Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2203 Лебедева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Знать: об образовании существительных с помощью суффиксов -ек, -ик, о способе действия при выборе данных суффиксов. Уметь: владеть способом действия при выборе суффиксов -ек, -ик. Оборудование: компьютер, проектор, кинофильм «Приключения Буратино», дидактический материал, кукла-игрушка Буратино. Ход урока (На доске висит кукла-игрушка Буратино.) Учитель: Посмотрите на доску, ребята. Что вас удивило? Что показалось необычным? (Буратино). – Вы спросите: «А какое отношение имеет Буратино к уроку русского языка?» Я отвечу: «Самое непосредственное: сегодня Буратино – наш помощник. – К какой части речи относится слово Буратино? (Существительное). Учитель: Мы с вами как раз изучаем правописание существительных. И сегодня вместе с Буратино мы будем путешествовать по его родной сказке и будем учиться правильно писать имена существительные. «Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу». Что произошло дальше? «Буратино продал свою азбуку за 4 сольдо». [1]. Впереди его ждали ужасные опасности и страшные приключения. 1. Индивидуальные задания, связанные с правописанием существительных. (4 сольдо. На каждом – задание). Карточка 1 [O и O]. Камен…, водопровод…, барабан…, стекол…, полиров…, сбор…, развед…, перебеж…, газет…, бетон…, рассказ.. . Карточка 2 [ ], ( ). Развед…, буриль…, табун…, разнос…, зачин…, перевод…, пулемёт…, уголь…, забастов.. . Карточка 3 Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. Свой выбор объясните.
Карточка 4 Раскройте скобки. Приведите два примера с другим написанием НЕ.
2. Творческий диктант Вспомните героев сказки «Приключения Буратино». Запишите слова, выделив орфограмму -чик, -щик. – Папа Карло – бродячий музыкант с шарманкой или (шарманщик). 3. Учитель: Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили правило о правописании суффиксов -чик, -щик, определите, соответствует ли указанному правилу написание данных слов: САМОВАРЧИК, ТРАМВАЙЧИК, РУКАВЧИК, ТЮЛЬПАНЧИК. (На доске.) Вывод: Суффикс -чик имеет значение не «профессия», «специальность», а уменьшительно-ласкательное. Учитель: Какие ещё уменьшительно-ласкательные суффиксы вы знаете? Вывод: У прилагательных -еньк, -оньк, у существительных -ок, -ек, -ик. 4. Учитель: Сейчас самое время вспомнить название сказки о Буратино: «Золотой ключик, или приключения Буратино». Буратино – деревянный человечек с длинным носом. А какие буквы писать в суффиксах существительных КЛЮЧИК, ЧЕЛОВЕЧЕК? Тема урока: «Гласные в суффиксах существительных -ек , -ик.». Чтение правила (стр. 105 ).[2]. 5. Учитель. Суффиксы -ек, -ик имеют уменьшительно-ласкательное значение. Назовите ласково предметы, нас окружающие. (Учащиеся заполняют таблицу примерами. Выделяют орфограмму.)
6. Учитель. А сейчас вместе с Буратино мы отправимся в гости к Мальвине. Описывая её дом, будем использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему? Вывод: Мальвина – это кукла, в куклы играют дети. Игрушки для малышей имеют всегда ласковые названия. Задание. Составьте рассказ по опорным словам, записанным на доске. В помощь учащимся. Кадры из к/ф «Приключения Буратино». ДОМИК МАЛЬВИНЫ.
Пример. Через овражек был перекинут мостик. Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре окошка. Дорожки вокруг домика покрывал чистенький песочек. Из фонтана била тоненькая струйка воды, в ней плескался полосатый мячик. В саду цвёл душистый горошек. Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать. 7. Учитель. Что увидел Буратино дальше? Упр.252 (устно).[2]. 8. Заключение Учитель. Сегодня на уроке мы изучали правописание суффиксов -ек, -ик. А помогала нам сказка А. Толстого « Золотой ключик, или приключения Буратино». Заканчивается сказка и заканчивается наш урок. «Раздался звук, будто провели смычком по струнам. Вспыхнули матовые уличные фонарики. На сцене была городская площадь. Двери в домах раскрылись, выбежали маленькие человечки, полезли в игрушечный трамвай. Кондуктор зазвонил, вагоновожатый завертел ручку, мальчишка живо прицепился к колбасе, милиционер засвистел, – трамвай укатился в боковую улицу между высокими домами. Проехал велосипедист на колёсах – не больше блюдечка для варенья. Пробежал газетчик, – вчетверо сложенные листки отрывного календаря – вот какой величины были у него газеты. Мороженщик прокатил через площадку тележку с мороженым. На балкончики домов выбежали девочки и замахали ему, а мороженщик развёл руками и сказал: – Всё съели, приходите в другой раз. Тут занавес упал, и на нём опять заблестел золотой зигзаг молнии.» [1]. Домашнее задание: упр. 251, правило.[2]. Примечание.
Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |