д в будущееї, употребив однородные члены предложени€

ƒ≈“»: читают работы

9. –абота с текстом. Ѕеседа

”„»“≈Ћ№: ¬аши версии, безусловно, интересны. “еперь посмотрим на мнение ученых в прогнозе будущего. („тение текста).

 ак легко жить!

“ебе повезло: жить в XXI веке легко, а скоро станет еще легче.

∆изнь твоей мамы значительно облегчают пылесос, холодильник, стиральна€ и посудомоечна€ машины, набор бытовой химии и Ђумных тр€почекї со спецпропиткой. ј совсем скоро ты сможешь активировать роботов-уборщиков или запустить кухонные машины, чтобы они разогрели обед к твоему приходу.

’олодильник будет информировать теб€ о наличии продуктов или самосто€тельно пополн€ть запасы еды через интернет-магазины.

“кани научатс€ самоочищатьс€ и разглаживатьс€, пока ты спишь.

¬ массовую продажу поступ€т летающие машины, будут использоватьс€ сверхскоростные поезда, развивающие скорость до 500 км/ч.

¬ ближайшее врем€ должно по€витьс€ лекарство, способное победить ¬»„, самую страшную болезнь XXI века.

 омпьютеризовано будет все. ќдежда научитс€ подстраиватьс€ под погоду или следить за здоровьем нос€щего. —уперзеркало сможет пример€ть на твое отражение не только прически, но и одежду.

» это не фантастика!

”„»“≈Ћ№:  ак вам будущее?

ƒ≈“»: высказывают свое мнение.

”„»“≈Ћ№: ¬ыполним р€д заданий по тексту.

„то отражает заголовок- тему или основную мысль?

ƒ≈“»: ќсновную мысль - развитие техники облегчает жизнь человека.

”„»“≈Ћ№:  ак св€заны между собой предложени€? —пособ св€зи?

ƒ≈“»: ѕараллельный. ¬се предложени€ подчинены одной мысли.

”„»“≈Ћ№: Ќайдите предложени€ с однородными членами,  акова их роль в речи?

ƒ≈“»: называют предложени€. ќднородные члены предложени€ эконом€т средства €зыка, служат раскрытию основной мысли текста - показать разнообразные приемы облегчени€ быта жизни.

”„»“≈Ћ№: ќбъ€сните постановку знаков препинани€ во втором предложении.

ƒ≈“»: «наки препинани€ сто€т при однородных членах предложени€.

”„»“≈Ћ№: Ќайдите сложные слова в данном тексте.

ƒ≈“»: —пецпропитка, интернет-магазины, посудомоечна€, роботы-уборщики.

”„»“≈Ћ№: Ќайдите составной союз, соедин€ющий однородные члены предложени€, о котором мы узнали сегодн€.

ƒ≈“»: Ќе только, но и

”„»“≈Ћ№: Ќайдите слово, самое трудное в правописании, на ваш взгл€д.

ƒ≈“»:  омпьютеризовано. ќбразовано от слова с непровер€емым написанием, есть орфограмма на правописание н-нн

”„»“≈Ћ№:  ака€ орфограмма встречаетс€ в тексте чаще всего?

ƒ≈“»: -“с€ и -тьс€ в глаголах

”„»“≈Ћ№:  акое из завоеваний научной мысли вы считаете самой главной и почему?

ƒ≈“»: ¬ажно и интересно многое, но самое главное - суметь победить неизлечимые болезни.( –ассуждени€ учеников).

”„»“≈Ћ№: Ќаверное, с компьютерами действительно легче жить. Ќо хочетс€ верить, что простые чудеса человек не разучитс€ делать сам. —ейчас € предлагаю вам это проверить. ¬станьте и загл€ните под сиденье стула. («аранее дл€ детей готов€тс€ сюрпризы. Ёто может быть записка от родителей или от учител€ с пожелани€ми, напутствием, шуточного содержани€). ¬от видите, дл€ того, чтобы человек улыбнулс€, и у него подн€лось настроение, нужно совсем небольшое усилие. ј когда у человека хорошее настроение, действительно, легко жить!

10. »тог.

”„»“≈Ћ№: —егодн€ мы поработали плодотворно. «акрепили учебную тему, побывали в будущем, совершили маленькое чудо. (ќценивание, объ€снение домашнего задани€). ƒомашнее задание: І 21, упражнение 307.